Рабочая программа учебной дисциплины ПМ.01 Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и оргтехники
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный
техникум имени А.В. Яковлева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, СЕРВЕРОВ,
ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ,
ОБОРУДОВАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ОРГТЕХНИКИ»
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»
базовая подготовка
г. Челябинск, 2014
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
на заседании
___________________ ЦК
Протокол от «___»_________20___г
№_____
Председатель ЦК
__________________________И.О.ФамилияРабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «___» ______________ г. № _______ и в соответствии с рабочим учебным планом по профессии 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», утвержденным директором Техникума ______г
СОГЛАСОВАНО
Методист
__________________________И.О.Фамилия«____»_________20___г УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по
_____________________________.И.О. Фамилия
«____»_________20___г Составитель:
Локтев Р.А. – преподаватель ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
Рецензенты:
__________________ – преподаватель ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
__________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы внешнего рецензента)
__________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ PAGEREF _Toc394508126 \h 42. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ PAGEREF _Toc394508127 \h 63. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ PAGEREF _Toc394508128 \h 74. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ PAGEREF _Toc394508129 \h 275. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) PAGEREF _Toc394508130 \h 31
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, СЕРВЕРОВ, ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ОРГТЕХНИКИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии ППКРС в соответствии с ФГОС ППКРС по профессии 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Вводить средства вычислительной техники в эксплуатацию.
ПК 2. Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои
аппаратного обеспечения средств вычислительной техники.
ПК 3. Заменять расходные материалы, используемые в средствах вычислительной и оргтехники.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ввода средств вычислительной техники и компьютерной оргтехники в эксплуатацию на рабочем месте пользователей;
диагностики работоспособности и устранения простейших неполадок и сбоев в работе вычислительной техники и компьютерной оргтехники;
замены расходных материалов и быстро изнашиваемых частей аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
уметь:
выбирать аппаратную конфигурацию персонального компьютера, сервера и периферийного оборудования, оптимальную для решения задач пользователя;
собирать и разбирать на основные компоненты (блоки) персональные компьютеры, серверы, периферийные устройства, оборудование и компьютерную оргтехнику;
подключать кабельную систему персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;
настраивать параметры функционирования аппаратного обеспечения;
диагностировать работоспособность аппаратного обеспечения;
устранять неполадки и сбои в работе аппаратного обеспечения;
заменять неработоспособные компоненты аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
заменять расходные материалы и быстро изнашиваемые части аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
направлять аппаратное обеспечение на ремонт в специализированные сервисные центры;
вести отчетную и техническую документацию; знать:
классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров и серверов;
устройство персонального компьютера и серверов, их основные блоки, функции и технические характеристики;
назначение разделов и основные установки BIOS персонального компьютера и серверов;
виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, серверами, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой;
методики диагностики конфликтов и неисправностей компонентов аппаратного обеспечения;
способы устранения неполадок и сбоев аппаратного обеспечения;
методы замены неработоспособных компонентов аппаратного обеспечения;
состав процедуры гарантийного ремонта аппаратного обеспечения в специализированных сервисных центрах.
1.3 Количество часов программы профессионального модуля:Всего – 481 часов, в том числе:Максимальной учебной нагрузки студента – 277 час, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 187 часов;
Самостоятельной работы студента – 90 часа;
Учебной практики – 168 часов;
Производственной практики – 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯРезультатом освоения профессионального модуля является овладение студентами профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по профессии 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Вводить средства вычислительной техники в эксплуатацию.
ПК 2 Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои аппаратного обеспечения средств вычислительной техники.
