Программа курса для 5-9 класса Интерпретация текстов разных жанров

Пояснительная записка
Развитие устной и письменной речи учащихся – одна из основных задач русского языка как школьного предмета. Ведущий вид деятельности на уроках развития речи – это работа с текстом. Этапы данной работы – чтение (или слушание), осмысление, переработка текста. Результатом выполнения названных этапов должна стать интерпретация, то есть создание своего текста.
Грамотное выполнение мониторинговых и экзаменационных работ требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать.
В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающей в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Основная цель курса – научить интерпретации как главному способу истолкования текста. С точки зрения требований к лингвистической подготовке современного школьника интерпретация – наиболее предпочтительный способ истолкования текст, так как отличается объективностью, достоверностью и сформулированностью высказывания.
Задачи курса:
1) сформировать умения и навыки работы с текстом, учитывая интеллектуальные и психологические возможности, а также интересы и проблемы определенной возрастной группы учащихся;
2) научить способам и приемам интерпретации при переходе от авторского текста к собственному высказыванию и строить лингвистические рассуждения в соответствии с требованиями ГИА.
3) сформировать лингвистические умения и навыки, которые в дальнейшем станут базой для проведения в старших классах филологического анализа и любого уровня интерпретации текста предложенного стиля.
Предполагаемый результат программы – сформированные навыки и умения интерпретации текстов разных типов, стилей, жанров; грамотное построение учащимися собственного текста разного уровня сложности на основе авторского.




Содержание программы
5 класс
Понятие о языке и речи ( 2ч.).
Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая (А) стихотворная речь; Б) прозаическая речь)
Понятие о связном тексте ( 5 ч.)
Отличие текста от набора предложений, простых и сложных. Понятие о связи предложений в тексте при помощи сочинительных союзов, местоимений, синонимов. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Понятие о ключевых словах.
Общее понятие об основных типах речи ( повествовании, описании, рассуждении) (27 ч.)
Последовательность событий при повествовании Специфические языковые средства, характерные для повествования Рассказ как основной повествовательный жанр Специфические языковые средства, характерные для описания Логическая структура описания Роль заглавия в описании как важного характеризующего средства. Виды описания Сопоставление разных по стилю описаний на одну тему Описание картины Приемы устного рисования Структура текста-рассуждения. Рассуждение в форме ответа на вопрос Рассуждение в форме орфографического правила Рассуждение на лингвистическую тему по образцу Рассуждение по поводу услышанного с формулированием вывода оценки Рассуждение по поводу смысла пословицы, притчи, стихотворения (письменное и устное)
Понятие об интерпретации как истолковании текста (1 ч.)

6 класс
Цельность художественного текста (6 ч.)
Темы широкие и узкие. Структура текста. Комплекс ключевых слов и предложений. Простой и сложный план. Роль эпиграфа. Взаимосвязь темы и стилистической принадлежности текста.
Формы художественного текста (2 ч.)
Особенности прозаической речи. Своеобразие поэзии как формы художественного текста. Роды художественного текста (3 ч.)
Эпос. Лирика. Драма.
Эпические и лирические жанры (2ч.)
Интерпретация отрывка текста эпического произведения. Интерпретация отрывка текста лирического произведения.
Лексические средства связи предложений в тексте (2 ч.)
Варианты связи предложений в тексте, их синонимическая замена. Описательный оборот.
Понятие о данном и новом в предложении и в тексте (4 ч.)
Способы выражения данного и нового. Последовательная и параллельная структура текста. Языковое выражение последовательного и параллельного строения.
Повтор как лингвистический прием для создания точности речи (4 ч.)
Повтор в научном и деловом стиле. Повтор при параллельном способе связи.
Типы речи (3 ч.)
Текст смешанного типа речи, микротемы в нем. Смысловые части текста как соотношение разных типов речи. Интерпретация текста со смешанными типами речи.
Композиция текста (6 ч.)
Языковые средства, оформляющие основные композиционные элементы. Способы авторской оценки в произведении лирического и эпического жанра.
Интерпретация текста-описания (4 ч.)
Описание с элементами оценки. Построение текста-описания с элементами повествования. Построение текста-повествования с элементами описания.

