Урок Великая Отечественная война. Мы помним, мы гордимся…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по дисциплине ОДБ.01.04 «История» на специальности Сестринское дело, I курс.
В ходе открытого урока студентам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания по теме «Великая отечественная война». На изучение темы по программе отводится 2 академических часа.
В рамках занятия планируется продолжить работу по формированию общих компетенций:
1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
2. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
4. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
5. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
С учетом того, что обучающиеся должны владеть знаниям по данному вопросу в рамках школьной программы, им было выдано домашнее задание самостоятельно освежить в памяти информацию по историческому периоду 1941 – 1945 гг.
Цель занятия:
Формирование гражданской ответственности студентов через осмысление ими подвига советского народа в период ВОВ.
Задачи:
Определить уровень информированности студентов о причинах, ходе и последствиях Великой Отечественной войны;
Систематизировать знаний обучающихся о периоде Великой Отечественной войны.
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям российского народа;
Занятие проводится в игровой форме. Студентам предлагается разделиться на 4 команды. В ходе игры командам задаются вопросы, на обдумывание дается 1 минута. Затем командам предлагается по очереди ответить на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. В случае досрочного ответа команда получает 2 балла. Далее, каждый участник команды должен индивидуально ответить на тестовые вопросы (приложение 2). Каждый правильный ответ дает дополнительный балл команде. В качестве последнего задания команды представляют домашнее задание (приложение 3).
По итогам игры командам присуждаются I, II, III, и IV места согласно набранным баллам (приложение 1).
Распределение времени отражено в технологической карте занятия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: ОДБ.01.04 История
Тема занятия: Великая Отечественная война
Тип и форма занятия: комбинированное занятие (игровая форма)Продолжительность – 90 минут.
Дата и место проведения: 24.04.2015г. Кабинет №23.
Участники: группа 193МС специальности Сестринское дело.
Цель занятия:
Формирование гражданской ответственности студентов через осмысление ими подвига советского народа в период ВОВ.
Задачи:
Определить уровень информированности студентов о причинах, ходе и последствиях Великой Отечественной войны;
Систематизация знаний обучающихся о периоде Великой Отечественной войны.
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям российского народа;
Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран.
Ход (структура) мероприятия:
организационный момент – 5 минут;
Брейн-ринг – 30 минут;
решение тестовых заданий – 10 минут;
проверка тестовых заданий – 5 минут;
представление домашнего задания – 30 минут;
подведение итогов - 5 минут;
выставление оценок – 5 минут.
Ход занятия
Организационный момент (5 минут)
На слайде заставка с темой урока.
Преподаватель:
Добрый день уважаемые студенты и гости нашего занятия. Тема нашего урока «Великая Отечественная война».
70 лет назад вся наша страна ценой огромных усилий победила в страшной войне. Память об этом не должна исчезнуть вместе с теми, кто всеми силами приближал этот великий день!
Целью занятия является формирование гражданской ответственности студентов через осмысление ими подвига советского народа в период ВОВ.
В ходе занятия мы с вами, уважаемые обучающиеся, продолжим работу по формированию следующих компетенций:
ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
ОК 6. Умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Умение брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Занятие будет проводится в конкурсной форме. Студенты заранее разделились на 4 команды и заняли свои места.
Первым этапом нашего занятия будет брейн-ринг. В ходе игры командам будут задаваться вопросы, на обдумывание дается 1 минута. Затем командам предлагается по очереди ответить на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. В случае досрочного ответа команда поднимает руку и дожидается возможности ответить. За каждый досрочный ответ команда получает 2 балла. При выкрикивании ответа с места – вопрос снимается.
На втором этапе участникам команд будет предложено индивидуально ответить на 10 тестовых вопросов. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу.
Затем, каждая команда представит домашнее задание – презентацию о земляке, внесшем вклад в Великую Победу.
Для корректного подсчета набранных баллов командам предлагаем в порядке жеребьевки определить свой номер. Прошу вытянуть свой номер каждую команду.
По итогам игры командам присуждаются I, II, III, и IV места согласно набранным баллам. Студенты, занявшие I место, получают автоматически оценку за дифференцированный зачет. Остальные команды получают оценку за урок, согласно распределению мест: II место – «отлично», III место – «хорошо», IV место – «удовлетворительно».