ПК 3 Заменять расходные материалы, используемые в средствах вычислительной и оргтехники
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.01 «ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, СЕРВЕРОВ, ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ОРГТЕХНИКИ»
Код профессиональных компетенций Наименование разделов профессионального модуляВсего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) практикаОбязательная аудиторная учебная нагрузка студента Самостоятельная работа студента УчебнаячасовПроизводственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часовв т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1. Раздел 1. Ввод средств вычислительной техники в эксплуатацию. 264 116 50 - 60 - 84 -
ПК 2, ПК 3. Раздел 2 Диагностика, устранение неполадок и замена расходных материалов персональных компьютеров и средств оргтехники 181 71 24 - 30 - 84 -
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) 36 36
Всего: 481 187 74 - 90 - 168 36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, СЕРВЕРОВ, ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ОРГТЕХНИКИ»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часовУровень освоения1 2 3 4
Раздел 1. Ввод средств вычислительной техники в эксплуатацию. 264 МДК 01.01 Аппаратное обеспечение персональных компьютеров и серверов 116 Тема 1.1. Классификация видов и архитектура персональных компьютеров и серверов. Содержание6 1. Эволюция вычислительной техники. Области применения вычислительной техники. 2
2 Классификация ЭВМ. Классификация персональных компьютеров. 3 Архитектура персональных компьютеров и серверов. Способ организации вычислительного процесса. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Тема 1.2. Устройство персонального компьютера
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Содержание 24 1. Состав, назначение и технические характеристики функциональных базовых узлов персональных компьютеров. 2
2. Системный блок персонального компьютера. Блок-схема, основные устройства, входящие в системный блок. Блок питания. Мощность блока питания. 2
3. Системная плата персонального компьютера, ее функции и структура. Разновидности и размеры материнских плат. Набор системной логики (чипсет), его основные функции и применение. Специфика системных плат. Конфигурация системной платы. 2
4. Основные устройства, расположенные на системной плате: микропроцессор, ПЗУ, энергонезависимая память, кэш-память, контроллеры, вспомогательные микросхемы, шины, их краткая характеристика. Назначение слотов (разъемов расширения), устройства подключаемые к ним. 2
5. Процессор персонального компьютера. Поколения процессоров. Характеристики. Типы и спецификации. Конструктивное исполнение микропроцессоров и разъемов для их подключения. Система охлаждения процессора. 2
6. Устройства магнитного хранения данных: конструктивное исполнение различных накопителей информации и их интерфейсов. Накопители на жёстких магнитных дисках, назначение, характеристики. Принцип работы винчестера, его устройство, связь с процессором, автопарковка. Дисковод или накопитель на гибких магнитных дисках (привод флоппи-диска), его устройство связь с процессором, основные характеристики. 2
7. Накопители на CD/DVD/BR -дисках.
Конструкции и принцип работы приводов, функции основных элементов. Скорость вращения приводов, принципы хранения и представления информации на них. CD/DVD +/-R и +/-RW как разновидности компакт дисков. Стандарты и форматы. Скорость записи и скорость чтения, режимы записи. Особенности работы комбинированных приводов. 2
8. Оперативная память, ее назначение, принципы работы. Типы и формы исполнения ОЗУ, его устройство, принцип работы. Основные параметры модуля оперативной памяти - информационная емкость и время доступа к информации. Современные требования к ОЗУ персонального компьютера. Устройство, управляющее КЭШ-памятью (контроллер), его назначение и функции. 2
9. Специальная память, ее основные устройства (ПЗУ, перепрограммируемая постоянная память, память CMOS RAM, видеопамять), их назначение и особенности работы. Данные, хранящиеся в ПЗУ.
BIOS (Basic Input/Output System - базовая система ввода-вывода), назначение разделов и основные установки. Особенности сохранения информации при выключенном питании. Энергонезависимая память (SETUP). Установки, хранящиеся в SETUP. 2
10. Видеосистемы. Мониторы. Классификация мониторов, их виды и отличительные особенности. Назначение и функциональные возможности видеосистемы. Характеристики мониторов. Интерфейсы подключения. Видеоадаптеры: режимы работы видеоадаптера, 2 D – и 3D – акселераторы, устройство и характеристики видеоадаптеров. TV и FM – тюнеры. Средства обработки видеосигнала. 2
11 Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации: звуковая система персонального компьютера, модуль записи и воспроизведения, модуль синтезатора, модуль интерфейсов, модуль миксера, акустическая система. Устройство ввода звуковой информации. Устройство и принцип работы звуковых адаптеров.
