Технологическая карта урока Ефрем Новоторжский
Технологическая карта урока Ефрем НовоторжскийОбщая часть
Предмет ОДНКНР
Основы религиозных культур народов России
Модуль Православные святыни тверской земли Класс 5
Тема урока Ефрем Новоторжский – основатель Борисоглебского монастыря
Планируемые образовательные ресурсы
Предметные МетапредметныеЛичностные
Усвоить понятия: монах, монашество, монастырь, настоятель, бескорыстие, странноприимница. П. Уметь ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции,
Р. Формировать навыки целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
К. Уметь публично выступать, аргументировать собственную точку зрения, понимать собеседника, уметь работать в команде. воспитание в детях радости гордости за то, что мы родились и живем на Тверской земле; пробуждения желания стать наследником славных традиций Новоторжского края.
Цели урока 1)рассказать о Ефреме Новоторжском – первом христианском миссионере в Верхневольжье;
2) познакомить учащихся с историей возникновения Борисоглебского монастыря.
3) воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому;
способствовать духовному становлению личности.
Основные понятия,
изучаемые на уроке монах, монашество, монастырь, настоятель, бескорыстие, странноприимница.
Средства ИКТ,
используемые на уроке Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство),
используемые на уроке Видео и фотоматериалы по истории Борисоглебского монастыря, текст Жития преподобного Ефрема НовоторжскогоОрганизационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы
учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Проверка готовности к уроку.
Присоединение к теме. Просмотр слайдов. Беседа.
- Кто изображен на иконе?
- Решите анаграммы, записанные на доске:
ниещекре, дивламир, христвостиан.
(крещение, Владимир, христианство).
С каким событием связаны эти слова?
В каком году произошло Крещение Руси?
Кто может рассказать о данном событии?
Объясните значение слова «святой». Послушайте, какое определение дается этому слову в словаре: «Святой – человек, который за праведную жизнь, подвиг христианской любви, ревностное распространение веры, а также за страдания и смерть, принятые за Христа, после смерти приближен к Богу и прославлен Церковью».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня вы узнаете о первом Торжокском святом – святом Ефреме и основанном им монастыре во имя святых князей Бориса и Глеба
Регулятивные УУД:
Личностные компетенции:
«Вижу, слышу, чувствую».
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала
Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы
учителя и учащихся Формируемые УУД
10 минут Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.
- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что вы знаете о городе, в котором находится Борисоглебский монастырь?
Церковная история Торжка связана с именами князей Бориса и Глеба, сыновей равноапостольного князя Владимира.
Что мы знаем о них? Князь Владимир известен вам по многим былинам, как князь Владимир Красное Солнышко. Русская Православная Церковь именует князя Владимира за то, что он в 988 году крестил Русь. Его сыновья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, за то, что приняли мученическую смерть от своего брата Святополка. С именем князя Бориса связано имя Ефрема Новоторжского. Ефрем и его братья Георгий и Моисей служили в дружине у князя Бориса. Георгий был убит вместе с Борисом. (сл.7)
Ефрем, разочаровавшись в светской службе, решил посвятить себя Богу. Он нашел уединенное место на берегу реки Тверцы вблизи Торжка и поселился там. ( сл. 8,9)
Вскоре на этом месте возник монастырь, который он назвал в честь князей Бориса и Глеба.(сл.10,13
В 1015 году в летописях впервые упоминается город Торжок именно благодаря деятельности святого Ефрема.
Используются слайды презентации. Беседа.
Преподобный
Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?
- Почему мы считаем преподобного Ефрема основателем Борисоглебского монастыря??
Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.
- Запишите в тетрадь:
Монах – человек, посвятивший свою жизнь служению Богу.
Монастырь – место поселения монахов.
Обсуждение новых понятий с использование метода беседы.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и словарем
Слово учителя: Основанный Ефремом монастырь существует в Торжке и по сей день. Это один из древнейших монастырей Тверской области. Он был основан в 1038 году. (сл.13-15) Это памятник архитектуры 17-19 веков. В настоящее время – это действующий мужской монастырь. Во Введенской церкви монастыря хранится икона святых Ефрема и Аркадия Новоторжских и рака с частицами мощей преподобного Ефрема.
Два раза в году в этой церкви проходит особая служба, посвященная святому Ефрему. В Торжке и округе святой Ефрем – особо почитаемый святой.
Регулятивные УУД:
«Сбор информации».
Коммуникативные УУД:
форма групповой рефлексии.
Познавательны УУД:
«Прием информации»
Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы
учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут I
Читаем главу 3. Выпишите слова, которые характеризуют святого Ефрема
Запись на доске:
Ефрем НовоторжскийДавал кров
Принял монашество
Бескорыстный
Борисоглебский монастырь
Настоятель монастыря
- Побеседуйте дома с родителями знают ли они о Ефреме Новоторжском?
III
Работа в малой группе. Совместное выполнение действий.
Найдите на стр.16 и прочтите текст главы 3 начиная со слов « Приехав в Торжок…) и ответьте на вопросы:1 группа. Что нового мы узнали о Торжке ?2.группа. Почему археологи решили, что найденные захоронения христианские?
3группа. Есть ли в городе памятник преподобному Ефрему? Познавательные УУД:
«Визуализация понятия»
Коммуникативные УУД:
«Распознавание эмоций»
и «Вербализация эмоций»
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
5 минут Творческая работа
- Дома вам предстоит написать экскурсии по Борисоглебскому монастырю или сочинение-размышление о преподобном Ефреме НовоторжскомСоставьте план вашего будущего сочинения:
Церковная история города Торжка связана с имена святых князей Бориса и Глеба.
В междоусобной борьбе Ефрем потерял одного из братьев.
Но Ефрем не захотел продолжать борьбу, а решил посвятить свою жизнь Богу.
Им был построен один из древнейших монастырей Тверской области, названный в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
10 минут
Практическая итоговая работа. Сотрудничество в группе.
С сегодняшнего урока мы продолжаем увлекательное путешествие по Тверскому краю, его городам и памятным местам.
Рефлексия
- Что запомнилось из урока?
- Над чем хочется задуматься?
- Получилось ли у нас то, что мы задумали обсудить? Почему вы так считаете?
- Продолжите предложения…
Мне было легко…
Мне помогло…
Было трудно…
В будущем я бы хотел (а)…
- Вам понравился наш урок? Поаплодируйте, кому урок понравился. А теперь похлопайте в ладоши те, кому урок не понравился. Итак, мы поблагодарим друг друга за работу на уроке. Коммуникативные УУД:
форма
групповой рефлексии
Домашнее задание. Составить план экскурсии по Борисоглебскому монастырю или написать сочинение-размышление о преподобном Ефреме Новоторжском. Прочитать рассказ В.В. Годовицына «Ефрем Новоторжский».