Урок литературного чтения Рыба и кольцо


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тема: Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо» Цели урока: помочь детям осознать через сказку Д. Джекобса «Рыба и кольцо», что не стоит вмешиваться в судьбу чужих людей; развивать логическое мышление, устную выразительную речи; воспитывать стойкость, чувство собственного достоинства на примере главной героини сказки; познакомить учащихся с таким качеством как лицемерие и формировать умение его распознавать. Ход урока 1. Организационный момент. - Нам с вами сегодня предстоит на уроке читать новое произведение, а для этого давайте проведем читательскую разминку. 2. Читательская зарядка: а) На доске записаны слова: граф кухня рожден мощь графство кухарка рожденный могущество новорожденный могущественный - Прочитайте про себя эти слова. - ... прочитай вслух первый столбик слов - Кто объяснит значение слова «граф» (Ответы детей) - А давайте теперь посмотрим толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Граф - дворянский титул выше баронского, а также лицо, имеющее этот титул) (Работа со словарем) - Прочитайте второй столбик слов. - Кто такая кухарка? (Прислуга на кухне, готовящая пищу) - Прочитайте третий столбик слов. - ... прочитай вслух. - Все вместе читаем последнее слово? - Как вы понимаете значение этого слова? - Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Работа со словарем) (Только что или недавно родившийся) - Прочитайте последний столбик слов. - ... прочитай вслух. - Все вместе читаем последнее слово. (Могущественный) - Как вы понимаете значение этого с лова? (Ответы детей) б) - А сейчас мы с вами потренируемся в выражении чувств с помощью интонации. Одно и то же слово можно произнести по - разному. Вот давайте сейчас слово «молодец» произнесем с интонацией восхищения, недовольства и возмущения. На доске з апись: Молодец 1. Восхищение 2. Недовольство 3. Возмущение - Представьте себе, что вы справились с очень сложным заданием, решили контрольную работу на «5». Похвалите себя, произнесите слово «молодец» с интонацией восхищения. - А теперь произнесите это слово, если вам кто - то на контрольной работе подсказал неправильный ответ. Произнесите с интонацией недовольства. - А теперь произнесите слово «молодец» с интонацией возмущения, как будто кто - то перешел все рамки дозволенного. На доске запись: Чему быть, того не миновать 1. Лицемерие 2. Мольба 3. Гнев - А сейчас мы с вами поработаем над пословицей. - Прочитайте пословицу про себя. - ... прочитай пословицу. А теперь давайте прочитаем эту пословицу с чувством лицемерия, мольбы и гнева. Но сначала подберите к этим словам слова - синонимы. (Неискренность, просьба, возмущение) 3. Работа над заглавием. - Сегодня мы продолжаем работать в разделе «Что за прелесть эти сказки» и познакомимся с новым произведением. - Прочитайте название. (Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо») - Кто слышал об этом авторе? Читал его произведения? Если читали, то какие? - Джозеф Джекобе написал следующие произведения. Прочитайте их. Под каким номером находится произведение, которое есть в нашем учебнике по чтению. ( 5 ) - Прочитайте заглавие нашего произведения. (Рыба и кольцо) - Вы знаете значение этих слов. Как вообще могут быть связаны два этих слова. Рыба - это что? (Живая природа) - А кольцо к природе какое - нибудь имеет отношение? (Нет) - Это продукт человеческой деятельности. - Вы хотите узнать, как мо гут быть связаны два этих слова? 4. Знакомство с текстом. Первый абзац сказки читает учитель с целью развития способности детей к прогнозированию характера произведения. После прочтения первого абзаца учитель задает вопросы: - Где и когда происходят события? (В старинные времена в одном из северных графств Англии) - Кто может показать на карте, где находится Англия. (Работа с картой) - Какие города Англии вы знаете? - Сегодня мы познакомимся с такими городами Англии как Йорк и Скарборо. - Давайт е назовем действующих лиц нашего произведения. (Барон, сын, простая девушка) - Как вы думаете, как могут развернуться дальнейшие события? (Предположения детей) Учащиеся читают сказку до конца вслух относительно законченными по смыслу фрагментами. 5. Обсуждение прочитанного. - Как вы думаете, почему барон все - таки смирился с судьбой? (Ответы детей) - Наши предположения в развитии событий оказались верными? - В начале прочтения текста мы называли действующие лица: барон, сын барона и простая девушка. Кого еще мы можем н азвать из действующих лиц, прочитав текст. (Отец девушки, рыбак, разбойник, брат барона, помещик) - Прочитайте, как барон пытался избавиться от девочки первый раз. - Прочитайте диалог барона и отца девушки. Искренно ли говорил барон отцу девочки, когда хотел е му помочь? (Нет) - А отец девочки искренно просил о помощи? (Да) - Давайте теперь попробуем прочитать этот диалог с той интонацией, которую вложил в него автор. - Что спасло девочку? (...некоторое время пеленки и одеяльце поддерживали ее на поверхности воды, и она плыла, пока вода не выбросила ее на отмель) - Как произошла вторая встреча девушки с бароном? - Как барон догадался, что Нелли та девушка, которая была уготована судьбой его сыну? (...Меня подобрали здесь на берегу. Меня принесло течен ием реки вот к этой отмели пятнадцать лет назад.) - Что задумал барон, чтобы избавиться от девушки второй раз. (Написал письмо) - Что было в письме? Зачитайте его. («Дорогой брат, схвати подательницу этого письма и тотчас же вели ее казнить») - А теперь давайте вернемся к словам барона, когда он подавал письмо девушке? Прочитайте эти слова. - Почему его коварный план не имел успеха? (Письмо заменили) - Какого было содержание второго письма? («Дорогой брат, немедленно обвенчай подательницу этого письма с моим сыном») - Выполнил ли брат барона, благородный рыцарь, требования письма. (Да) - В чем заключалась третья попытка барона погубить девушку? (Он хотел ее бросить в глубину морскую) - Почему он пощадил девушку. (Она ее трогательно умоляла, и он ее пощадил) - Прочитайте ее слова с мольбой. - И что же сделал в ответ барон? (Выбросил только кольцо, думая, что больше это кольцо никогда не попадет девушке в руки) - Выполнила ли приказания барона Нелли? (Да) - Где оказалась Нелли, выполняя приказания барона? (В помещичьем доме) - Где произошла четвертая встреча? (В помещичьем доме) - Как оказался там барон? (Приехал погостить) - Кем работала в этом доме девушка? (Кухаркой) - Как сначала отнеслась Нелли к приезду хорошо знакомого ей барона? (Не хотела, чтобы они встретились) - А как потом? - Почему же все - таки произошла встреча? - Какова была реакция барона, когда он увидел знакомую ему девушку. Найдите слова в тексте. - Давайте еще раз вспомним все встречи девушки и барона. 1. Домик бедняка. (Специально) 2. Хижина рыбака. (Случайно на охоте) 3. Замок брата. (Специально) 4. Помещичий дом. (Приехал погостить) - Какова же основная мысль этой сказки? Что вы думаете об этом. Верите ли вы в судьбу? - Кто вам в этой сказке неприятен? Почему? - Кто понравился вам сказке? Чем? 6. Подведение итогов . - Если вас заинтересовал этот писатель, и вам понравилось его произведение, то вы можете прочитать другие его произведения, которые висят на доске.