Интерфейсы подключения. 2
12. Клавиатура. Виды и типы клавиатур. Принцип действия. Интерфейсы подключения. Функциональные зоны клавиатуры. Особые Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
комбинации клавиш. Конструктивные исполнения клавиатур. Указательные устройства. Разновидности и функции указательных устройств. Мышь (графический манипулятор). Назначение и типы графических манипуляторов, общие принципы их работы. Функции клавишей мыши. Подключение мыши. Разновидности типов мыши. 2
Лабораторные работы: 12 1. Определение местонахождения основных устройств системного блока: блока питания, системной платы, процессора, оперативной памяти. 2. Определение местонахождение разъемов на материнской плате для подключения накопителей на гибких магнитных дисках, жестких магнитных дисков, оптических накопителей. 3. Идентификация портов на задней панели ПК и определение разъемов для подключения клавиатуры, мыши, принтера, сканера, акустической системы, микрофона, внешнего модема, флеш-накопителя4. Исследование основного меню BIOS. 5. Исследование и оптимизация жесткого диска 6. Работа с носителями информации7. Тестирование CD/DVD дисков. 8. Ввод, обработка и воспроизведение аудиоинформации 9. Настройка видеорежима10 Настройка клавиатуры и мышиПрактические занятия: 4 Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
1. Изучение технических характеристик процессора2. Изучение технических характеристик оперативной памяти Тема 1.3. Периферийное оборудование персонального компьютераПродолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Содержание18 1. Указательные устройства. Разновидности и функции указательных устройств. Назначение и типы графических манипуляторов, общие принципы их работы. Джойстик, трекбол, дигитайзер, сенсорная панель. Устройство и принципы работы данных видов указательных устройств. Область применения. 2
2 Сканеры. Классификация сканеров. Принцип действия сканнеров. Интерфейсы подключения. 2
3 Принтеры. Назначение принтеров. Классификация принтеров, их виды и отличительные особенности. Средства связи принтеров с персональным компьютером. Интерфейсы подключения.
Матричные принтеры, принцип действия, режимы работы, качество печати.
Струйные принтеры. Принципиальное устройство. Характеристики струйных принтеров. Техника получения изображения на бумаге.
Лазерные принтеры. Устройство лазерных принтеров, принцип работы. Способ формирования изображений. Основные характеристики лазерных принтеров: разрешающая способность, скорость печати, объем оперативной памяти, формат бумаги, наличие цвета, шрифтовое обеспечение. Многофункциональные офисные устройства. 2
4. Плоттер (графопостроитель). Назначение и принцип работы плоттера, способы его применения. Устройство планшетного и роликового плоттера. 2
5. Копировальная техника. Виды, принцип действия. Цифровые технологии копирования. 2
6. TV и FM – тюнеры. Средства обработки видеосигнала. Обслуживание и правило эксплуатации видеосистемы персонального компьютера. 2
7. Цифровые камеры. Цифровые фотоаппараты. Принцип их работы. Интерфейсы подключения цифровых камер. Разновидности и принцип работы веб – камер. Назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования; основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования; основные приемы обработки цифровой информации. 2
8. Аппаратные средства локальных сетей.
Сетевые адаптеры (платы). Приемопередатчики (трансиверы) и повторители (репитеры). Концентраторы (хабы). Формирование сети произвольной топологии.
