Развитие речи. Сочинение-повествование на основе личных впечатлений с элементами рассуждения (устно).
УРОК
Тема. Развитие речи. Сочинение-повествование на основе личных впечатлений с элементами рассуждения (устно).
Цель: сформировать у учащихся понимание термина «повествование», умение выделять его структурные части, формировать навыки подбора материала для сочинения на основании прочитанных и прослушанных текстов и корректировки написанного, систематизировать материал, составлять высказывание с учетом своего мнения. Оборудование: учебник раздаточный материал.
ХОД УРОКА
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
Какие типы речи вы знаете?
С какими из них вы уже знакомы подробнее?
Что значит «описать предмет»? В каких стилях это можно сделать? От чего зависит выбор стиля речи при описании?
Из каких частей состоит рассуждение?
Как вы думаете, что такое повествование? Где и когда вы встречаетесь с этим типом речи? Приведите примеры, когда вы использовали повествование в письменных работах.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
Работа с учебником.
Теоретический материал (с. 257).
Какая часть материала вам знакома, а какая оказалась совершенно новой?
Чтение текста.
Прочитайте отрывок из повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Выделите в нём завязку, кульминацию и развязку.
В день экзамена Таня разбудила Тёму на заре, и он все три предмета ещё раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва выпив стакан чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор присутствовал при всех трёх экзаменах. Тёма отвечал без запинки.
По исхудалому, тонкому лицу Тёмы видно было, что не даром дались ему его знания. Директор всматривался в горящие внутренним огнём глаза Тёмы и в первый раз почувствовал к нему какое-то сожаление.
По окончании последнего экзамена он погладил его по голове и проговорил:
Отличные способности. Могли бы быть украшением гимназии. Будете учиться?
Буду, прошептал, вспыхнув, Тёма.
Ну, ступайте домой и передайте вашей матушке, что вы перешли в третий класс.
Счастливый Тёма выскочил, как бомба, из гимназии.
Еремей, я перешёл! Все экзамены выдержал, без запинки отвечал.
Беседа.
Как вы думаете, почему так волновался Тёма? На какие размышления вас натолкнул этот текст-повествование?
Составьте самостоятельно план этого текста.
Выпишите опорные словосочетания, необходимые вам для его пересказа. Помните, что закончить пересказ нужно собственными выводами-рассуждениями.
Редактирование текста.
Как я провёл лето?
В первый день я ездил с дядей Володей на лошади, запряженной в телегу.
Когда рабочий день окончился, дядя Володя стал отпрягать лошадь. Когда он отпряг, он предложил поехать на лошади мне. Сначала я отказался ехать на лошади. Дядя уже хотел снять узду. Но я сказал, что поеду на лошади верхом. Я сел на лошадь и поехал. Я проехал на лошади до конюшни.
На второй день я поехал на лошади уже смелее.
Какие вопросы по смыслу текста у вас возникают? (В первый день чего? Почему автор передумал и решил все же ехать на лошади? Каковы впечатления от поездки? Трудно лиi страшно ли, интересно ли было? Помогал ли каким-либо образом дядя, или мальчик уже умел ездить на лошади?)
Отражает ли название тему текста? Предложите свое название.
Как удачнее можно передать разговор дяди и автора сочинения?
Какие слова на протяжении текста часто повторяются? Как перестроить предложения, чтобы отказаться от неоправданных повторов?
Какие рассуждения, выводы могут заканчивать этот текст?
Перескажите текст с учетом всех наших исправлений. Запишите получившийся текст, дополнив его придуманными подробностями, диалогом с дядей и выводами.
ИТОГ УРОКА
Беседа.
Что такое повествование? Когда и где вы встречаетесь с этим типом речи?
Из каких частей, состоит повествование?
В каких стилях речи оно может быть написано, судя по
двум примерам на уроке?
Рефлексия.
Чем вам понравились уроки работы над текстом?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать рассказ с элементами рассуждения на тему «Когда я был(а) маленьким(ой)...» (объем до 1 страницы).
15