В качестве жюри предлагаем выступить нашим гостям.
А сейчас предлагаю перейти непосредственно к игре.
Брейн-ринг (30 минут)
Преподаватель:
Итак, приступим:
1. Внимание на экран. Вам представлены 6 фотографий. Что их объединяет?
(Это все Герои Советского Союза - асбестовцы)
2. В период военного времени все предприятия страны работали на благо Родины. Назовите график работы предприятий военного времени.
(12 – часовой рабочий день без выходных и отпусков)
3. 10 октября 1942 года – дата рождения Асбестовского завода АТИ. На базе каких предприятий он был создан?
(на базе двух эвакуированных предприятий из Ленинграда и Егорьевска)
4. Внимание на экран. Этот знак отличия был учрежден 1 августа 1938 года. В годы Великой Отечественной войны этим знаком отличия было отмечено более двухсот уральцев. Что это?
(Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза)
5. В июле 1941 года в Асбесте был развернут эвакогоспиталь. 8 августа госпиталь принял первых раненых. Назовите номер госпиталя?
(№ 2537)
6. Внимание на экран. Это одна из самых высоких статуй мира. Является центральной частью триптиха, в который входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске, в котором Рабочий передаёт Воину выкованный на Урале меч; данный памятник, символизирующего, что этот разящий меч был поднят, и памятника «Воин-освободитель» в Берлине, в котором меч войны Солдатом опущен. Назовите эту статую и место её расположения.
(памятник «Родина Мать зовет…» Расположен на Мамаевом кургане в Волгограде, до 1961 года - Сталинград)
7. Для поддержания боевого духа солдат один из асбестовцев организовал передвижную выставку живописи по фронтам. Назовите его.
(Николай Аввакумов)
8. Внимание на экран. Этот человек является Героем Советского Союза. В Великой Отечественной участвовал с июня 1943 года до конца боев. В одиночку отразил 7 танковых атак. Кто он?
(Алексей Георгиевич Махнев)
9. Во время войны на Урале было сформировано 2 дивизии, в которых служили только асбестовцы. Назовите номера этих дивизий.
(№ 363 и № 365)
10. Внимание на экран. Этот город 16 месяцев жил, стойко перенося голод и холод, отбиваясь от свирепых атак, артиллерийских ударов, зверских бомбежек. Враг сделал все возможное, чтобы поставить эту «колыбель революции» на колени. Назовите этот город.
(город – герой Ленинград)
11. В октябре 1941 года в город Асбест прибыло более 150 детей дошкольного возраста с Украины. Эти дети потеряли своих родителей в ходе военных действий. Для них был создан детский дом. Какое название он носил?
(Изумрудский детский дом, на Малышево)
12. Известный советский поэт Александр Твардовский в поэме «За далью даль» за активное обеспечение защитников Родины боевой техникой, оружием, обмундированием и питанием назвал этот регион нашей страны «опорным краем державы» и «славы нынешней творцом». Назовите этот регион.
(Это Урал)
13. Внимание на экран. Кто эти люди и что их объединяет?
(Это Иосиф Сталин, Уинстон Черчиль, Франклин Рузвельт. Они являлись главами государств ,входящих в антигитлеровскую коалицию)
14. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Сколько асбестовцев участвовало в этом параде?
(11 асбестовцев)
15. Внимание на экран. Этот человек дважды был удостоен высшей полководческой награды – «Орден Победы». Он командовал Парадом Победы в 1945 году на Красной площади. Народ дал ему звание «Маршал Победы». Кто он?
(Георгий Константинович Жуков)
Решение тестовых заданий (10 минут)
Преподаватель:
Уважаемые студенты, сейчас вам предлагается индивидуально ответить на тестовые вопросы. (Приложение 2) Помните, что каждый правильный ответ – это дополнительный балл для вашей команды. На выполнение задания вам отводиться 10 минут. Прошу вас, начинайте.
Ну а члены жюри, чтобы не скучать, могут тоже попробовать проверить свои знания.
Проверка тестовых заданий (5 минут)
Преподаватель:
Сейчас мы попросим жюри проверить работы и подвести предварительные итоги.