7 класс
Планирование речи (5 ч.)
Содержательность, стройность, доказательность как необходимые составляющие грамотного высказывания. Отличие планов устного и письменного высказывания. План простой и сложный. Различие планов по синтаксическим признакам (повествовательные, вопросные, номинативные).
Интерпретация текстов устных стилей (8 ч.)
Интерпретация текста разговорного стиля. Интерпретация текста ораторского стиля. Лингвистические средства создания текста ораторского стиля (афоризмы, цитаты, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы, антитеза).
Цитирование как обязательный элемент аргументированного высказывания (4 ч.) Способы цитирования. Композиционная обусловленность использования цитат. Составление цитатного плана.
Особенность интерпретации текста научного стиля (4 ч.)
Деление текста на смысловые фрагменты. Определение типологической характеристики научного текста (теоретического, методического, установочного). Формулировка фиксирующих фраз, раскрывающих тему научного текста.
Интерпретация текста публицистического стиля (5 ч.)
Рассказ на основе услышанного. Сообщение с целью информационного воздействия .Отзыв о книге. Общая характеристика публицистического стиля.
Построение устных и письменных высказываний на лингвистические темы (7 ч.) Аргументирование собственной точки зрения. Дискуссионные рассуждения. Построение текста по типу сравнения (деепричастие и наречие, предлог и союз).

8 класс
Теоретическое определение текста (7 ч.)
Логическая структура текста. Родовое и видовое в тексте. Микротема и смысловая часть. Микротекст. Смысловая часть и микротекст. Смысловая часть и абзац. Параметры текстов различных стилей (объем, количество терминов, смысловых тем, повторов).
Углубление изученных ранее понятий связной речи (8 ч.)
Построение сложного плана с включением цитат. Данное и новое в текстах различной стилистической принадлежности. Формы и средства выражения нового. Средства связи данного и нового. Цепная и параллельная структура текста. Языковое выражение анафоры и эпифоры. Способы связи строф в лирическом стихотворении.
Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях (10 ч.) Интерпретация обзорной статьи. Интерпретация кинофильма. Составление критической статьи. Выступление дискуссионное, агитационное, приветственное.
Творческая интерпретация текста с лингвистическим заданием (9 ч.)
Использование экспрессивных синтаксических средств (градации, параллелизма, рядов однородных членов, обособленных определений). Изобразительная роль обособленных определений в художественном описании интерьера, пейзажа, портрета. Словесная зарисовка (парцелляция). Уточняющие, поясняющие присоединительные конструкции в выражении субъективной авторской оценки.

9 класс
Простое и сложное предложение как элементы текста (10 ч.)
Синтаксическая синонимия. Трансформация простых предложений. Трансформация сложных предложений различных типов и видов. Период как средство экспрессивного синтаксиса в поэтическом и прозаическом художественном тексте. Градация в сложном предложении с различными типами связи. Художественная роль сложного бессоюзного предложения с однотипной и разнотипной связью. Конструирование сложного предложения и текста по заданной синтаксической модели.
Приемы сокращения текста (10 ч.)
Исключение как вид сокращения текста. Обобщение как вид сокращения в интерпретированном тексте. Сокращение текста-повествования. Сокращение текста-описания. Сокращение текста-рассуждения. Творческая работа, связанная с сокращением прослушанного текста .
Интерпретация текста с лингвистической тематикой (14 ч.)
Интерпретация правила о знаках препинания. Интерпретация правил о частях речи .Интерпретация правил о членах предложения. Построение узкого аргументированного высказывания на лингвистическую тему.


























Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема
Речевые умения
Кол-во часов
Формы контроля

Понятие о языке и речи – 2ч.