Мосты (внутренние и внешние). Маршрутизаторы (роутеры). 2
9. Кабельная система локальной сети. Коаксиальный кабель и витая пара. Оптоволоконные кабели. 2
10. Аппаратные средства глобальных сетей..Обмен данными через модем. Принцип работы модема. Обзор типов и марок модемов. Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Характеристики модема. Правила настройки аппаратного обеспечения. 2
11. Технологии беспроводной связи. Wi-Fi, Bluetooth – связь.Обслуживание и правило эксплуатации систем дистанционной передачи информации. 2
Лабораторные работы: 10 1. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание указательных устройств. 2. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание сканеров. 3. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание печатающих устройств. 4. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание копировальной техники. 5. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание цифровых и веб-камер. 6. Соединение компьютеров при помощи кабеля в сеть. 7. Настройка беспроводной передачи данных. 8. Подключение, правила эксплуатации и обслуживание проекционных аппаратов Тема 1.4. Устройство портативных компьютеров
Содержание: 6 1. Общие сведения о портативных компьютерах. Классификация портативных компьютеров. Архитектура и конструктивное исполнение. 2
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
2. Устройство портативного компьютера, технические характеристики устройств. 2
3. Устройства управления курсором в портативных компьютерах. 2
4. Устройства хранения данных в портативных компьютерах. 2
5. Система питания: питание от сети переменного тока, использование аккумулятора (проверка и зарядка) и уход за ним. Различные типы аккумуляторов, параметры, дефекты, особенности эксплуатации. 2
6. Процессор и микросхемы системной логики. 2
Лабораторные работы: 4 1. Включение , правила эксплуатации и обслуживание портативных компьютеров Практические занятия: 4 1. Изучение видов портативных компьютеров и их характеристик Тема 1.5. Устройство серверовСодержание: 6 1. Понятие и назначение сервера. Классификация серверов. Общие сведения об основных технических характеристиках серверов. Системные требования к серверам. 2. Память сервера: оперативная память сервера, дисковые массивы, сетевые жесткие диски, жесткие диски, предназначенные для сервера, серверный блок питания. корпуса серверов. Конфигурации сервера. Отличие сервера от обычного персонального компьютера. Практические занятия: 1. Устройство и обслуживание сервера. 4 Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
2. Расчет аппаратной конфигурации веб-сервераТема 1.6. Аппаратная конфигурация персональных компьютеров. Содержание 6 1. Понятие и определение конфигурации персонального компьютера. Понятие минимальная, базовая и оптимальная конфигурация. Конфигурации трех основных типов компьютеров «офисный», «мультимедийный» и «игровой». 2
2. Основные направления изменения конфигурации: замена устаревших комплектующих, расширение возможностей (модернизация) (апгрейд), повышение производительности системы — «разгон» (оверклокинг) и изменение внешнего вида компьютера (моддинг). 2
Лабораторные работы: 8 1. Сборка компьютера различной конфигурации. 2. Подключение периферийных устройств с различным интерфейсом Практические занятия: 4 1. Разработка конфигурации персонального компьютера. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. 60 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов.
Самостоятельное углубленное изучение тем программы.
Написание рефератов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
История развития вычислительной техникиИзучение рынка аппаратных средств ПК.
Устройства хранения данныхПериферийные устройстваКонфигурация персонального компьютера,
Аппаратное обеспечение серверовРазновидности мобильных компьютеровСистема охлаждения персонального компьютера. Учебная практикаВиды работ Ознакомление с оборудованием компьютерного класса, режимом работы, формами организации труда и правилами ТБ.
Ознакомление с содержанием труда наладчика аппаратного и программного обеспечения, видами профессиональной деятельности.
Выбор места для расположения монитора и системного блока в зависимости от имеющегося свободного рабочего пространства, взаимная ориентация их.
Регулирование положения и режимов работы монитора с учетом норм и правил.
Выбор места нахождения клавиатуры.
Соединение и подключение монитора, системного блока и клавиатуры.
Установка периферийных устройств: принтера, сканера, акустических колонок, модема и др.
Самостоятельная организация рабочего места наладчика аппаратного и программного обеспечения.
Ведение журнала использования вычислительной техники, учета неполадок и замены компонентов.
Изучение состава материнской платы.
Соблюдение энергосберегающих технологий и методы экономии электроэнергии на практике Распечатка, копирование и тиражирование документов на принтере и других устройствах вывода.
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Подключение и применение правил эксплуатации процессора, материнской платы, видеокарты, сетевой, звуковой карты, оперативной памяти, НЖМГ, оптических приводов персонального компьютера.
Настройка BIOS.
Замена компонентов ПК: жесткого диска, оперативной памяти, процессора, кулера, блока питания, привода
Разборка-сборка системного блока.
Подключение и настройка устройств компьютера.
Подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
Настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
Разборка-сборка на отдельные аппаратные части привода, жесткий диска, клавиатуры, мыши, принтера.
