Урок по русскому языку Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа(5 класс)


Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного чи сла.
Цели урока:  
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме  и их практического применения.
Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
 Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;
 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, подарите всем улыбку и доброту своего сердца. Настройтесь на плодотворную работу. Садитесь.
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (Об имени существительном).
Имя существительное живет в многоэтажном доме под названием «Грамматика». В каждой комнате живут такие понятия как род, число, падеж, так как имена существительные изменяются по родам, числам, падежам.
Вспомните, какую тему мы изучили на прошлом уроке. (Род имен существительных).
Учитель Что узнали нового? (Имена существительные бывают женского, мужского, среднего рода)
1. Выполните следующее задание. Я читаю загадки, а вы пишите только отгадки. Определяете род, число имен существительных.
Ни окошек, ни дверей, полна горница людей (огурец, м.р, ед. ч). Всех кормлю с охотой, а сама безротая (ложка, ж.р, ед.ч.). Какая водится только для грамотного годится? (чернила мн. ч, род нельзя определить). Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы, мн.ч, род нельзя определить). Ходит весь век, а не человек (часы, мн.ч, род нельзя определить).
Учитель. Что необычного вы заметили в представленных словах? (Род имен существительных можно определить только в единственном числе. У существительных множественного числа род не определяется).Попробуйте изменить по числам написанные слова. ( Огурец - огурцы, ложка- ложки, чернила- не имеет единственного числа, ножницы- не имеет единственного числа, часы- не имеет единственного числа).
Какой вывод можно сделать? (некоторые имена существительные не имеют форму множественного числа).
Работа с новым материалом.
Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа. Таких существительных много, и они часто встречаются в нашей речи.
Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)
Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. (Слайд1 )
Посмотрим эталон.
В итоге получается следующая таблица
Парные и составные предметы Игры, действия, процессы Массы, вещества Отрезки времени Географические названия
бутсыножницыворота жмуркипереговорывыборы Дрожжичернилаочистки Сумеркибудниканикулы Сочи
Карпаты
Альпы
Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.
Первичное закрепление материала
Задание 1. Выписать предложения, подчеркнуть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Мы любим играть в жмурки, прятки, горелки и в баскетбол. Отец с братом играют в шашки и шахматы. Рано начались заморозки. Летом в саду поставили скамейки и установили качели. Для новой квартиры купили красивые обои и люстры.
Задание 2. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя. Раньше его итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки)
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники данным словом стали называть и осенний, и зимний, и весенний отдых. Это _______ (каникулы).
Самостоятельная работа. (Слайд 2)
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской.
Слова для справок .Бигуди Дрожжи Кальсоны Ползунки ТефтелиБудни Джинсы Консервы Плавки УзыБриджи Джунгли Колготы Плоскогубцы ФисташкиБрюки Дрова Клещи Плечики ХлопотыБелила Дровни Лосины Похороны ХлопьяБусы Духи Макароны Рожки ЧеткиБрызги Дебаты Мемуары Сливки ЧарыВершки Деньги Носилки Спагетти ШортыВесы Жалюзи Отруби Сани ШтаныВорота Жмурки Объедки Сумерки ШароварыВилы Заморозки Опилки Тропики ЯслиГрабли Именинины Пельмени ТоргиОтвет:
На кухне: брызги, вершки, весы, дрожжи, консервы, макароны, отруби, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ползунки, плавки, плечики, штаны, шаровары.В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, носилки, опилки, плоскогубцы, сани. Ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста, В каких географических названиях нашего Кигинского района встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? Придумайте с ними предложения.
Ответ: Село Верхние Киги, село Нижние Киги. В селе Верхние Киги организован спортивный клуб «Юность». В Нижних Кигах живет мой друг Руслан.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Назовите грамматические особенности имен существительных, которые имеют форму только множественного числа.
На какие группы можно разделить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Что вам понравилось на уроке? Что запомнили важное для себя? Необходимо ли изучать имена существительные, которые имеют форму только множественного числа?
Домашняя работа
Карточка 1
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя. Раньше его итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________
Карточка 1
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя. Раньше его итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________
Карточка 1
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя. Раньше его итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________
Карточка 1
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя. Раньше его итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________
Карточка 2
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______
Карточка 2
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______
Карточка 2
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______
Карточка 2
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______
Карточка 3
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники данным словом стали называть и осенний, и зимний, и весенний отдых. Это _______
Карточка 3
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники данным словом стали называть и осенний, и зимний, и весенний отдых. Это _______
Карточка 3
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники данным словом стали называть и осенний, и зимний, и весенний отдых. Это _______
Карточка 3
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники данным словом стали называть и осенний, и зимний, и весенний отдых. Это _______
Слова для справок.
Бигуди Дрожжи Кальсоны Ползунки ТефтелиБудни Джинсы Консервы Плавки УзыБриджи Джунгли Колготы Плоскогубцы ФисташкиБрюки Дрова Клещи Плечики ХлопотыБелила Дровни Лосины Похороны ХлопьяБусы Духи Макароны Рожки ЧеткиБрызги Дебаты Мемуары Сливки ЧарыВершки Деньги Носилки Спагетти ШортыВесы Жалюзи Отруби Сани ШтаныВорота Жмурки Объедки Сумерки ШароварыВилы Заморозки Опилки Тропики ЯслиГрабли Именины Пельмени ТоргиСлова для справок.
Бигуди Дрожжи Кальсоны Ползунки ТефтелиБудни Джинсы Консервы Плавки УзыБриджи Джунгли Колготы Плоскогубцы ФисташкиБрюки Дрова Клещи Плечики ХлопотыБелила Дровни Лосины Похороны ХлопьяБусы Духи Макароны Рожки ЧеткиБрызги Дебаты Мемуары Сливки ЧарыВершки Деньги Носилки Спагетти ШортыВесы Жалюзи Отруби Сани ШтаныВорота Жмурки Объедки Сумерки ШароварыВилы Заморозки Опилки Тропики ЯслиГрабли Именины Пельмени ТоргиСлова для справок.
Бигуди Дрожжи Кальсоны Ползунки ТефтелиБудни Джинсы Консервы Плавки УзыБриджи Джунгли Колготы Плоскогубцы ФисташкиБрюки Дрова Клещи Плечики ХлопотыБелила Дровни Лосины Похороны ХлопьяБусы Духи Макароны Рожки ЧеткиБрызги Дебаты Мемуары Сливки ЧарыВершки Деньги Носилки Спагетти ШортыВесы Жалюзи Отруби Сани ШтаныВорота Жмурки Объедки Сумерки ШароварыВилы Заморозки Опилки Тропики ЯслиГрабли Именины Пельмени ТоргиБутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы.
Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы. Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Сочи, Карпаты, Альпы.