Урок — путешествие «По природным зонам России»


Обобщающий урок - игра
«По природным зонам России» 4 класс
Подготовила: Лашкина Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
Цели урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы.
Проверить знания, умения и навыки учащихся.
Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование:
Карточки – задания, листы контроля, карточки названия станций, маршрутные листы, компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, логически рассуждать.
Дети разбиваются на группы по три человека следующим образом: три открытки разрезаются каждая на три части, каждый ученик берёт одну часть , а затем ученики собираются в группы, сложив рисунок – открытку. Выбирается капитан маленькой команды.
Капитаны команд вытягивают карты (маршрутные листы) для своей группы.
В игре четыре станции: Географическая, Ботаническая, Экологическая, Игровая.
Маршрутные листы (порядок станций):
1 группа – Географическая
2 группа – Ботаническая
3 группа - Экологическая
Игровая – каждая команда друг другу загадывает загадки.
Три стола с названиями станций расположены в разных местах классной комнаты, за ними сидят три ответственных.
Условия игры: группы получают карточку – задание с названием природной зоны: зона Арктических пустынь, Тундра, зона Лесов.
Все члены каждой группы выходят (поочерёдно) к доске и рассказывают о своей природной зоне, показывая на карте. (Просмотр слайдов о природе России)
Затем, капитаны команд получают карточку – задание по станциям и со своей группой выполняют задание.
Станция «Географическая»
- Найди и исправь ошибки в тексте:
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно- Европейская, Среднесибирская, Западно - Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России - Волга, а самое глубокое озеро Онежское. Только одна большая река - Енисей - несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная - субтропики, самая большая - зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
Ответ:
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно – Европейская, Западно – Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река - Волга – несёт свои воды в Каспийское море. На территории нашей страны шесть природных зон. Самая северная - зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.
Станция «Ботаническая»
- Узнай растение по описанию, запиши название:
1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах. (Лишайники)
2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)
3. Это таёжное дерево, имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)
4. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
5. Это травянистое растение с корнем «метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
Станция «Экологическая»
Команда вставляет пропущенное слово в предложения.
. . . лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка)
. . . земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание)
Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их . . . . (Загрязнение)
Неумеренное . . . приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение)
От вездеходов и тракторов в тундре нарушается . . . . . . .
Работа в Рабочей тетради по ОМ, с. 44. Назвать условные знаки и добавить ещё свои (пожар, нельзя убивать животных)
Станция «Игровая»
Каждая команда, поочерёдно, загадывает друг другу загадки.
Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки.)
Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайры.)
Хозяин Арктики. (Белый медведь.)
В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц.)
5.Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит. (Осина.)

6.Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар.)
7.Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
8.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
9.Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза.)
10.Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
11.Священный жук Древнего Египта. (Жук – скарабей.)
Итог игры
Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы – так определяется группа - победитель. Также ведётся индивидуальный подсчёт баллов - определяется «Знаток природы».
По результатам игры каждый ученик получает оценку в зависимости от количества набранных баллов.