Урок литературного чтения Рыба и кольцо
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Тема: Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо»
Цели урока: помочь детям осознать через сказку Д. Джекобса «Рыба и кольцо», что не
стоит вмешиваться в судьбу чужих людей; развивать логическое мышление, устную
выразительную речи; воспитывать стойкость, чувство
собственного достоинства на
примере главной героини сказки; познакомить учащихся с таким качеством как
лицемерие и формировать умение его распознавать.
Ход урока
1.
Организационный момент.
-
Нам с вами сегодня предстоит на уроке читать новое произведение, а для
этого
давайте проведем читательскую разминку.
2.
Читательская зарядка:
а)
На доске записаны слова:
граф
кухня
рожден
мощь
графство
кухарка
рожденный
могущество
новорожденный могущественный
-
Прочитайте про себя эти слова.
-
...
прочитай вслух первый столбик слов
-
Кто объяснит значение слова «граф»
(Ответы детей)
-
А давайте теперь посмотрим толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова.
(Граф
-
дворянский титул выше баронского, а также лицо, имеющее этот титул)
(Работа со
словарем)
-
Прочитайте второй столбик слов.
-
Кто такая кухарка?
(Прислуга на кухне, готовящая пищу)
-
Прочитайте третий столбик слов.
-
...
прочитай вслух.
-
Все вместе читаем последнее слово?
-
Как вы понимаете значение этого слова?
-
Давайте
посмотрим толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Работа
со словарем)
(Только что или недавно родившийся)
-
Прочитайте последний столбик слов.
-
...
прочитай вслух.
-
Все вместе читаем последнее слово.
(Могущественный)
-
Как вы понимаете значение этого с
лова?
(Ответы детей)
б)
-
А сейчас мы с вами потренируемся в выражении чувств с помощью
интонации. Одно и то же слово можно произнести по
-
разному. Вот давайте
сейчас слово «молодец» произнесем с интонацией восхищения, недовольства и
возмущения.
На доске з
апись:
Молодец 1. Восхищение
2.
Недовольство
3.
Возмущение
-
Представьте себе, что вы справились с очень сложным заданием, решили
контрольную работу на «5». Похвалите себя, произнесите слово «молодец» с
интонацией восхищения.
-
А теперь произнесите это слово, если
вам кто
-
то на контрольной работе
подсказал неправильный ответ. Произнесите с интонацией недовольства.
-
А теперь произнесите слово «молодец» с интонацией возмущения, как будто
кто
-
то перешел все рамки дозволенного.
На доске запись:
Чему
быть, того не миновать 1. Лицемерие
2.
Мольба
3.
Гнев
-
А сейчас мы с вами поработаем над пословицей.
-
Прочитайте пословицу про себя.
-
... прочитай пословицу.
А теперь давайте прочитаем эту пословицу с чувством лицемерия, мольбы и
гнева. Но сначала подберите к
этим словам слова
-
синонимы. (Неискренность,
просьба, возмущение)
3.
Работа над заглавием.
-
Сегодня мы продолжаем работать в разделе «Что за прелесть эти сказки» и
познакомимся с новым произведением.
-
Прочитайте название.
(Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо»)
-
Кто
слышал об этом авторе? Читал его произведения? Если читали, то какие?
-
Джозеф Джекобе написал следующие произведения. Прочитайте их. Под каким
номером находится произведение, которое есть в нашем учебнике по чтению.
(
5
)
-
Прочитайте заглавие нашего
произведения.
(Рыба и кольцо)
-
Вы знаете значение этих слов. Как вообще могут быть связаны два этих слова.
Рыба
-
это что?
(Живая природа)
-
А кольцо к природе какое
-
нибудь имеет отношение?
(Нет)
-
Это продукт человеческой деятельности.
-
Вы хотите узнать, как мо
гут быть связаны два этих слова?
4.
Знакомство с текстом.
Первый абзац сказки читает учитель с целью развития способности детей к
прогнозированию характера произведения.
После прочтения первого абзаца учитель задает вопросы:
-
Где и когда
происходят события?
