Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

ТЕМА: «Имена существительные, имеющие только форму множественного числа».

Цель: познакомить обучающихся с существительными, имеющими форму только множественного числа; совершенствовать навыки определения морфологических признаков и синтаксической роли имени существительного; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся.

Оборудование: записи слов для орфографической разминки на доске, наглядность, запись стихотворного текста.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Работа в тетради (запись даты, наименования работы, темы урока).
– Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя. У нас сегодня вдвойне необычный день: к нам пришли гости, а еще сегодня праздник – День святого Валентина, день всех влюбленных. У нас тоже в России есть свой такой праздник – это День святых Петра и Февронии, это покровители семьи. И 8 июля – День семьи, любви и верности. Разбирая новую тему, мы тоже будем говорить сегодня о любви.
Приступаем к работе. Сегодня мы продолжим с вами разговор об имени существительном, о его грамматических признаках, разгадывать очередные тайны. А сейчас мы проверим орфографическую и пунктуационную грамотность, вспомним ранее изученный материал: по традиции кто-то будет работать на карточках, а кто-то у доски.
(Параллельно идет работа на карточках – разноуровневые)

II. Стадия осмысления.
Синтаксический разбор предложения, записанного на доске (стихотворный текст):
Обратим внимание на доску: на репродукции картин художников, на стихотворение, написанное на доске. Такие картины, такие строки могли написать люди, которые любят свою Родину. А как называют человека, который любит свою Родину? (патриотом)
По (Р,р)о (с,сс)ии мрозы
Рапушили древья
И рисуют на стёклах
Лбединые перья. (Анатолий Чепуров)
– Определите, в каком числе употребляются существительные в данном четверостишии. Какое существительное отличается от всех? Почему? (слово «Россия» употреблено в форме единственного числа, так как это имя собственное). Нельзя образовать форму множественного числа.
– Какой вывод мы должны сделать относительно существительного «Россия»? (употребляется только в форме единственного числа). А относительно других существительных из стихотворения? (Могут употребляться в форме единственного и множественного числа).
А какие группы существительных имеют только единственное число? (вещественные, отвлеченные, собирательные, собственные).
(Собрать карточки)
– Молодцы, все правильно. Уже какой урок подряд мы узнаем много нового о существительном, открываем новые тайны. Но оказывается, мы еще не все тайны открыли. Поэтому я предлагаю вам сегодня продолжить работу над темой «Тайны числа имени существительного». Я вам предлагаю немного подумать. (Картинки с изображениями: ножницы, очки, шахматы).
– Как вы думаете, что объединяет эти предметы с точки зрения русского языка? Почему вы так думаете? (Хорошо, молодцы, вы наблюдательны)
– А кто догадается, о каком числе имени существительного пойдет сегодня речь на уроке? (Об именах существительных, имеющих только форму множественного числа»).

– Молодцы. Продолжим нашу работу. Послушаем небольшое стихотворение.
В России все профессии важны,
России все профессии нужны! Есть у каждого таланты
Ты их только рассмотри. Можешь стать официантом Или гонщиком лихим, Или можешь печь ватрушки, Или петь, или плясать, В общем, можно всё на свете, Если хочешь кем-то стать.

– О чем это стихотворение?
– Над чем заставляет задуматься оно? А как вы думаете можно ли связать между собой два слова «профессия» и «любовь», «любимый»? А профессия» и «Родина, Россия»?

– Пройдет время, вы вырастете и выберете ту или иную профессию, и будете помогать стать нашей Родине лучше, сильнее, красивее. Но уже сегодня у вас будет возможность побывать в роли лингвистов, портных, поваров, географов, столяров.

– А как же связаны эти профессии с темой урока? Попытаемся ответить на этот вопрос в ходе нашей с вами работы.
– Уже не раз мы с вами становились исследователями. И этот урок не исключение.
– Итак, начнем нашу работу. Что мы будем сегодня исследовать? (число имен существительных). А с чего надо начать исследование? (С тезиса, гипотезы, что мы будем доказывать).

– Давайте выдвинем гипотезу: Правда ли, что в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа, и они могут употребляться в любой профессии.

– Мы знаем, что любое исследование предполагает постановку цели. Кто догадается, какова же цель нашего исследования сегодня? (Цель исследования: Исследовать существительные, которые имеют форму только множественного числа и сферу их применения).