Осуществление записи на компакт – диски, flash – накопители, жесткие диски. 84 Раздел 2. Диагностика и устранение неполадок персональных компьютеров и средств оргтехники 181 МДК 01.01 Аппаратное обеспечение персональных компьютеров и серверов 71 Тема 2.1. Организация технического обслуживания средств вычислительной техники Содержание 10 1. Нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, серверами, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой. Дисциплинарная и материальная ответственность работника. Статья о нарушение Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
правил эксплуатации персональных компьютеров, системы ЭВМ или их сети. 2
2. Типовая система технического профилактического обслуживания и ремонта. Периодичность и организация работ. Виды и методы технического обслуживания средств вычислительной техники. Материально-техническое обеспечение. Ремонт. Виды ремонта. 2
3. Стандартный набор инструментов. Диагностические устройства и измерительные приборы. Специфические устройства. 2
4. Техническое обслуживание средств ВТ. Сервисный пылесос. Батареи аккумуляторы, зарядные устройства. Типы и назначение смазок, клея и герметика. Аксессуары для CD, сумки, чехлы, лотки, подставки, коврики для мыши. Промывочные жидкости для печатающих головок струйного принтера. Жидкости для очистки картриджа. Салфетки для очистки оптики и барабана. Спрей для очистки компьютеров и оргтехники. Антистатические и полировочные средства и др. Инструкции и руководство по эксплуатации чистящих средств. 5. Порядок направления аппаратного обеспечения на ремонт в специализированные сервисные центры. Порядок гарантийного ремонта аппаратного обеспечения в специализированных сервисных центрах. 2
Практические занятия2 1. Оформление и заполнение отчетной и технической документации Лабораторные работы: 4 Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
1. Техническое обслуживание системного блока, клавиатуры и манипулятора мышь 2. Техническое обслуживание принтеров, оргтехники и сетевого оборудования Тема 2.2. Диагностика работоспособности аппаратного обеспечения ПК Содержание8 1. Понятие контроль, диагноз, диагностика, система обнаружения ошибок. Виды контроля: программный, аппаратный и комбинированный. Система автоматического диагностирования. Понятие о диагностике состояния аппаратуры и устройств, ее назначение и периодичность. 2
2. Методы диагностического контроля. Наиболее распространенные программы диагностического контроля состояния аппаратуры и ее узлов, способы их запуска.
Диагностические программы: BIOS - POST, операционных систем, фирм — производителей оборудования, общего назначения. 2
3. Сервисная аппаратура для диагностики сети. Виды конфликтов (аппаратные, программные и программно - аппаратные) при установке оборудования, способы их устранения. 2
4. Системные ресурсы. Предотвращение конфликтов, возникающих при использовании ресурсов. 2
Лабораторные работы. 6 1. Тестирование аппаратных средства персональных компьютеров. Методы тестирования мониторов и жесткого диска. Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
2. Методы тестирования и техническое обслуживание накопителей оптических дисков. 3. Методика тестирования материнской платы ПК с помощью программ диагностики. 4. Тестирование сетевого оборудованияТема 2.3. Неисправности средств вычислительной техники и способы их устранения
Содержание21
1. Причины возникновения наиболее распространенных сбоев и отказов в работе персональных машин и серверов. Характеристики неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на аппаратуру. 2
2. Разновидности и формы проявления отказов в работе оборудования и аппаратуры. Причины возникновения типовых неисправностей. Виды неисправностей, особенности их проявления. Основные виды ошибок. Основные направления поиска и устранения неисправностей. Типовые алгоритмы поиска неисправности. 2
3. Неисправности блоков питания, их признаки, причины возникновения и способы устранения. 2
4. Основные неисправности системной платы, их признаки, причины возникновения и способы устранения. Перечень возможных неисправностей BIOS и CMOS-памяти. Неисправности центрального процессора, их признаки и способы устранения. 2
5. Основные неисправности оперативной памяти и восстановление ее работоспособности. 2
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
6. Неисправности видеокарт и методы их устранения. 2
7. Виды дефектов магнитного диска НЖМД. Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика их устранения. Неисправности НОД (накопителей оптических дисков) их характер проявления, методика их устранения. 2
8. Неисправности аудиосистемы. 2
Причины возникновения неисправностей видеомониторов. Типичные неисправности современных CRT мониторов. Принцип построения и основные виды неисправностей ЖК - мониторов и методика их ремонта. Регулировка монитора. Программы для тестирования и настройки мониторов. 2
9. Поиск неисправностей принтеров. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров. 2
10 Неисправности клавиатуры и мыши и их ремонт. 2
11. Диагностика неисправностей и ремонт сканеров. 2
12. Поиск неисправности сетевого оборудования. Перечень возможных неисправностей сетевой карты и устранение неполадок, связанных с сетью. Перечень возможных неисправности модемов. Методы и средства восстановления работоспособности сетевого оборудования. 2
12. Утилизация неисправных элементов средств вычислительной техники. Типовая система утилизации неисправных элементов. 2
Лабораторные работы: 6 Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
1. Поиск неисправности системного блока и монитора 2. Поиск и устранение неисправностей клавиатуры и манипуляторов 3. Поиск и устранение неисправностей жесткого диска и приводов. 4. Поиск неисправностей принтеров и сканеров. 5. Поиск неисправностей блока питания Практические задания2 1. Оформление и заполнение отчетной и технической документации Тема 2.4. Расходные материалы для вычислительной техники и компьютерной оргтехники. Изнашиваемые части оборудования.