(В старинные времена в одном из северных графств Англии)
-
Кто может показать на карте, где находится Англия.
(Работа с картой)
-
Какие города Англии вы знаете?
-
Сегодня мы познакомимся с такими городами Англии как Йорк и Скарборо.
-
Давайт
е назовем действующих лиц нашего произведения.
(Барон, сын, простая девушка)
-
Как вы думаете, как могут развернуться дальнейшие события?
(Предположения детей)
Учащиеся читают сказку до конца вслух относительно законченными по смыслу
фрагментами.
5.
Обсуждение
прочитанного.
-
Как вы думаете, почему барон все
-
таки смирился с судьбой?
(Ответы детей)
-
Наши предположения в развитии событий оказались верными?
-
В начале прочтения текста мы называли действующие лица: барон, сын барона
и простая девушка. Кого еще мы можем н
азвать из действующих лиц, прочитав
текст.
(Отец девушки, рыбак, разбойник, брат барона, помещик)
-
Прочитайте, как барон пытался избавиться от девочки первый раз.
-
Прочитайте диалог барона и отца девушки. Искренно ли говорил барон отцу
девочки, когда хотел е
му помочь?
(Нет)
-
А отец девочки искренно просил о помощи?
(Да)
-
Давайте теперь попробуем прочитать этот диалог с той интонацией, которую
вложил в него автор.
-
Что спасло девочку?
(...некоторое время пеленки и одеяльце поддерживали ее на
поверхности воды, и
она плыла, пока вода не выбросила ее на отмель)
-
Как произошла вторая встреча девушки с бароном?
-
Как барон догадался, что Нелли та девушка, которая была уготована судьбой
его сыну?
(...Меня подобрали здесь на берегу. Меня принесло течен
ием реки вот к этой
отмели пятнадцать лет назад.)
-
Что задумал барон, чтобы избавиться от девушки второй раз.
(Написал письмо)
-
Что было в письме? Зачитайте его.
(«Дорогой брат, схвати подательницу этого письма и тотчас же вели ее казнить»)
-
А теперь давайте
вернемся к словам барона, когда он подавал письмо девушке?
Прочитайте эти слова.
-
Почему его коварный план не имел успеха?
(Письмо заменили)
-
Какого было содержание второго письма?
(«Дорогой брат, немедленно обвенчай подательницу этого письма с моим
сыном»)
-
Выполнил ли брат барона, благородный рыцарь, требования письма.
(Да)
-
В чем заключалась третья попытка барона погубить девушку?
(Он хотел ее бросить в глубину морскую)
-
Почему он пощадил девушку.
(Она ее трогательно умоляла, и он ее пощадил)
-
Прочитайте ее
слова с мольбой.
-
И что же сделал в ответ барон?
(Выбросил только кольцо, думая, что больше это кольцо никогда не попадет
девушке в руки)
-
Выполнила ли приказания барона Нелли?
(Да)
-
Где оказалась Нелли, выполняя приказания барона?
(В
помещичьем доме)
-
Где произошла четвертая встреча?
(В помещичьем доме)
-
Как оказался там барон?
(Приехал погостить)
-
Кем работала в этом доме девушка?
(Кухаркой)
-
Как сначала отнеслась Нелли к приезду хорошо знакомого ей барона? (Не
хотела, чтобы они
встретились)
-
А как потом?
-
Почему же все
-
таки произошла встреча?
-
Какова была реакция барона, когда он увидел знакомую ему девушку. Найдите
слова в тексте.
-
Давайте еще раз вспомним все встречи девушки и барона.
1.
Домик бедняка. (Специально)
2.
Хижина рыбака.
(Случайно на охоте)
3.
Замок брата. (Специально)
4.
Помещичий дом. (Приехал погостить)
-
Какова же основная мысль этой сказки? Что вы думаете об этом. Верите ли вы
в судьбу?
-
Кто вам в этой сказке неприятен? Почему?
-
Кто понравился вам сказке? Чем?
6.
Подведение итогов
.
-
Если вас заинтересовал этот писатель, и вам понравилось его произведение,
то вы можете прочитать другие его произведения, которые висят на доске.