Презентация Развитие логического развития у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Практико-значимая исследовательская работапо теме:«Развитие логического мышления у детей дошкольноговозраста через дидактическую игру»Выпонила: Н.В. Гавдуш
Цель - изучение особенностей формирования мыслительной деятельности у старших дошкольников в процессе использования дидактических игр.Задачи:изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-образного мышления.
Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста.Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических; организационные методы: изучение степени развития наглядно-образного мышления детей.
Виды мышления и их поэтапное развитиеМышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:наглядно-действенное (до 3 лет);наглядно-образное (от 3 до 5 лет);словесно-логическое (от 6 до 7 лет).
Наглядно-действенная формаРебенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.
Наглядно-образная форма мышленияДошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.
Словесно-логическая формаЭта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.
Практические упражнения для развития мышления дошкольниковРодители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.Для наглядно-действенного мышленияИгры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).Лепка из пластилина.Выкладывание геометрических фигур из спичек.Работа с ножницами и бумагой.Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.Создание поделок из круп и сыпучих материалов.Рисование пальчиковыми красками.
Для наглядно-образного мышленияПрохождение лабиринтов по словесной инструкции.Рисование и раскрашивание.Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.Ролевые игры.Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».Собирание пазлов.Для словесно-логического мышленияГоловоломки типа кубика Рубика.Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».Задания на разделение предметов по группам.Задания на подсчет букв и звуков в слове.Дополнение и раскрашивание картинки.Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.Решение легких примеров по математике.Нахождение отличий на 2 картинках.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА Р. С. НЕМОВА)«ЛАБИРИНТ» - для диагностики наглядно-действенного мышления детей. Детям предлагается лабиринт, вход в который указан стрелкой. Необходимо, взяв в руки заостренную палочку и двигая ею по рисунку, быстро пройти весь лабиринт, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.При прохождении диагностической методики «Лабиринт», дети показали следующие результатыДиаграмма №1 Сформированность наглядно -действенного мышленияМы видим, что у 60% детей высокий уровень прохождения данного этапа, а у 40% средний. Низкого уровня не выявлено.
При прохождении диагностической методики «Определение понятий», дети показали следующие результаты:Диаграмма №2 Сформированность понятийного мышленияНа диаграмме №2 мы видим 70%, высокий уровень понятийного мышления, у 30% средний уровень, низкого уровня не выявлено.
Диаграмма №3 Сформированность умения классифицироватьНа диаграмме №3 мы видим 45% детей имеют высокий уровень умения классифицировать, 40% - классифицируют со средним уровнем развития, у 15% детей - низкий уровень развития.