Содержание8 1. Понятие расходные материалы. Соответствие расходного материала с техническими требованиями аппаратуры. Правила эксплуатации расходных материалов и сменных компонентов. Проверка состояния расходного материала. Совместимые и оригинальные расходные материалы для оргтехники. Виды расходных материалов: картриджи, тонеры, пленки, барабаны, бумага (тип бумаги), CD/DVD/BR болванки и др. Замена расходного материала.2
2. Ресурс расходных материалов. Срок годности материала. Утилизация расходного материала. Изнашиваемые элементы вычислительной техники и компьютерной оргтехники. Изнашиваемые элементы печатающей и копировальной техники: ролики, ремни, щетки, печатающие головки, картриджи, девелоперы, фотобарабаны и др. Замена изнашиваемых частей проектора, сканера: фильтры, лампы и др. Замена подшипников, кулеров и др.2
3. Технологии заправки картриджа. Рабочее место заправщика Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
картриджей. Станция очистки картриджей. СНПЧ (система непрерывной подачи чернил). Шлейфы для СНПЧ. Сервисный тонерный пылесос для оргтехники. 2
Лабораторные работы: 4 1. Замена изнашиваемых частей копировальной техники. Техническое обслуживание подшипников и кулеров. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов.
Самостоятельное углубленное изучение тем программы.
Написание рефератов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Разновидности смазочных средств по обслуживанию персональных компьютеров
Изнашиваемые части периферийного оборудованияСистема автоматического диагностирования персонального компьютера.
30 Учебная практикаВиды работПроведение технического обслуживания клавиатуры, мыши, принтера, системного блока и оргтехники.
Очистка системного блока от пыли.
Смазка оборудования. Использование термопасты.
Продолжение таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
Аппаратная диагностика неисправностей.
Тестирование компьютера с помощью программ диагностики. Последовательность действий и приемы тестирования аппаратных компонентов.
Работа с программами утилитами.
Анализ существующей проблемы и первичная идентификация причины сбоя в работе оборудования и/или программного обеспечения (удаленная диагностика и корректировка в работе оборудования или программного обеспечения).
Поиск и устранение простых неисправностей в работе оборудования (плохой контакт сетевого кабеля, засорение привода CD/DVD, неполадки графического манипулятора - «мыши», западание клавиш на клавиатуре, перегрев аппаратуры, нерациональный выбор архитектуры и топологии сети и др.Создание ситуаций неисправности персонального компьютера. Решение задач при определенных видах ошибок.
Выявление причин неисправности охлаждающей системы системного блока. Перечень возможных неисправности модемов.
Замена изнашиваемых элементов вычислительной техники.
Заправка и восстановление картриджей.
Техническое обслуживание картриджей лазерных принтеров. 84 Производственная практика
Виды работввод средств вычислительной техники и компьютерной оргтехники в эксплуатацию на рабочем месте пользователей;
выбор аппаратной конфигурации персонального компьютера, сервера и периферийного оборудования, оптимальной для решения задач пользователя;
сбор и разбор на основные компоненты (блоки) персонального компьютера, сервера, периферийного устройства, оборудование и компьютерной оргтехники;
Окончание таблицы: содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники»
подключение кабельной системы персонального компьютера, сервера, периферийного устройства, оборудования и компьютерной оргтехники;
настройка параметров функционирования аппаратного обеспечения;
ведение журнала использования вычислительной техники, учета неполадок и замены компонентов;
диагностика работоспособности и устранения простейших неполадок и сбоев в работе вычислительной техники и компьютерной оргтехники;
замена расходных материалов и быстро изнашиваемых частей аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
устранение неполадок и сбоев в работе аппаратного обеспечения;
замена неработоспособных компонентов аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
замена расходных материалов и быстро изнашиваемые части аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
направление аппаратного обеспечения на ремонт в специализированные сервисные центры;
заполнение отчетной и технической документации. 36 Всего481 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля осуществляется в учебных кабинетах информатики и информационных технологий и лабораториях электротехники с основами радиоэлектроники. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информатики и информационных технологий:
рабочие места – по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и разработки;
учебно-методические пособия на СD/DVD – дисках – по количеству студентов;
видеоматериалы по ремонту и устройству оборудования;
плакаты по устройству различного оборудования;
образцы инструментов, приспособлений;
измерительные приборы и тестовые разъемы для проверки портов ПК;
макеты аппаратных частей вычислительной техники и оргтехники.
ТСО: ПК с лицензионным ПО и мультимедиапроектор. Рабочие станции с выходом в интернет и сервер. Локальная сеть. Коммуникаторы.
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением – по количеству студентов;
Локальная сеть с выходом в Интернет - 1 шт;;
средства мультимедиа (проектор - 1 шт., экран – 1 шт.).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Комплектующие персонального компьютера;
Наборы инструментов для сборки/разборки и проведения технического обслуживания ПК;
Измерительные приборы, тестеры и тестовые разъемы для проверки портов ПК;
Платы мониторинга системы (РОST- платы);
Диагностическое программное обеспечение;
Расходные материалы для проведения технического обслуживания ПК.
программное обеспечение: (MS Office Word, MS Office Excel, MS Outlook Express, Web-обозреватели (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome),., локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет);
учебно-методическое обеспечение:
схемы, таблицы, плакаты, презентации, видеофильмы, техническая документация.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Сидоров, В.Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ [Текст]: Практикум: учеб. пособие для нач. проф. Образования / В.Д.Сидоров, Н.В.Струмпэ. – М.:Академия, 2011. – 160 с.
Сидоров, В.Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ [Текст]: учебник для нач. проф. Образования / В.Д.Сидоров, Н.В.Струмпэ. – М.:Академия ,2011. – 336 с.
Дополнительные источники:
Балабанов, П.В. Методы и средства контроля и диагностики аппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей [Текст]: лабораторные работы / П.В. Балабанов, Г.В. Мозгова – Тамбов. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
Бардиян, Д.В. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК [Текст] / Д.В. Бардиян. – СПб.: Питер, 2009.
Кукушкина, М.С. Работа в MS Office 2007. Табличный процессор Excel 2007 [Текст] : Лабораторные работы / М.С. Кукушкина. – Ульяновск: УЛГТУ, 2010.
Степаненко, О.С. Сборка компьютера. [Текст] / О.С. Степаненко. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009.
Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ. 10 – 11 кл. [Текст] : Профильный уровень / М.Е. Фиошин. – М.: Дрофа, 2009.
Хубаев, Г.И. Информатика [Текст]: учебное пособие / Г.И. Хубаев. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс,2010
Якушкин, П.А. ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания [Текст] / П.А. Якушкин. – Москва.: Изд-во «Экзамен», 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Компьютер своими руками. [Электронный ресурс]/ ruslan-m.com – режим доступа: http://ruslan-m.com .
2. Ремонт настройка и модернизация компьютера. [Электронный ресурс]/ remont-nastroyka-pc.ru – режим доступа: http://www.remont-nastroyka-pc.ru.
