Рабочая программа курса по выбору в рамках ППП «Сочинение-интервью».
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»
________________
Рабочая программа
курса по выбору в рамках ППП
«Сочинение-интервью»
Общее количество часов по плану на учебный год:8 часов
Курс предметно-ориентированный.
Классы: 9А, Б, В
Программа составлена на основании программы:
«Сочинение-интервью», Т.О. Скиргайло: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование. Поурочные разработки/Т.О. Скиргайло. – М.: Вербум-М, 2006. – 324с.
Используется учебник:
«Сочинение-интервью», Т.О. Скиргайло: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование. Поурочные разработки/Т.О. Скиргайло. – М.: Вербум-М, 2006. – 324с.
Составитель программы:
ЛАНГЕПАС, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору в рамках ППП «Сочинение-интервью» для обучающихся 9А, Б, В классов ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Авторской программы факультативного курса «Сочинение-интервью», Т.О. Скиргайло: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование. Поурочные разработки/Т.О. Скиргайло. – М.: Вербум-М, 2006. – 324с.
Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» (приказ от 27.08.2012 № 408-о).
Общая характеристика курса
В условиях модернизации образования современному школьнику необходимо получить не только теоретические знания, но и такие практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Элективный курс «Сочинение-интервью» для 9 класса направлен на формирование у школьников практических умений, которые позволяют им успешно реализовываться в жизни: способности к социальному речевому взаимодействию, владения культурой устной и письменной речи, грамотного выражения своих мыслей в выступлении, в деловой беседе, в ответах на вопросы интервьюера.
Элективный курс «Сочинение-интервью призван решать основную задачу, стоящую перед каждым образовательным учреждением, перед каждым учителем, - растить творческую личность, проявляющую интерес к разным видам сочинений в жанре интервью. Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определенных знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков».
Сочинение-интервью относится к новым жанрам, которые требуют выработки собственной позиции. Ученик, размышляя о книге, о ее героях, о писателе, думает, о взаимоотношениях людей. Сочинение в жанре интервью немыслимо в традициях «классического сочинения». Особая специфика этого жанра требует от учащегося специальной формы выражения: ответы на вопрос. Изложение фактов или высказывание о событии ведется от имени человека, который дает интервью.
Курс рассчитан на 8 часов в рамках предпрофильной подготовки для учеников 9-х классов.
Для реализации рабочей программы используется:
«Сочинение-интервью», Т.О. Скиргайло: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование. Поурочные разработки/Т.О. Скиргайло. – М.: Вербум-М, 2006. – 324с.
Учебник (Т.О. Скиргайло «Сочинение-интервью») содержит теоретический и практический материал курса.
Цель данного курса:
Формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка; повышением уровня коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
Дать учащимся представление о сочинение-интервью, способствовать выбору профессии.
Совершенствовать коммуникативные навыки, необходимые в любом виде деятельности, совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Расширить знания учащихся о жанре интервью совершенствовать навыки создания собственных текстов.
Развивать творческие способности школьников.
Новизна рабочей программы в сравнении с авторской.
Курс рассчитан на восемь часов. Он опирается на знания, умения и навыки школьников, полученные в процессе изучения базового курса русского языка и литературы.
В процессе реализации курса предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемное обучение; метод проектов и ИКТ (информационно- коммуникационные технологии).
Проблемное обучение реализуется через создание проблемных ситуаций, организацию активной совместной деятельности обучающихся и педагога по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Методические приемы, используемые для создания проблемных ситуаций:
- подведение школьников к противоречию;
- побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- постановка проблемной задачи.
Учебные занятия строится с применением технологии ИКТ.
При реализация программы используются методы обучения:
словесные (беседа, объяснение, инструктаж);
наглядные (показ, демонстрация, наблюдение);
практические (самостоятельная работа).
Учебные занятия проводятся при использовании фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.
Реализацию программы в дни отмены занятий (актированные дни, карантин) планируется осуществлять через организацию самостоятельной работы с использованием материалов сайта школы www.lgschool2.ucoz.ru. На сайте школы размещается технологическая карта по выполнению заданий соответствующего занятия. Контроль правильности выполнения заданий и уровня освоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы/раздела
Название
темы/раздела Общее количество часов на изучение тем/раздела Из них Основные виды учебной деятельности
лекция самостоятельная работа. зачет 1 Сочинение-интервью как новый жанр письменной работы. Цель и тема беседы. Заголовок в интервью. Составление вопросов. 1 1 Работа со словарем; интервьюирование одноклассников; чтение и анализ текстов «Интервью с росинкой», «Интервью с радугой», «Не улетай, паутинка!» Составление интервью на основе текста. Анализировать систему вопросов, определять цель и тему беседы.
2 Интервью на основе текста. Языковые особенности. Знакомство с памятками для составления интервью. 1 1 Составление вопросов и ответов по предложенным текстам. Дать оценку телевизионному интервью или радиоинтервью.
3
Коллективное интервью с Ветеранами Отечественной войны. Подготовка к сочинению «А на войне как на войне». 1
1 Групповая работа учащихся: 1. Посмотреть значение слова «интервью» в словаре. 2. Составить вопросы ветеранам, одноклассникам, следуя правилам памяток. Написать сочинение в жанре интервью. Составить вопросы к участнику войны или тыла.
4 Интервью-диалог. Диалог с неодушевленным предметом. Диалог с литературным героем. 1 1 Умение составлять вопросы и ответы на основе текста: составление диалога с осенним дождиком; диалога Святослава с Игорем после возвращения его из плена (по произведению «Слово о полку Игореве»).
5 Интервью-монолог. Монолог литературного героя и неодушевленного предмета. 1 1 Составление монолога Акакия Акакиевича о своей жизни. Умение использовать цитаты из текста. Умение составлять связное высказывание на одну тему.