(Накануне урока проведена жеребьевка, руководители групп определились с профессией). Каждая группа получает свои предметы.
Поварам - продукты в корзинке
Лингвистам – книга
Географам – карта
Столярам - инструменты


Вспомним правила работы в группе.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай свою точку зрения.
Активно сотрудничай.
(На подготовку не более 5 – 7 минут. Следите за временем.)
– Прежде чем мы приступим к работе, посмотрите внимательно на ваши рабочие листочки. Там есть таблица, ее нужно будет заполнить. Каким образом? Нужно внимательно слушать выступающих.
– Соблюдая четко регламент, приступаем к работе. Если вы испытываете, какие-нибудь затруднения можете обратиться ко мне. (Работают в группах)

Группа Лингвисты
Прочитайте статью из Интернета, с сайта «Русский язык». Проведите исследование текста. Постройте свое высказывание по данному ниже плану:

Какую гипотезу (предположение) вы доказываете?
Какие числа имело имя существительное в древнерусском языке?
Какие числа имеют имена существительные в современном русском языке?
Сколько слов входит в категорию существительных, употребляющихся только во множественном числе?
Какие группы относятся к этим существительным? (приведите 1-2 примера).
Вывод: доказана или опровергнута гипотеза.
Обязательно отразите эти вопросы в своем выступлении.
(Работа с таблицей)

группа Повара
Задание: Рассмотрите предложенные вам продукты. Выберите из них те существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
Составьте небольшой рассказ на тему «Готовим сюрприз папе (дедушке) на 23 февраля», используя эти существительные. Постройте свое высказывание по данному ниже плану:
Какое задание было дано?
Какую гипотезу (предположение) вы доказываете?
Что вы выяснили, проанализировав названия данных продуктов, в связи с темой нашего урока?
Какой текст составили?
Вывод: доказана или опровергнута гипотеза
(Работа с таблицей)
(Физминутка для глаз, ее мы посвятим мамам, бабушкам, которые любят нас, заботятся о нас. И еще вспомним, что не за горами и праздник 8 Марта)

– А теперь пришло время поговорить и мужчинах: папах, дедушках
Группа 3 СтолярЫ (столЯр)
Рассмотрите данные вам инструменты, угадайте, где какой инструмент. Найдите значение слов: плоскогубцы, клещи, ножницы, кусачки, тиски в толковом словаре. Определите число этих имен существительных. Составьте текст, используя данные имена существительные, на тему «Мы строим (ремонтируем) дачу (скворечник)». Постройте свое высказывание по данному ниже плану:
1. Какое задание было дано?
2. Какую гипотезу (предположение) вы доказываете?
3. Что вы выяснили, проанализировав названия данных продуктов, в связи с темой нашего урока?
4. Какой текст составили?
5. Вывод: доказана или опровергнута гипотеза.
(Работа с таблицей)

Физкультминутка. Сейчас  на многих предприятиях возобновили производственную гимнастику. И мы тоже проведем такую физкультминутку. Встали все, внимательно слушаем наших тренеров, выполняем упражнения.

Много профессий на свете у нас!
Руки на поясе – повороты туловища вправо- влево.

О них поговорим сейчас:
Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,
Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,
«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот -
Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.
Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы
Скрестить ук. пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак.

 


И охранник есть у школы.
Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,
Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.

 


А охотник ловит дичь
Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,
Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.
 

Чтоб профессии иметь,
Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь
Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!
Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!
Отрицательное движение указательным пальцем.


Производственная гимнастика закончилась. И даем слово последней группе.

Группа 4 Географы
Рассмотрите географическую карту Чеховского района. Выпишите географические названия населенных пунктов, которые имеют форму только множественного числа.
Постройте свое высказывание по данному ниже плану:
1. Какое задание было дано?
2. Какую гипотезу (предположение) вы доказываете?
3. Что вы выяснили, проанализировав географическую карту нашего района, в связи с темой нашего урока?
4. Составьте синквейн. Слово «Чехов».
5. Вывод: опровергнута или доказана гипотеза.
(Работа с таблицей)

- А теперь давайте немного отдохнем, посмотрим отрывок из фильма, но отдых совместим с полезным – поработаем. Нужно будет не только смотреть, но найти слова, которые употребляются только во множественном числе. Речь пойдет об одежде. А какие профессии мы можем назвать? (модельер (дизайнер одежды, кутюрье), швея, портной (закройщик)).
– Внимательно смотрим отрывок из фильма «Бриллиантовая рука». Нужно выписать все названия одежды, которые называются в данном фрагменте, а потом из них выбрать только те существительные, которые имеют форму только множественного числа.