3.Собираем компьютер своими руками. [Электронный ресурс]/ svkcomp.ru –режим доступа: http://www.svkcomp.ru/.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Лекционно-практические занятия проводятся в компьютерном классе. Учебная практика обучающихся может осуществляться как в учебных лабораториях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и образовательным учреждением.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:
Основы информационных технологийОсновы электротехникиОсновы электроники и цифровой схемотехникиОхрана труда и техника безопасности
Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков и содержания разделов профессионального модуля.
.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники» профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Руководство практикой могут осуществлять дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Информационные технологии», «Основы электроники и цифровой схемотехники».
Мастера должны иметь 5–6 квалификационный разряд с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)Знания и умения
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: выбирать аппаратную конфигурацию персонального компьютера, сервера и периферийного оборудования, оптимальную для решения задач пользователя; Оценивание преподавателем выполнения практической работы № 6, результатов самостоятельной работы
собирать и разбирать на основные компоненты (блоки) персональные компьютеры, серверы, периферийные устройства, оборудование и компьютерную оргтехнику; Оценивание преподавателем выполнения лабораторной работы № 13-14, результатов самостоятельной работы
подключать кабельную систему персональных компьютеров, серве-ров, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники; Оценивание преподавателем выполнения лабораторной работы № 13-14, результатов самостоятельной работы
настраивать параметры функционирования аппаратного обеспечения; диагностировать работоспособность аппаратного обеспечения; устранять неполадки и сбои в работе аппаратного обеспечения; заменять неработоспособные компоненты аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые; заменять расходные материалы и быстро изнашиваемые части аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые; направлять аппаратное обеспечение на ремонт в специализированные сервисные центры; вести отчетную и техническую документацию; знать: классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров и серверов; устройство персонального компьютера и серверов, их основные блоки, функции и технические характеристики; назначение разделов и основные установки BIOS персонального компьютера и серверов; виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации; нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, серверами, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой; методики диагностики конфликтов и неисправностей компонентов аппаратного обеспечения; способы устранения неполадок и сбоев аппаратного обеспечения; методы замены неработоспособных компонентов аппаратного обеспечения;
состав процедуры гарантийного ремонта аппаратного обеспечения в специализированных сервисных центрах. Профессиональные компетенцииРезультаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки
Вводить средства вычислительной техники в эксплуатацию. демонстрация знаний теоретических основ аппаратного обеспечения ПК;
правильность организации выбора аппаратной конфигурации персонального компьютера, сервера и периферийного оборудования, оптимальной для решения задач пользователя;
правильность сборки персонального компьютера, сервера;
правильность подключения кабельной системы персонального компьютера, сервера, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;
правильность настройки параметров функционирования аппаратного обеспечения
функционирование ПК и подключенных к нему периферийных устройств;
оформление технологической документации в соответствии со стандартами;
соблюдение правил техники безопасности при сборке и подключении ПК. Текущий контроль в форме контрольных работ по темам МДК.
Промежуточный контроль: дифференцированные зачеты по учебной и производственной практике, дифференцированный зачет или экзамен по МДК.
Итоговый контроль: квалификационный экзамен по профессиональному модулю.
Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои аппаратного обеспечения средств вычислительной техники.
определение характеристик работы основных компонентов ПК и их приведение к заданным нормам;
правильность выбора и использования инструментов и приспособлений;
выбор технологического оборудования и технологии работы;
выполнение диагностических мероприятий по обнаружению неисправности;
выполнение работ по устранению простейших неполадок вычислительной техники;
соблюдение правил техники безопасности при работе;
качество рекомендаций по профилактики неисправностей;
оформление технологической документации в соответствии со стандартами. Заменять расходные материалы, используемые в средствах вычислительной и оргтехники. правильность определения вида компонента, требующего замены;
выполнение работ по извлечению компонента и установки нового;
соблюдение правил техники безопасности при работе;
работоспособность вычислительной техники после замены компонента. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии. - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении заданий на занятии теоретического обучения, лабораторных и практических занятий, на учебной и производственной практике.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
планирование деятельности по сборке ПК, по диагностике и устранению неполадок в работе ПК.
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области устранения неполадок в работе вычислительной техники;
оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
осуществление текущего и итогового контроля своей деятельности;
способность оценивать результат своей деятельности на основе заданных критериев. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности поиск информации в сети Интернет;
решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации;
оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности