Конспект урока «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа»
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
Цели урока:
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные: знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, которые имеют только форму множественного числа; уметь находить такие существительные в тексте, соотносить их с определенной лексической группой и правильно использовать их в своей речи.
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; умение строить высказывание; поиск информации; смысловое чтение.
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, прогнозировать возможные ситуации, проводить самопроверку; уметь извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи; планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников; стремление к совершенствованию собственной речи; воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Необходимое оборудование:
компьютер с колонками;
мультимедийное оборудование;
учебник;
презентация к уроку в программе PowerPoint;
этимологический словарь;
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный момент
1 мин.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг к другу и нашим гостям, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать усердно и открыть что-то новое.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. (слайд 1)
Дети приветствуют друг друга и учителя.
Дети записывают дату.
2. Повторение пройденного
4 мин.
10:05
- Познавая мир, наши предки давали названия окружающим предметам и явлениям. Оглянитесь вокруг – всё названо, всё имеет своё имя. Имя существительное – самая древняя и важнейшая часть речи.
- Что такое имя существительное?
- Какие морфологические признаки есть у имени существительного?
- Какую синтаксическую роль выполняют в предложении?
- Как называется наука, изучающая слово как часть речи?
- Молодцы, ребята. А у кого не было ответов на мои вопросы – у вас есть возможность дома повторить сведения об имени существительном.
Графический диктант.
Бег, веселый, красив, солнце, прыгать, лес, красота, пугливый, чтение, вкусная, смотреть, тетрадь, цветной, прибежал, суп, светит, капелька, толпа, синий, высота, книга.
Поменяйтесь тетрадями с соседом, выполните проверку и поставьте оценку. (слайд 2).
Дети отвечают на вопросы
Один ребенок работает у доски.
3. Актуализация знаний.
5 мин.
10:10
- Что у меня в руках? (Держу в руках карандаши). В каком числе сущ. «карандаши»? А можно определить род?
(В руках один карандаш).
- А сейчас в каком числе сущ. «карандаш»? А можно определить род?
- А сейчас что у меня в руках? (Держу ручки. Убираю все, кроме одной).
- В каком случае мы можем у сущ. определить род? (Если оно стоит в ед.ч.).
- А сейчас что у меня в руках? (Держу несколько ножниц). Определите число. (Убираю все ножницы, кроме одних).
- Сколько у меня в руках предметов? Но называется этот один предмет существительным, стоящим во множественном числе.
- Почему, как вы думаете?
- А сможем ли мы определить род у существительного «ножницы». (слайд 3).
Дети отвечают.
Потому что это слово нельзя поставить в ед.ч.
Нет, потому что род можно определить только у сущ., стоящих в ед.ч.
4. Самоопределение к деятельности.
2 мин.
10:12
- Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(слайд 4)
В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше.
Сегодня мы узнали, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
7. Работа по теме урока.
10 мин.
10:22
- Чему посвятим свою деятельность на уроке? Какова цель сегодняшнего урока?
(слайд 5).
- Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
- А сейчас потренируемся находить такие существительные в тексте (слайд 6, слайд 7, слайд 8).
- Существительные, которые имеют форму только множественного числа по смыслу можно разделить на несколько тематических групп (слайд 9). НО (слайд 10)
- Чему мы научились в результате выполнения этих упражнений?
- Как отличить существительные, которые имеют форму только множественного числа от существительных, которые имеют обе формы числа?
Закрыть шторку на проекторе
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас прочитайте жужжащим чтением задание упр. 509.
- Проведем небольшое соревнование: первый ряд будет записывать названия орудий труда и инструментов, второй ряд – игр, слов, обозначающих парные предметы и отрезков времени (очки, сутки), третий ряд – веществ и продуктов питания. После посчитайте количество получившихся слов.
УРА, КАНИКУЛЫ (слайд 11)
Самое любимое время в жизни любого школьника. А знаете ли вы, что значит это слово, какова его этимология.
(Этимологический словарь).
Если перевести слово с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, т.е. каникулы.
Закрыть шторку на проекторе
Дети формулируют цель урока, определяют области, где им могут пригодиться эти знания.
Дети находят примеры в тексте
Дети усваивают информацию зрительно
Дети формулируют ответы
Дети выполняют упражнения под музыку.
Выполнение упражнения
Один ученик работает со словарем и зачитывает словарную статью всем остальным ученикам
8. Творческое задание 6 мин.
10:28
- Составьте со словом «каникулы» текст из 3 предложений на тему «Летние каникулы».
- Для чего мы учимся самостоятельно составлять тексты? Где нам это понадобится в дальнейшем?
Зачитать несколько сочинений.
Ученики составляют предложения
7. Закрепление изученного материала.
5 мин.
10:33
- Прочитайте жужжащим чтением задание упр. 511. и выполните задание. Не забудьте сделать морфемный разбор слова «заморозки».
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. Поставьте оценку. (слайд 12).
- На этой же странице у вас помещены словарные слова в рамочке «ворота, чернила». Запишите их себе в тетрадь, составив с ними словосочетания. (слайд 13).
Самостоятельная работа; один работает у доски.
Взаимопроверка
Записывают слова и составляют с ними словосочетания
8. Домашнее задание
2 мин.
10:35
Упр. 512.
Прочитайте задание.
Ваша задача списать текст целиком и озаглавить его. Выполнить разборы и указать число всех встретившихся в тексте имен существительных.
Записываю домашнее задание
9. Рефлексия
4 мин.
10:39
ВЫДАЮ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.
(слайд 14)
- Давайте вместе подведем итог и сформулируем вывод. (слайд 15)
Дети формулируют ответы
10. Прощание.
Благодарю всех за урок. Приятного вам дня.
15