– Мы поговорили о многих профессиях, но вот о своей не сказали ни слова. Вы, конечно, еще серьезной профессии не приобрели, но маленькая, самая первая, у вас все же есть. Какая? Школьник. А есть ли слова, которые хоть как-то относятся к вам. Я считаю, что есть. А вот какие слова я ассоциирую со школой, с вами, вы сейчас и попробуете угадать.
(Даются карточки по группам)
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя. Название восходит к английскому написанию итальянского г. Генуя (Jenon - Дженон), где производился этот вид ткани для парусов. Из этой прочной ткани позже шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это ___________ (джинсы).

Карточка 2
Это слово произошло от слова "салить", мазать салом. В игре мажут не салом, а просто касаются рукой. Это называется "осалить". Осаленный становится водящим - и сам старается осалить кого-то из играющих, остальные от него убегают. Эта игра называется _______ (салки).

- Молодцы, вы угадали слово. А вот еще одно задание, я прочитаю отрывок, а вы должны угадать, из какого он произведения. Еще есть и мультфильм, созданный на основе этой сказки.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.

.Девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
(Валентин Петрович Катаев «Цветик-семицветик)

– А о какой любви здесь идет речь? (о любви к людям, сострадании, взаимопомощи, уметь чувствовать чужую беду).

Карточка 3
В современном русском языке это слово  имеет значение «красящая жидкость для писания». Причем жидкость эта, как известно,  бывает не только черного, но и  синего, зеленого, красного, фиолетового цвета. Значит, связь с этим корнем только историческая, оставшаяся с тех времен, когда они делались из сажи и были черными. Это _______ (чернила).
Да и само слово чернила тоже, вероятно, скоро станет историческим. Во всяком случае, некоторые школьники и в глаза не видывали «живых» чернил


Карточка 4
На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно видеть только летом. Это Сириус, греки ее еще назвали Псом Ориона. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).

– А какой словарь нам может помочь в исследовании происхождения слова? (этимологический)
– Мы много назвали имен существительных, которые употребляются только в форме множественного числа. Попробуйте определить у них род и склонение. (У таких существительных мы не можем определить род и склонение).

- А теперь обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке. Получилась вот такая табличка.

Название парных (сложных) предметов
Игры, отвлеченные
действия
Промежутки
времени
Вещества
Имена собственные

клещи
салки
каникулы
чернила
Гришенки

ножницы
прятки
будни
дрожжи
Новосёлки

кусачки
жмурки
сумерки
сливки
Прудки

плоскогубцы
шахматы
сутки
макароны
Любучаны


– Итак, ребята, выдвинутая нами гипотеза о том, что есть существительные, которые имеют форму только множественного числа, и что данные существительные могут употребляться в любой сфере деятельности, доказана.

– А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать. Правильно выполнив его задание, вы узнаете, какие слова спрятаны.
Ваша задача: выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в две колонки. (Обратить внимание: во втором столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА!)
У вас на партах лежит листок с таблицей (слайд 9), которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это слово обозначено (порядок слов менять нельзя!)
Приложение 3.
Существительные, имеющие форму
только мн. ч.
Существительные, имеющие форму
и ед. ч. и мн. ч.

В клещи
М роща

Е жмурки
О учитель

Р Сочи
Л имя

Н сливки
О урок

О шахматы
Д язык


Е лимон


Ц перемена


М. роща
Б. молодежь
В. клещи
Г. бежать
Е. жмурки
О. учитель
Р. Сочи
Н. сливки
Л. имя
О. урок
Ж. интересно
З. нефть
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена
- А какие слова вы не записали в таблицу? Почему? (глаголы, прилагательные, и некоторые существительные: нефть, молодежь – они употребляются только в единственном числе).

– Каждый результат должен быть оценен. Посовещайтесь в группах в течение 15 секунд и оцените работу группу оценками «5», «4», «3» и т.д.

Ну и в заключение нашего урока попробуем составить синквейн. Слово «Россия».

VII. Итог урока (2 мин.).
Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы – паутины.
Начнем со слов «Сегодня мы». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали.
Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности.
узнали
поняли .
говорили.
приобрели
научились
смогли
попробовали
захотели
– Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
– Какое значение могут иметь эти существительные?
– Что еще интересного узнали? (Среди географических названий нашего города мало существительных, имеющих форму только множественного числа).
– А какое настроение у вас в конце урока?

Вывод. Домашнее задание.
На выбор:
Лингвисты обратили внимание на то, что существительных во множественном числе более 600. Мы рассмотрели только небольшую часть, поэтому дома, поработав со словарем, найдите 10-15 сущ., имеющих только мн.ч и определите, люди каких профессий могут употреблять их.
§ 95, упр. 511 (составить диалог).

VIII. Рефлексия (3 мин.)
 Парные предметы, предметы состоящие из двух частей.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15