Рабочая программа внеурочной деятельности Школа юного исследователя


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Орска»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от « 29 » августа 2014 г. УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ « Средняя
общеобразовательная школа № 17
г.Орска»
___________ О.Б.Стольникова Приказ № 68 / 27 от 02.09.2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа юного исследователя».
4800600191135Классы: 2-4
Учитель: Гузанова Юлия Рамильевна

Скажи мне – я забуду,Покажи мне – я запомню,Дай мне сделать это,И это станет моим навсегда”
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Школа юного - исследователя» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Обоснование для разработки.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов основном учебном процессе существенно ограничены.
1.2. Общая характеристика курса.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном
процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще
стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий,
исследовательский поиск.

Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей
в процесс саморазвития.

Задачи курса:
• развивать познавательные потребности младших школьников;
• обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым
для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
• формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности.

Основные разделы программы.
Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного
исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи
страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского
обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в
собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и
тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося
задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как
работа пойдет полным ходом.
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования,
ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной
средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому
специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса
исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг
по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может
быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает
разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся
включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей.
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная исследовательская практика.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований
и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной,
центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень
самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две
предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом
решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты
его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить
практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями
аргументировать собственные суждения.

1.3.Описание места курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана
на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа.
Занятия поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
1.4. Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и
1.5. Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Я - исследователь» формируются следующие
универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской
деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе
и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

1.6. Содержание программы.
Содержание занятий 2 класс.
Подпрограмма «Тренинг» (12ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Содержание занятий. 4 класс.
Тренинг исследовательских способностей- 11ч.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические
задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика 17 ч.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методикаи правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи
он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности-6ч.
Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
1.7. Структурирование содержания
Раздел Количество часов
1-2 класс 33ч.
Подпрограмма «Тренинг». 12 часов
Подпрограмма «Исследовательская практика» 15 часов
Подпрограмма «Мониторинг» 6 часов
3-4 класс – 34ч.
Подпрограмма «Тренинг». 11 часов
Подпрограмма «Исследовательская практика» 17 часов
Подпрограмма «Мониторинг» 6 часов

Тематическое планирование 2 класс.


№\пДата Тема. Основные виды деятельности.
Тренинг. 12ч 1 Что такое исследование?

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
2 Наблюдение и наблюдательность. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
3 Что такое эксперимент. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
4 Учимся вырабатывать гипотезы.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
5 Знакомство с логикой.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
6 Как задавать вопросы.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
7 Учимся выделять главное и второстепенное. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
8 Как делать схемы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.
9 Как работать с книгой.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
10 Что такое парадоксы.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
11 Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
12 Как сделать сообщение о результатах исследования.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Исследовательская работа. 15ч 13 Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
14 Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
15 Экспресс- исследование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
26 Семинар по итогам экскурсии. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Задавать вопросы.
17 Коллективная игра – исследование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
18-20 Коллекционирование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
21-24 Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
25-27 Сообщения о своих коллекциях. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Мониторинг. 6ч 28-29 Мини конференция по итогам экспресс – исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
30-31 Мини конференция по итогам собственных исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
32-33 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.

Тематическое планирование 4 класс
№\пдата Тема. Основные виды деятельности.
Тренинг.11ч
1 Культура мышления Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Классифицирование. Определение понятий.
Практические задания по структурированию текстов.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
2 Методы исследования 3 Научная теория 4 Научное прогнозирование 5 Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования 6 Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований 7 Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов 8 Ассоциации и аналогии 9 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов 10 Умение выявлять проблемы 11 Как подготовиться к защите Исследовательская практика. 17ч 12-13 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 14-16 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 17-26 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 27-28 Семинар Мониторинг. 6ч. 29-30 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей 31-32 Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя 33-34 Защита собственных исследовательских работ
1.8. Материальное обеспечение программы.

Материалы для учителя:
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара:
Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005

Материалы для учащихся:
Савенков А. И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара:
Учебная литература, 2010
Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Учебная литература:
Издательский дом «Федоров», 2010
Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. – Самара: Учебная литература:
Издательский дом «Федоров», 2010
Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. – Самара: Учебная литература:
Издательский дом «Федоров», 2010
Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. – Самара: Учебная литература:
Издательский дом «Федоров», 2011
Савенков А. И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. – Самара: Учебная
литература: Издательский дом «Федоров», 2010
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.





Темы исследовательской работы:
класс Ф. И. учащихся Тема исследования