1. Устная и письменная форма речи
1.Умение осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово.
2. Умение грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
1


2. Речь диалогическая и монологическая
А) стихотворная речь
Б) прозаическая речь

1


Понятие о связном тексте – 5 ч.

1. Отличие текста от набора предложений, простых и сложных
Формирование коммуникативных способностей учащихся: умения понять структуру текста и грамотно передать его фактическое содержание
1


2. Понятие о связи предложений в тексте при помощи сочинительных союзов, местоимений, синонимов

1


3. Основная мысль текста

1


4. Смысловые части текста

1


5. Понятие о ключевых словах

1


Общее понятие об основных типах речи
( повествовании, описании, рассуждении) – 27 ч.

1. Последовательность событий при повествовании
1. Умение различать тексты различных типов.
2. Умение интерпретировать услышанные и прочитанные тексты.
3. Умение составлять собственные тексты различных типов речи
1
Контрольная работа № 1

2. Специфические языковые средства, характерные для повествования

2


3. Рассказ как основной повествовательный жанр
1. Умение рассказать случай из собственного опыта.
2. Умение построить сообщение на основе услышанного.
3. Умение построить пересказ с изменением лица.
4. Умение использовать приемы творческого рассказывания.
3


4. Специфические языковые средства, характерные для описания
1. Умение различать тексты различных типов.
2. Умение интерпретировать услышанные и прочитанные тексты.
3. Умение составлять собственные тексты различных типов речи.
4. Умение создавать пейзажные, портретные описания и описания животных
2


5. Логическая структура описания

1


6. Роль заглавия в описании как важного характеризующего средства

1


7. Виды описания

3


8. Сопоставление разных по стилю описаний на одну тему

1


9. Описание картины

1


10. Приемы устного рисования

2
Контрольная
работа № 2

11. Структура текста-рассуждения
Умение составлять тексты-рассуждения разных видов; владение специфическими языковыми средствами, характерными для текста-рассуждения
1


12. Рассуждение в форме ответа на вопрос

1


13. Рассуждение в форме орфографического правила

1


14. Рассуждение на лингвистическую тему по образцу

1


15. Рассуждение по поводу услышанного с формулированием вывода оценки

1


16. Рассуждение по поводу смысла пословицы, притчи, стихотворения (письменное и устное)

2
Творческая работа

Понятие об интерпретации как истолковании текста – 1 ч.

Понятие об интерпретации как истолковании текста
Формирование основных начальных понятий об интерпретации
2
Контрольная
работа № 3



6 класс
Тема
Речевые умения
Кол-во часов
Формы контроля

Цельность художественного текста – 6 ч.

1. Темы широкие и узкие
Умение выполнять начальный анализ текста с разнотипными частями и различными средствами связи между ними


1


2. Структура текста

1


3. Комплекс ключевых слов и предложений

1


4. Простой и сложный план

1


5. Роль эпиграфа

1


6. Взаимосвязь темы и стилистической принадлежности текста

1
Контрольная
работа № 1

Формы художественного текста – 2 ч.

1. Особенности прозаической речи
1. Умение различать тексты разных художественных форм.
2. Умение интерпретировать услышанные и прочитанные тексты
1


2. Своеобразие поэзии как формы художественного текста

1


Роды художественного текста – 3 ч.

1. Эпос
1. умение различать тексты различных родов;
2. умение интерпретировать услышанные и прочитанные тексты

1


2. Лирика

1


3. Драма

1


Эпические и лирические жанры – 2 ч.

1. Интерпретация отрывка текста эпического произведения
Умение интерпретировать небольшой отрывок текста разных жанров
1
Творческая
работа № 1

2. Интерпретация отрывка текста лирического произведения

1


Лексические средства связи предложений в тексте – 2 ч.

1. Варианты связи предложений в тексте, их синонимическая замена
Умение осознанно выбирать языковые единицы в процессе создания собственного текста
1


2. Описательный оборот

1


Понятие о данном и новом в предложении и в тексте – 4 ч.

1. Способы выражения данного и нового
Умение осознанно выбирать языковые единицы в процессе создания собственного текста
2


2. Последовательная и параллельная структура текста

1


3. Языковое выражение последовательного и параллельного строения

1


Повтор как лингвистический прием для создания точности речи – 4 ч.

1. Повтор в научном и деловом стиле

1


2. Повтор при параллельном способе связи

1


3. Приемы устранения ненужных повторов

2
Практическая работа

Типы речи – 3 ч.

1. Текст смешанного типа речи, микротемы в нем
Умение выполнить первичный анализ текста
1


2. Смысловые части текста как соотношение разных типов речи

1


3. Интерпретация текста со смешанными типами речи

1
Контрольная работа № 2

Композиция текста – 6 ч.

1. Языковые средства, оформляющие основные композиционные элементы
Умение верно выстроить композицию интерпретированного текста
2


2.Способы авторской оценки в произведении лирического и эпического жанра
Умение совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия авторскому замыслу
2


Интерпретация текста-описания – 4 ч.

1. Описание с элементами оценки
Умение вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль
2
Творческая работа № 2

2. Построение текста-описания с элементами повествования
1. Умение излагать повествовательный текст, осложненный описанием природы, обстановки, одежды (и др.) подробно и сжато
1


3. Построение текста-повествования с элементами описания

1



7 класс
Тема
Речевые умения
Кол-во часов
Формы контроля

Планирование речи – 5 ч.

1. Содержательность, стройность, доказательность как необходимые составляющие грамотного высказывания
Умение планировать интерпретированный текст
1


2. Отличие планов устного и письменного высказывания

1


3. План простой и сложный

1


4. Различие планов по синтаксическим признакам (повествовательные, вопросные, номинативные)
Умение составлять различные по своим синтаксическим признакам планы
2
Контрольная работа № 1

Интерпретация текстов устных стилей – 8 ч.

1. Интерпретация текста разговорного стиля
Умение строить пафосные устные высказывания на заданную тему, используя характерные для ораторского стиля средства
4


2. Интерпретация текста ораторского стиля

2


3. Лингвистические средства создания текста ораторского стиля (афоризмы, цитаты, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы, антитеза

2
Творческая работа № 1

Цитирование как обязательный элемент аргументированного высказывания - 4 ч.

1. Способы цитирования
Умение грамотно подбирать и использовать цитаты в композиции интерпретированного текста-
1


2. Композиционная обусловленность использования цитат

1


3. Составление цитатного плана

2
Контрольная работа № 2

Особенность интерпретации текста научного стиля – 4 ч.

1. Деление текста на смысловые фрагменты
Умение выделять самое важное в тексте научного стиля
1


2. Определение типологической характеристики научного текста (теоретического, методического, установочного)
Умение составлять определенную типовую структуру высказывания

1


3. Формулировка фиксирующих фраз, раскрывающих тему научного текста

2
Контрольная работа № 3

Интерпретация текста публицистического стиля – 5 ч.

1. Рассказ на основе услышанного
Умение создавать текст публицистического стиля по определенному заданию
1


2. Сообщение с целью информационного воздействия

2
Творческая работа № 2

3. Отзыв о книге

1


4. Общая характеристика публицистического стиля

1


Построение устных и письменных высказываний на лингвистические темы– 7 ч.

1. Аргументирование собственной точки зрения
Умение ориентироваться в тексте публицистического стиля (газетной статье, журнальной публикации и т.д.)
Умение составить элементарное высказывание на лингвистическую тему по предложенному заданию
1


2. Дискуссионные рассуждения

2


3. Построение текста по типу сравнения (деепричастие и наречие, предлог и союз)

4
Контрольная работа № 4


8 класс
Тема
Речевые умения
Кол-во часов
Формы контроля

Теоретическое определение текста – 7 ч.

1. Логическая структура текста
Умение кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты
1
Творческая
работа № 1
(составление связного аргументи-
рованного высказывания
на лингвисти-ческую тему)

2. Родовое и видовое в тексте

1


3. Микротема и смысловая часть

1


4. Микротекст

1


5. Смысловая часть и микротекст

1


6. Смысловая часть и абзац

1


7. Параметры текстов различных стилей (объем, количество терминов, смысловых тем, повторов)

1


Углубление изученных ранее понятий связной речи – 8 ч.

1. Построение сложного плана с включением цитат
Умение анализировать композиционные и языковые средства




1


2. Данное и новое в текстах различной стилистической принадлежности

1


3. Формы и средства выражения нового

1


4. Средства связи данного и нового

1


5. Цепная и параллельная структура текста

1


6. Языковое выражение анафоры и эпифоры

1


7. Способы связи строф в лирическом стихотворении
Умение эмоционально, риторически грамотно интерпретировать поэтический текст
2
Практическая
работа
(конкурс
чтецов)

Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях – 10 ч.

1. Интерпретация обзорной статьи
Умение кратко излагать содержание статьи
2


2. Интерпретация кинофильма
Умение анализировать материал с использованием средств субъективной оценки
2


3. Составление критической статьи
Умение собирать материал по двум и более источникам в соответствии с определенной темой и замыслом
3
Контрольная
работа № 2

4. Выступление дискуссионное, агитационное, приветственное
Умение грамотно строить устное выступление разных видов
3
Практическая работа
(конкурс
ораторского
мастерства)

Творческая интерпретация текста с лингвистическим заданием – 9 ч.

1. Использование экспрессивных синтаксических средств (градация, параллелизм, ряды ОЧП, обособленные определения)
Умение писать сочинения на основе воображения на морально-этическую, литературоведческую и другие темы
2


2. Изобразительная роль обособленных определений в художественном описании интерьера, пейзажа, портрета

4
Творческая работа № 2

3. Словесная зарисовка (парцелляция)

1


4. Уточняющие, поясняющие присоединительные конструкции в выражении субъективной авторской оценки

2



9 класс

Тема
Речевые умения
Кол-во часов
Формы контроля

Простое и сложное предложение как элементы текста – 10 ч.

1. Синтаксическая синонимия
Умение интерпретировать, трансформировать текст любого типа и жанра с помощью синтаксических средств.



1


2. Трансформация простых предложений

1


3. Трансформация сложных предложений различных типов и видов

1


4. Период как средство экспрессивного синтаксиса в поэтическом и прозаическом художественном тексте

1


5. Градация в сложном предложении с различными типами связи

1


6. Художественная роль сложного бессоюзного предложения с однотипной и разнотипной связью

2


7. Конструирование сложного предложения и текста по заданной синтаксической модели
Умение определять влияние синтаксической структуры текста на его композицию
3
Контрольная работа № 1

Приемы сокращения текста – 10 ч.

1. Исключение как вид сокращения текста
Умения грамотно сокращать текст, не утратив авторского стиля и замысла
2


2. Обобщение как вид сокращения в интерпретированном тексте

3


3. Сокращение текста-повествования

1


4. Сокращение текста-описания

1


5. Сокращение текста-рассуждения

1


6. Творческая работа, связанная с сокращением прослушанного текста

2
Изложение

Интерпретация текста с лингвистической тематикой -14 ч.

1. Интерпретация правила о знаках препинания
Умение в коротком лингвистическом тексте представить основные знания по лингвистической теме, полученные за курс средней школы
3
Творческая работа № 1

2. Интерпретация правил о частях речи

3
Творческая работа № 2

3. Интерпретация правил о членах предложения

3
Творческая работа № 3

4. Построение узкого аргументированного высказывания на лингвистическую тему

5
Семинар






Список литературы
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2000.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М.. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения.- М., 1986.
Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. – МИ., 2002.
Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. Русский язык. – М.:Дрофа, 2008
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебное пособие для студентов филологических факультетов. – М.: Просвешение, 1979.
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1994.
Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., 1979.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.
Электронная версия статьи: Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания// Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка. 1981.
(http:// www infolex.ru/ IZVA 81.html)
.










15