Бурховецкая Г.В. Концепция развития МОУ «Школа №45 г.Донецка» на 2015-2020 уч.г. Проект 5. «Здоровье школьника и педагога»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №45 города Донецка» на 2015-2020 уч.г. Проект 5. «Здоровье школьника и педагога» Цель: создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях школы; сохранение, укрепление психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса. Выработка путей сохранения и укрепления здоровья было и остается важной задачей педагогического коллектива, которая предусматривает разные формы деятельности со всеми участниками образовательного процесса: - постоянная просветительская, организационно-методическая работа по пропаганде здорового образа жизни, культуры здоровья учащихся школы, в других образовательных учреждениях, учреждениях; сохранение экологии классных помещений; развитие здоровьесберегающей культуры учителя, использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания; привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям; введение мониторинга факторов риска здоровья; ведение мониторинга заболеваемости учащихся в период сложной эпидемиологической обстановки; - соблюдение инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для учащихся; - преобразование учебного заведения в центр культуры здоровья и здорового образа жизни на микрорайоне школы. Задачи: чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ОУ; гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня; планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья; развитие психолого-медико-педагогической службы ОУ для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся; привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; совершенствование инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для и учащихся.
№ п/п Содержание деятельности Сроки Ответственные
1 Диагностика состояния здоровья: - проведение ежегодных медицинских осмотров и обследований учащихся врачами различных специальностей (хирургом, ЛОР, невропатологом, окулистом, гинекологом, эндокринологом и педиатром), прохождения в случае необходимости курсов лечения и проведения физиотерапевтических процедур для детей и учителей по рекомендациям врачей на базе ИНВХ - комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма: - паспортизация здоровья каждого ученика и классных коллективов; - комплектование физкультурных групп В течение всего периода Медсестра, классные руководители, учителя физкультуры
2 Создание компьютерного банка данных информации о состоянии здоровья учащихся и мониторинга здоровья 2015-2016 учителя информатики, классные руководители
3 Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года В течение всего периода Медсестра
4 Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: - организация работы спортивных секций; - подбор упражнений, снижающих физическую и психическую усталость учеников на уроках (физкультурные минутки и динамические паузы на уроках, мини-гимнастика в стихотворной форме); - мешочки; - индивидуальный тренажер для осанки; - подвижные перемены с музыкальным сопровождением, флэшмобы; - общешкольные массовые спортивно-оздоровительные мероприятия (спартакиады, соревнования и т.д.); - Дни здоровья и спорта; - всесторонняя поддержка и поощрение детей, занимающихся спортом в районных и городских спортивных секциях и специализированных школах. В течение всего периода Заместитель директора по УВР, классные руководители, учителя физкультуры
5 Максимальное использование оздоровительных возможностей прогулок на свежем воздухе В течение всего периода Заместитель директора по УВР и ВР, классные руководители, учителя физкультуры, преподаватели ГПД
6 Создание системы информирования родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся 2015г. Ответственный за ОТ, медсестра
7 Мониторинговые исследования «Здоровье учащихся школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий; создание комфортной образовательной среды ежегодно Заместитель директора по УВР
8 Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов В течение всего периода Руководители МО
9 Привлечение родительской общественности к работе по пропаганде здорового образа жизни, к общешкольным оздоровительным мероприятиям, проведение совместных с учащимися мероприятий по физической культуре Ежегодно Заместитель директора по УВР, классные руководители
10 Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП: - недопущения перегрузки учащихся при составлении школьного расписания; - здоровьесберегающий подход к организации урока и перемены; - оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей школьников В течение всего периода Заместитель директора по УВР
11 Обеспечение выполнения инструкций по охране труда для всех участников учебно-воспитательного процесса В течение всего периода Заместитель директора по УВР
12 Обеспечение полноценного горячего питания детей В течение всего периода Ответственный за ОТ, классные руководители
13 Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения 2015-2020 Психолог, классные руководители
14 Формирование умения переносить стресс с наименьшим вредом для здоровья 2015-2020 Психолог
15 Повышение культуры взаимоотношений 2015-2020 Психолог, классные руководители
16 Обучение умению принимать правильные решения в критических ситуациях 2015-2020 Психолог, классные руководители
17 Обучение умению решительного отказа от употребления алкогольных и наркотических веществ, не теряя при этом достоинства 2015-2020 Психолог, классные руководители
18 Создание условий максимальной психологической комфортности на уроках 2015-2020 Психолог, классные руководители, учителя-предметники
19 Учет индивидуальных особенностей психической деятельности (особенностей внимания, памяти, мышления). 2015-2020 Психолог, классные руководители, учителя-предметники
20 Организация занятий, развивающих основные «жизненные навыки» ребенка. 2015-2020 Психолог, классные руководители
21 Проведение ролевых игр, формирующих опыт принятия решений в жизненных ситуациях. 2015-2020 Психолог, классные руководители
23 Организация психологических тренингов 2015-2020 Психолог, классные руководители
24 Организация психологических консультаций для детей и родителей. 2015-2020 Психолог, классные руководители
25 Проведение акций по воспитанию гигиенических навыков 2015-2020 Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители
26 Разработка показателей и критериев здоровьесохраняющих уроков 2015-2020 Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители
27 Разработка интегрированных уроков, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни. Включение элементов обучения здоровому образу жизни в содержание уроков по разным школьным предметам 2015-2020 Зам. директора по УВР и ВР, психолог, классные руководители, учителя-предметники
28 Разработка тематики лектория для родителей по вопросам воспитания здорового ребенка в семье 2015-2017 Зам. директора по УВР и ВР, классные руководители
29 Разработка и проведение серии классных часов («Разговор о правильном питании», «Твое здоровье», «Уроки релаксации») 2015-2020 Зам. директора по ВР, классные руководители
30 Выполнение творческих, информационных проектов по проблемам здоровьесохранения 2015-2020 Зам. директора по ВР, классные руководители
31 Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра
32 Проведение ученических акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни молодежи, профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители
33 Анонимное анкетирование по теме «Вредные привычки среди нас» В течение всего периода Психолог, классные руководители
34 Анкетирование школьников по вопросам ЗОЖ В течение всего периода Психолог, классные руководители
35 Организация занятий «Группы здоровья» для учителей и родителей с детьми 2015- 2020 Учителя физкультуры
36 Пропаганда социальных задач школы, связанных с сохранением и укреплением здоровья, среди персонала школы и учащихся В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители
37 Включение в воспитательный процесс проведение мероприятий по разъяснению необходимости воплощения в повседневную жизнь культуры энерго- и теплосбережения, повышение уровня экологической безопасности. В течение всего периода Зам. директора по УВР и ВР, классные руководители, учителя физики и биологии
38 Разработка и проведение праздников «Папа, мама, я - здоровая семья», Дней Здоровья и т.д. в системе целостной оздоровительной работы. В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители, учителя физкультуры
39 Конкурс творческих работ, рисунков, плакатов, газет, презентаций и т.д. по вопросам ЗОЖ В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители
40 Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, руководители кружков, классные руководители
41 Оптимизация режима работы кабинетов информатики В течение всего периода Зам. директора по УВР, учителя информатики
42 Профилактика детского дорожно-транспорт-ного травматизма В течение всего периода Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители
43 Систематическое проведение совещаний с информацией о работе школы по формированию у учащихся активной мотивации на здоровый образ жизни. В течение всего периода Директор, зам. директора по ВР
Ожидаемые результаты: положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья учащихся школы; рост личностных спортивных достижений учащихся; активизация участия школьников в массовых спортивных мероприятиях; повышение здоровьесберегающей культуры всех участников образовательного процесса; уменьшение числа нарушений поведения учащихся; создание комфортной образовательной среды снижение уровня тревожности учащихся. повышение удовлетворенности учащихся и их родителей образовательным процессом в школе