6 Интервью-зарисовка. Сочинение-интервью по творчеству писателя. 1 1 Составление традиционного интервью и интервью с зарисовкой, выявление сходства и различия. Введение элементов зарисовки в простое интервью. Ролевая игра «Встреча с писателем»; словарная работа, работа по карточкам.
7 Эксклюзивное интервью. Игра-интервью. 1 1 Работа со словарем. Рассказ об интересных интервью из газет и журналов. Чтение и обсуждение «Памятки интервьюеру». Умение излагать, создавать вступление, писать сочинение в жанре эксклюзивного интервью. Анализ интервью.
8 Самоинтервью. Роль сочинений-интервью в выборе будущей профессии. 1 1 Умение по данному вступлению продолжить интервью и написать заключение. Деловая игра. Выпуск газеты с разными интервью.
Итого 8 3 4 1 8 часов
Содержание курса
Сочинение-интервью как новый жанр письменной работы. Цель и тема беседы. Заголовок в интервью. Составление вопросов. (1 час)
Интервью на основе текста. Языковые особенности. Знакомство с памятками для составления интервью. (1 час)
Коллективное интервью с Ветеранами Отечественной войны. Подготовка к сочинению «А на войне как на войне». (1 час)
Интервью-диалог. Диалог с неодушевленным предметом. Диалог с литературным героем. (1 час)
Интервью-монолог. Монолог литературного героя и неодушевленного предмета. (1час)
Интервью-зарисовка. Сочинение-интервью по творчеству писателя. (1час)
Эксклюзивное интервью. Игра-интервью. (1 час)
Самоинтервью. Роль сочинений-интервью в выборе будущей профессии. (1 час)
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс
По итогам курса учащиеся должны уметь:
-строить беседу и составлять вопросы для интервьюера;
создавать сочинения в жанре различных интервью, следуя законам построения текста;
рецензировать работы, написанные в жанре интервью;
строить свою устную и письменную речь в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного языка;
применять в жизненных ситуациях правила речевого обращения.
Кроме того, курс позволяет внести вклад в формирование личностных и метапредметных результатов:
Личностные результаты:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Система контроля освоения обучающимися программы
По итогам курса обучающиеся выпускают газету с разными видами интервью: интервью на основе текста, интервью- игра, интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-зарисовка, интервью с литературным героем, эксклюзивное интервью, самоинтервью.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Технические средства: мультимедийный проектор; принтер монохромный; цифровая видеокамера.
Литература
1. В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 1978
2. С. М. Брызгалова, С. Р. Романова “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003
3.Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС. “ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ разных жанров”, М., Просвещение, 1990
4. Н П. Морозова “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987
5. Русский язык. Тесты. Методические рекомендации для подготовки к вступительному тестовому экзамену (ОГЭ) по русскому языку, М., 2013
АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
http://urok.hut.ru/ -«Урок. Русский язык для школьников и преподавателей»
http://slovesnik-oka.narod.ru -«Словесник»
http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm)-«Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (методические разработки уроков)
http://www.1september.ru/index.htm -«Первое сентября» (методические разработки уроков)
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п Дата проведения Тема Используемые технологии /
ИКТ ресурсы Основные виды учебной деятельности
1. 1 неделя Сочинение-интервью как новый жанр письменной работы. Цель и тема беседы. Заголовок в интервью. Составление вопросов. Проблемное, ИКТ технологии Работа со словарем; интервьюирование одноклассников; чтение и анализ текстов «Интервью с росинкой», «Интервью с радугой», «Не улетай, паутинка!» Составление интервью на основе текста. Анализировать систему вопросов, определять цель и тему беседы.
2. 2 неделя Интервью на основе текста. Языковые особенности. Знакомство с памятками для составления интервью. ИКТ технологии
Составление вопросов и ответов по предложенным текстам. Дать оценку телевизионному интервью или радиоинтервью.
3. 3 неделя Коллективное интервью с Ветеранами Отечественной войны. Подготовка к сочинению «А на войне как на войне». Проблемное обучение Групповая работа учащихся: 1. Посмотреть значение слова «интервью» в словаре. 2. Составить вопросы ветеранам, одноклассникам, следуя правилам памяток. Написать сочинение в жанре интервью. Составить вопросы к участнику войны или тыла.
4. 4 неделя Интервью-диалог. Диалог с неодушевленным предметом. Диалог с литературным героем. ИКТ технологии
Умение составлять вопросы и ответы на основе текста: составление диалога с осенним дождиком; диалога Святослава с Игорем после возвращения его из плена (по произведению «Слово о полку Игореве»).
5. 5 неделя Интервью-монолог. Монолог литературного героя и неодушевленного предмета. ИКТ технологии
Составление монолога Акакия Акакиевича о своей жизни. Умение использовать цитаты из текста. Умение составлять связное высказывание на одну тему.
6. 6 неделя
Интервью-зарисовка. Сочинение-интервью по творчеству писателя. ИКТ технологии Составление традиционного интервью и интервью с зарисовкой, выявление сходства и различия. Введение элементов зарисовки в простое интервью. Ролевая игра «Встреча с писателем»; словарная работа, работа по карточкам.
7. 7 неделя Эксклюзивное интервью. Игра-интервью. ИКТ технологии Работа со словарем. Рассказ об интересных интервью из газет и журналов. Чтение и обсуждение «Памятки интервьюеру». Умение излагать, создавать вступление, писать сочинение в жанре эксклюзивного интервью. Анализ интервью.
8. 8 неделя Самоинтервью. Роль сочинений-интервью в выборе будущей профессии. Проблемное
обучение Умение по данному вступлению продолжить интервью и написать заключение. Деловая игра. Выпуск газеты с разными интервью.