Роль сказки при обучении диалогической речи на английском языке младших школьников


РОЛЬ СКАЗКИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация: данная статья рассматривает проблему обучения английскому языку в младшей школе, а именно, обучение диалогической речи младших школьников. В статье предлагается рассмотрение обучения диалогу на английском языке посредством сказочных текстов, которые наиболее соответствуют особенностям учащихся младшего школьного возраста; обсуждаются особенности обучения диалогической речи в младшей школе и возможный потенциал использования сказочных текстов при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: обучение английскому языку, начальная школа, сказочные тексты, диалогическая речь, младшие школьники.
Как известно, включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования помогает гармоничному развитию личности ребенка, развивает как общие, так и языковые способности. Но, ребенок, который только начинает знакомиться с новым для него предметом под названием «иностранный язык», входит в новую для него среду и нуждается в поддержке для более успешного формирования навыков и развития умений на неродном языке. Материалом для данной деятельности может послужить сказка, поэтому в данной статье будет рассматриваться вопрос обучения младших школьников диалогической речи на английском языке на базе сказок.
Учитывая все положительные стороны использования сказки при раннем обучении иностранному языку (развитие памяти, внимания, логического мышления и т.д.), можно столкнуться с фактом не частого использования сказки при обучении младших школьников иностранному языку. Зачастую, обучение на начальном этапе проходит в монотонном режиме заучивания языковых явлений, что ведет к отсутствию мотивации у детей и нежеланию продолжать изучение иностранного языка. Таким образом, отсутствие достаточного количества исследований по данной теме, а также целесообразность использования сказочной методики на начальном этапе обучения иностранному языку определяют актуальность исследования данного вопроса.
Большое внимание феномену сказки уделял А.И.Сухомлинский. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами», - вот его слова о сказке и ее роли для ребенка. (Сухомлинский В.А., 1974). Сказка помогает ученику младшей школы учиться с интересом, с удовольствием, что способствует быстрому и более прочному усвоению изучаемого материала.
Исследуя связь сказки и обучения диалогической речи, можно отметить, что диалог представляет собой одну из форм при обучении говорению на начальном этапе, а сказочные тексты, в данном случае, представляют собой цепь диалогических единств, отражая общение, взаимодействие сказочных героев. Основная задача на начальном этапе обучения диалогической речи на ИЯ—формирование умений элементарного реплицирования, когда учащиеся овладевают базовыми формами диалогических единств. Обучая диалогической речи младших школьников, следует ясно представлять, какими являются ее базовые характеристики, какими особенностями она обладает, и, главное, какие трудности могут возникнуть при обучении диалогу. Трудности обучения диалогической речи как раз вытекают из ее особенностей, таких как реактивность, ситуативность и эмоциональная окрашенность. Кроме того, зачастую говорение на иностранном языке провоцирует стрессовую ситуацию у младших школьников. В данной ситуации на помощь учителю приходит сказка и такие приемы, как драматизация, разыгрывание сказки по ролям. Будучи в роли того или иного сказочного героя, ребенок четче и яснее представляет себе ту речевую задачу, которая стоит перед ним. Игра не за себя, а за выдуманное существо или за какого-либо персонажа снимает стрессовый фактор в общении, детям хочется общаться, говорить, играя, они меньше боятся совершить ошибки, вовлекаясь в процесс. Такая особенность как ситуативность и спонтанность диалогической речи, также может быть сглажена правильной работой с диалогами-образцами из сказочных текстов, после чего у учащихся может сложиться база для создания собственных диалогов в похожих ситуациях общения. Большую роль здесь играет и наглядность.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что использование сказки при обучении диалогической речи на английском языке на начальном этапе несет за собой огромный потенциал. Это может помочь логично и разумно организовывать учебный материал в пособиях для младших школьников, способствовать его прочному закреплению, прививать любовь и интерес к изучению иностранного языка с малых лет и повышать уровень мотивации при обучении языку.
THE ROLE OF USING FAIRYTALES IN TEACHING DIALOGUE SPEECH TO YOUNG LEARNERS
Abstract: the aim of this article is to regard the problem of teaching dialogue speech in English to young learners. The main idea is to teach dialogue speech in primary school through fairytales which are the most suitable for young learners according to their age and psychological characteristics. The difficulties of teaching dialogue speech are also regarded in the article; thus, the texts of fairytales are believed to have a great potential for their usage during young learners’ lessons.
Key words: teaching English, primary school, young learners, teaching dialogue speech, fairytales, storytelling.
Список использованной литературы:Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Азбука, 2016. 448 с.
Мелешко А.В. Сказка как содержательная основа обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 476–480. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64396.htm. (дата обращения – 22.11.2016)
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. 460 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Ряданьска Школа, 1974. 288 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2103 «Иностр.яз». М.: Просвещение, 1986. 223 с.