Студентам пока предлагаем посмотреть презентацию об участии обучающихся нашего филиала в Фестивале национальных культур «Мы вместе. Наследники великой Победы»
Домашнее задание (30 минут)
Преподаватель:
К сегодняшнему занятию каждой команде заранее было дано задание подготовить презентацию о земляке, внесшем вклад в Великую Победу. На выступление каждой команде отводиться максимум 7 минут. Максимальная оценка, которую команда может получить за домашнее задание – 5 баллов.
Приглашаем выступить первую команду.
Выступление команды
Приглашаем вторую команду.
Выступление команды
Приглашаем третью команду.
Выступление команды
Приглашаем четвертую команду.
Подведение итогов, выставление оценок (10 минут)
Преподаватель:
Уважаемые гости, сегодня вам было предложено оценить интеллектуальный и творческий потенциал каждой команды.
Сейчас просим вас озвучить результаты игры и назвать победителей.
Предоставляется слово жюри.
Итак, итоги подведены. Студенты продемонстрировали свои знания и осознали свои возможности. Надеемся, уважаемые гости нашего занятия, что у вас осталось благоприятное впечатление.
На этом позвольте закончить занятие. Всем большое спасибо
Приложение 2
Тестовый контроль
1. Каковы главные факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне?
а) помощь союзников по антигитлеровской коалиции;
б) решение Японии начать войну против США и Англии в районе Тихого океана, а не против Советского Союза;
в) решающий вклад в победу над Германией Англии и США;
г) патриотизм, героизм, самоотверженность советского народа, достижение военно-экономической победы над врагом, создание антигитлеровской коалиции.
2. В ходе какой битвы в районе станции Прохоровка произошло самое крупное в ВМВ встречное танковое сражение?
Битва за Москву
Сталинградская битва
Курская битва
Освобождение Крыма
3. Необходимость обезопасить западные границы СССР накануне ВМВ привела к заключению в 1939г.
Советско - чехословацкого договора о взаимной помощи
Советско – германского договора о ненападении
Советско – французского пакта о ненападении
Советско – румынского договора о военном взаимодействии
4. К сражениям, обеспечившим коренной перелом в ходе ВМВ относятся:
Оборона Киева, оборона Одессы, оборона Севастополя
Смоленское Сражение, битва за Москву, битва за Кавказ
Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр
Штурм Кенигсберга, штурм Берлина, освобождение Праги
5. Членами антигитлеровского блока являлись:
СССР, США, Венгрия, Албания
Финляндия, Китай, Таиланд, Ирак
Франция, Греция, Мексика, Англия
Япония, Италия, Югославия, Китай
6. Укажите сроки Великой Отечественной войны:
22.07.1941 – 09.05.1945
01.09.1939 – 02.09.1945
01.09.1939 – 09.05.1945
22.07.1941 – 08.09.1945
7. Второй фронт был открыт:
6 июня 1944 года
18 июля 1942 года
20 августа 1943 года
22 июля 1941 года
8. Во время Великой Отечественной войны более половины эвакуированных предприятий из занятых противником районов были направлены
за Урал
на Дальний Восток
в Поволжье
в Среднюю Азию
9. Как называлась наступательная операция немецких войск на советско-германском фронте в октябре – ноябре 1941 года с целью захвата Москвы?
«Тайфун»
«Барбаросса»
«Ост»
«Цитадель»
10. Какое название носила идея молниеносной войны?
«Тайфун»
«Барбаросса»
«Ост»
«Цитадель»
Эталоны ответов на тестовый контроль
1 – г
2 – а
3 – б
4 – б
5 – а
6 – а
7 – а
8 – а
9 – а
10 – б
Приложение 3
Домашнее задание
Подготовить командой презентацию в формате MS PowerPoint о земляке, известном человеке, родственнике, соседе, внесшим вклад в дело Великой Победы.
Объем презентации – 10 – 15 слайдов.
Максимальная оценка за презентацию – 5 баллов. Презентация оценивается по следующим критериям:
Соответствие тематике от 0 до 1
Информативность от 0 до 1
Стилистика оформления от 0 до 1
Дополнительный балл от жюри от 0 до 2
Приложение 1
Оценочный лист
1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос 9 вопрос 10 вопрос 11 вопрос 12 вопрос 13 вопрос 14 вопрос 15 вопрос Тестовый контроль презентация итого
Команда 1 Команда 2 Команда 3 Команда 4 За 1 правильный ответ по истечение минуты – 1 балл
За досрочный правильный ответ – 2 балла