Конспект занятия по изо Дымковские игрушки
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки»
Тема: "Дымковские игрушки".
Интеграция областей: познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие. Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Форма организации детей: групповая.
Формы работы: игры, беседа, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность.
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного - прикладного искусства (гжель, городец, дымка). Закрепить приемы рисования гуашью.
Развивающие: расширять и углублять знания детей о дымковских игрушках, формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи с помощью кисточки, ватной палочки. Упражнять в рисовании концом кисти. Развивать у детей моторику рук, развивать координацию движений.
Воспитательные: вызвать желание передавать в рисунке выразительность образа. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.
Материал: изделия гжели, дымково, городца, иллюстрации. Заготовки для расписывания силуэтов; гуашь, кисти, ватные палочки, клеенки, салфетки, подставки для кистей, "непроливайка" с водой, магнитофон, музыка с записями русских народных песен. Ход работы:
Воспитатель.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Проходите да поглядите, какие здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера - умельцы из Дымково, Городца, Гжели.
(Звучит фонограмма русской народной песни) .А вот какие это мастера изготовили эти вещи, вы сами догадайтесь. Дима вам загадает загадку, а вы попробуйте отгадать.
Сине - белая посуда,
Расскажи - ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Ребята, о какой посуде говорится?
Дети. Гжель.
Воспитатель. Правильно, это гжельская посуда (предложить рассмотреть изделия, расписанные гжельской росписью). Какие цвета используют мастера в гжельской росписи?
Дети. Белые, синие, голубые цвета.
Воспитатель. Какие элементы используют в росписи?
Дети. Цветы, листья, завитки, сетка.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А что расписывали гжельской росписью?
Дети. Посуду, сувениры.
Воспитатель. Правильно, ребята. О каких мастерах я сейчас загадаю загадку:
Знает каждый молодец,
Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган,
Про купавку и розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов,
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно, красный.
Дети. Городецкая роспись.
Воспитатель. (предложить рассмотреть изделия, расписанные городецкой росписью). Какие цвета используют мастера в городецкой росписи?
Дети. Красные, желтые, зеленые, черные.
Воспитатель. Какие элементы используют в росписи?
Дети. Розаны, бутоны, листья, птицы, кони.
Воспитатель. Правильно, ребята. Проходите дальше. Посмотрите, какие игрушки! Такие они все яркие, красивые очень и разные. Но что - то у них есть и общее!
Мастера для всех ребята,
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили.
Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток.
В изукрашенный платок.
Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?
Дети. Дымковские.
Воспитатель. А почему они так называются?
Ответы детей.
Воспитатель. Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Какое настроение создают эти игрушки?
Дети. Радостное, веселое.
Воспитатель. Какими цветами расписаны дымковские игрушки?
Дети. Красные, желтые, зеленые, черные.
Воспитатель. Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели?
Дети. Прямая линия, волнистая, точка, круг, кольцо, клетка, решетка.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю игру "Собери узор". Надо собрать разрезные картинки.
Игра "Собери узор".
Цель игры: Посредством игры продолжить знакомить с декоративно- прикладным искусством для обогащения зрительных впечатлений, формирования интереса и эстетического вкуса у дошкольников.
Вариант 1:Ребенку предлагается продолжить уже начатый узор, подбирая нужные формы, цвет, размер.
Вариант2: Предложите ребенку выложить узор на полосе (квадрате, шаблоне) по образцу, используя сначала один размер формы и два цвета, постепенно усложняя задание посредством добавления форм, размеров, цвета.
Вариант3:Используя шаблоны дымковских игрушек, на которые нанесен контур и размер узора, выложить узор используя цвета характерные для дымковских игрушек.
Вариант4: Для этой игры используются цветные шаблоны дымковских игрушек. Детям предлагается выложить узор через изменение расположения мелких элементов относительно крупного, соблюдая цветосочетание характерное для дымковской игрушки.
Воспитатель. Молодцы, а сейчас я предлагаю немного поиграть. У меня есть изображение дымковского коня, давайте вместе придумаем узор.
Дидактическая игра "Украшаем дымковскую игрушку".
Воспитатель. Рисовать сегодня мы будем гуашью. Я хочу, чтобы все пофантазировали и сами придумали свой узор для вашего коня. Постарайтесь сделать его ярким и нарядным. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов (проверка технических навыков детей). Как вы думайте, для чего нам ватные палочки?
Дети. Для рисования точек.
Воспитатель. Работу выполняйте аккуратно, а чтобы наши пальчики были послушными, давайте разомнем их.
Физкультминутка «Мы – портные, мастерицы»
- Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)
Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть)
Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя)
Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы)
Для начала мы замерим, (руки вперед - в стороны)
Сколько нужно ткани нам, -
Раскроим и вновь проверим, (наклоны в стороны, руки на пояс)
- Не мало ли будет вам.
Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)
- И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой)
А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь)
Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –
Вот теперь-то можно точно (руки на пояс, поворот вокруг себя)
- Нарядиться – и на бал!
Полюбуемся – всё прочно (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)
- И красиво сшито вам.
Воспитатель. Теперь приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Ребята, как вы думайте, для чего народные мастера расписывают посуду, сувениры, игрушки?
Дети. Для красоты.
Воспитатель.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, точечки, полоски.