Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа


Имена существительные, которые имеюттолько форму множественного числа
Сценарий урока в 5 классе
 
Цели урока:
Предметные:
Какие существительные имеют форму только множественного числа;
Как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа;
Учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь работать со справочной литературой;
Регулятивные: умение ставить цель на уроке, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в паре;
Личностные: воспитание ответственности, умение оценивать ответы своих одноклассников.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний.
Ребята, я рада видеть после долгих каникул ваши лица, ваши улыбки.
Сегодня урок хочется начать со стихотворения Андрея Зубрицкого «Зимние каникулы» (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее). На каждый урок выбирается консультант, который комментирует орфограммы в словах.
Зимние каникулы,Веселая пора.На горке веселится,Резвится детвора.На лыжах и на санках,Кто дальше, кто быстрей,Кто кубарем под горку,Чтоб было веселей.Розовые щеки,Горят огнем глаза.Ах, зимние каникулы-Веселая пора!!!
Учитель. Сейчас мы послушаем, как справились с дополнительным домашним заданием Егор и Катя.
Вопросы учителя по выполнению домашнего задания:
- Как вы думаете, откуда произошло слово каникулы?
Ученик 1. Слово «каникулы» означает по-латыни «собачьи дни» (canicula – «собачка»). По одной версии, в летнее каникулярное время улицы были заполнены дамами с прогуливающимися собачками, откуда и произошло название этой поры. Ученик 2. Я считаю, что вторая версия ближе к истине. В древности, звезда "Сириус" называлась "Каникула". Это самая яркая звезда на небе, особенно яркая в июле, когда стоит теплая погода. Слово "каникулы" связано с названием этой звезды. 
Учитель. Спасибо Егору и Кате за интересный материал. Вручает жетоны в форме снежинок и обращает внимание, что на них написаны загадки.
Ученики. Выбирают снежинку и отгадывают загадку. По желанию один из учеников записывает отгадки на доске и определяет число существительных.
- Какая водица, только для письма годится? (чернила)
- Небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями? (ходики)
- Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи? (сумерки) и.т.д.
Подведение итогов 1 этапа урока.
Учитель. Какие особенности существительных вы заметили?
Ученик. Мне стало известно, что у некоторых имён существительных нельзя определить единственное число.
Учитель. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»
Запишите предложение в тетрадь с комментированием.
В древности, звезда "Сириус" называлась "Каникула". Это самая яркая звезда на небе.
Учитель. Образуйте от имени существительного Каникулы форму единственного и множественного числа.
Ученики. Имя существительное каникулы - имеет форму только множественного числа.
Учитель. Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему урока.
Ученики. Мы знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа (приводят примеры). Сегодня мы узнали, что есть существительное, которое имеет форму только множественного числа. Значит тема нашего урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
2. Этап целеполагания.
Тема урока записывается на доске.
Учитель. Воспользуйтесь опорными словами, которые записаны на доске и постарайтесь сформулировать цель урока.
1. Познакомиться с _________________________________.
2. Учиться находить_________ и правильно их использовать.
Ученики. Цель урока:
- познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.
- Учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
3.Этап осмысления новых сведений.
Учитель. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.
Ученики. Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.
Учитель. Работаем в паре. На карточках прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.
(дерево, бумага, заморозки, щи, ножницы, шашки, глаза, кулич, спагетти, обои, пословицы).Первичное закрепление с комментированием.
Учитель. Работаем в паре по карточкам с текстами.  Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Учитывайте тему нашего урока.
Карточка
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы)
4. Этап закрепления новых знаний.
Учитель. Откроем учебники и найдём тему нашего урока. Выполним упражнение 396. Сначала выполняем устно. При затруднении обращаемся к правилу.
396. Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы ты бы разделил слова? Запиши слова группами, продолжи ряд слов в каждой группе.
Ножницы, щипцы, Альпы, именины, тиски, каникулы, сливки, духи, Карпаты, потёмки, шорты.В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.Сравнение своего материала с правилом.
Ученики. Прочитали правило. Вернулись к упражнению 396. Результат работы занести в таблицу.
Название группы Примеры слов
Ученики комментируют и записывают в тетрадь. Проводим словарную работу (Альпы, Карпаты).
Физкультминутка.
Учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном числе - приседают, хлопок перед собой.
5. Этап применения способов деятельности в различных ситуациях.
Учитель. Выпишите из списка слова одной тематической группы.

БигудиБудниБриджиБрюкиБелилаБусыБрызгиВершкиВесыВыжимкиВоротаВилыГраффитиГрабли
ДрожжиДжинсыДжунглиДроваДровниДухиДебатыДеньгиЖалюзиЖмуркиЗаморозкиЗаносыИмениныКальсоны ОбоиОбъедкиОпилкиПряткиПомоиПельмениПанталоныПолзункиПлавкиПлоскогубцыПлечикиПохороныРожкиСласти
КаникулыКаперсыКонсервыКолготыКачелиКлещиЛосиныМакароныМемуарыНожницыНосилкиОковыОтрубиОчки СухофруктыСливкиСпагеттиСаниСумеркиСтансыТропикиТоргиТефтелиУзыФижмыФисташкиХлопотыХлопья
ХорыХодикиЦимбалыЧернилаЧеткиЧреслаЧарыШашкиШортыШахматыШтаныШароварыЯсли
Первая группа. Слова, которые мы можем найти на кухне.
Вторая группа. Слова, которые мы можем найти в шкафу.
Третья группа. Слова, которые мы можем найти в мастерской.
Четвёртая группа. Слова, которые не относятся к трём группам (дать это задание сильным ученикам).
Можно одному ученику предложить работу с толковым словарём. Выписать значение слов, которые непонятны (например: жалюзи...).
6. Этап контроля.
Учитель.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Упражнение 397. Что вы можете сказать о слове очки? Какая особенность у этого слова?
1. Очко (ед.ч), очки (мн.ч)
2. Очки (только мн.ч)
Учитель. Составьте и запишите предложения, из которых будет ясно, что эти слова – омонимы.
По желанию предложить творческое задание:
- Составить четверостишие с существительным, которое имеет только форму мн. числа.
- Найти и записать пословицы и поговорки, где используются существительные только в форме мн. числа.
- Выписать из словаря существительные мн. числа и составить с ними предложения.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Оцените свою работу: хорошо - зелёный свет, красный - надо поработать ещё.
Учитель отмечает самых активных учеников и выставляет оценки за урок. Дети самостоятельно (по количеству снежинок ) оценивают свою работу.

выполнила Шилоносова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы