Раздел: «Снежок порхает, кружится…» З.Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег».
Методическая разработка урока
по литературному чтению во 2 классе.
Тема: Раздел: «Снежок порхает, кружится»
З.Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег».
Программа: «Начальная школа XXI века».
Тип урока: урок – практикум.
Цели урока:
Обучающая: формирование читательских умений и навыков при работе с текстами произведений разных жанров.
Развивающая: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст, словарный запас детей.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Для учителя: веточка рябины, картонный макет снегиря, иллюстрация снегиря, иллюстрация зяблика, компьютер, фонограмма пения птиц, карточки со словами, иллюстрации художников.
Для учащихся: карточки для практического задания, учебник с текстами произведений, листы для рисования, карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Сегодня с вами мы начинаем новый раздел: «Снежок порхает, кружится».
- Как вы думаете, с какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?
Дети:
- О природе, о зиме.
Учитель:
- Дети, а у нас на уроке сегодня необычные гости. Посмотрите на эту красивую ветку.
На столе стоит ваза с веточкой дерева, на ней прикреплены картонные макеты снегирей.
- Вы их узнали? Как называются птицы, сидящие на ветке?
Дети:
- Снегири.
Учитель:
- А помните, откуда они у нас появились?
Дети вспоминают об экскурсии в парк где наблюдали за зимующими птицами на нашей территории и как на уроке труда делали макеты снегирей.
- Да, мы с вами прошлой зимой ходили на улицу кормить, зимующих у на птиц. И вы нарисовали этих замечательных красавцев.
- Вдумайтесь в звучание этого слова сне-ги-ри
- Птицы прилетают в наши края со снегом, с началом зимы.
- И с сегодняшнего урока мы с вами будем читать стихи и рассказы о волшебнице зиме.
II. Основная часть.
1. Работа над стихотворением.
Учитель:
- Послушайте произведение.
Чтение учителем наизусть стихотворения З.Александровой «Зима».
Учитель:
- Какое настроение оно вызывает?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Что особенно запомнилось?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Откройте учебники на с.126 и назовите автора и название произведения.
Дети открывают учебники.
- К какому жанру относится это произведение?
Дети :
- Жанр данного произведения – стихотворение.
Учитель:
- Какой схемой мы обозначим это произведение?
Дети :
- Треугольником зелёным – это стихотворение о природе.
Учитель:
- Прочитайте это стихотворение шёпотом.
Дети читают стихотворение.
Учитель:
- Подтвердите словами из текста, что наступила зима.
Дети зачитывают словосочетания из стихотворения.
Учитель:
- Как автор описывает снежок? Лужицы? Снегирей?
Дети озвучивают слова автора.
Учитель:
- Рассмотрите иллюстрацию. Какие строки можно подписать под ней? (о снеге, о снегирях).
Дети рассматривают иллюстрацию и высказывают свои варианты.
- А чем снегирь особенно красив?
Дети:
- Красной грудкой.
Учитель:
- А о какой птичке ещё упоминает автор?
Дети:
- О зяблике.
Учитель:
- Как вы понимаете слова автора: «В саду, где пели зяблики.. ..»
Дети:
- Это означает, что лето прошло.
Учитель:
- Зяблик – птичка, которая весело поёт летом, а снегиря мы замечаем зимой.
- Прослушайте, как поют птицы.
2. Слушание фонограммы голосов птиц (на компьютере).
- Чьё пение напоминает нам лето, а чьё зиму? Почему?
Дети высказывают своё мнение. Учитель даёт короткую информацию о каждой птичке и демонстрирует иллюстрации.
- Какой тон выберем для чтения этого стихотворения?
Дети:
- Тон - радостный, лёгкий: зима только начинается.
Учитель:
- Приготовьтесь к такому чтению данного произведения, чтобы мы все смогли почувствовать радость наступления белоснежной зимы.
Дети читают стихотворение «про себя».
3. Слушание выразительного чтения 2-ух учащихся.
Учитель:
- Смогли ребята передать настроение автора?
Дети оценивают чтение одноклассников. Учитель отмечает положительное в чтение учащихся.
Учитель:
- Домашнее задание №4 с.126.
4. Физминутка «Зайчик».
5. Работа над рассказом.
Учитель:
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию на с.81. Кто помнит, как называется это произведение?
Дети листают страницы учебника назад и находят текст произведения, который читали ранее. Узнают иллюстрацию к данному произведению.
- Из какого материала дети лепили снежные фигуры?
Дети:
- Дети лепили снежные фигуры из снега.
Учитель:
- А каким должен быть снег, чтобы получились снежные фигуры?
Дети:
- Липким.
Учитель:
- Вспомните нашу прогулку в этом году, когда выпал первый снег, и вы лепили крепости?
- Что вы можете рассказать о первом снеге. Какой он?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о зиме.
- Назовите автора, название произведения.
Дети, ориентируясь на страницу учебника, называют автора и название произведения.
Работа над 1-ой частью текста.
Учитель:
- Послушайте, как автор описал снег.
Чтение учителем 1 части текста произведения. Дети слушают чтение педагога.
Учитель:
- О каком снеге рассказывается в 1 части?
Дети высказывают своё мнение.
- Эту часть мы так и озаглавим «Первый снег».
Учитель вывешивает заголовок на доску.
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.
- Найдите слова, которые описывают первый снег.
1 абз. – 1 команда. ( Робкий, тихий, притаился)
2 абз. – 2 команда. (Белый, лёгкий)
3 абз. – 3 команда.
Дети читают 1 часть текста и выполняют задание. Каждое найденное слово учащимися в тексте, учитель помещает на доску под заголовок.
Учитель:
- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к живому существу? С помощью каких слов сумел автор это сделать?
Дети высказывают своё мнение.
- Обратите внимание на глагол «притаился» (спрятался, стараясь быть незамеченным).
Работа над 2-ой частью текста.
Чтение учителем 2 части текста произведения. Дети слушают чтение педагога.
Учитель:
- А в этой части, о каком снеге рассказывается?
Дети высказывают своё мнение.
- Эту часть мы так и озаглавим «Январский снег».
Учитель вывешивает заголовок на доску.
Учитель:
- Читаем 2 часть «цепочкой» и ищем, с помощью каких слов автор отмечает характер январского снега?
Дети читают 2 часть текста и выполняют задание. Каждое найденное слово учащимися в тексте, учитель помещает на доску под второй заголовок.
Сильный, силён (стойкий, мощный)
Спокойный, спокоен ( накрывает, гнёт, ломает)
«Тяжёлое холодное одеяло»
«Сыпучее снежное болото»
Учитель:
- А почему автору кажется таким характер снега в это время?
Дети высказывают своё мнение.
- Найдите, с чем автор сравнивает январское солнце?
Дети высказывают своё мнение.
- Легко ли идти по глубокому, обильному снегу?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Давайте вместе с вами попробуем показать движение канатоходца.
Дети вместе с педагогом имитируют по классу движение канатоходца.
Работа над 3-ей частью текста.
Чтение учителем 3 части текста произведения. Дети слушают чтение педагога.
Учитель:
- Как можно озаглавить эту часть рассказа?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Эту часть мы так и озаглавим «Февральский снег».
Учитель вывешивает заголовок на доску.
- Просмотрите эту часть и найдите строки, которые подойдут к иллюстрации.
Дети читают текст «про себя» и подбирают словосочетания из данной части, которые подходят к данной иллюстрации.
Учитель:
- Какими словами описывает автор февральский снег?
Дети:
Злой (причиняющий мучения)
Колючий (способный колоть, причинять уколы)
Лупит, лютует
Бьёт, колдун
Колотит , ведьмин сын
Каждое найденное слово учащимися в тексте, учитель помещает на доску.
Учитель:
- Объясните, почему февральский снег писатель называет колдуном и ведьминым сыном?
Дети высказывают своё мнение.
- Прослушайте фонограмму.
Звучит фонограмма снежной метели. Дети слушают и руками изображают порывы ветра.
Учитель:
- Какие эмоции вы испытывали, слушая данные звуки?
Дети высказывают своё мнение.
Работа над 4-ой частью текста.
Чтение учителем 4 части текста произведения. Дети слушают чтение педагога.
Учитель:
- Какому снегу посвящена эта часть?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Эту часть мы так и озаглавим «Весенний снег» ( март, апрель)
Учитель вывешивает заголовок на доску.
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.
Учитель:
- Найдите слова в этой части текста:
1 абз. – 1 команда. – С чем сравнивает автор весенний снег?
2 абз. – 2 команда. – Почему автор подобрал такое определение «дырявый»? (несплошной)
3 абз. – 3 команда. – Найдите иллюстрацию из представленных картин к этой части. ( оспинки – ямки от семян)
ПРОВЕРКА.
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Какие слова описывают весенний снег?
Плотный, липкий, пристал, белый пластилин, дырявый, в мелких оспинках.
Каждое найденное слово учащимися в тексте, учитель помещает на доску.
- Как вы понимаете данные сочетания слов, которые использовал автор в данном тексте?
«Белее снега» -???
«Среди тумана» - ???
Дети высказывают своё мнение.
Итоговая работа.
Учитель:
- Сколько автор «характеров» подметил у снега?
Дети высказывают своё мнение.
- Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать снег?
Дети:
- С помощью сравнений, словосочетаний
Учитель:
- Какими словами он описал первый снег? Январский снег? Февральский снег? Весенний снег? (см. слова на доске)
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
- Вот так, дети, сумел подметить особенности Иванов и найти такие точные и меткие слова к его описанию.
Учитель:
- Какой схемой обозначим данное произведение?
Дети:
- Прямоугольником зелёным – рассказ о природе.
Учитель:
- Ребята, обратите внимание на художественные репродукции известных художников. Какие из данных картин подходят под описание снега к каждой части этого рассказа?
Дети высказывают своё мнение.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учитель:
- А сейчас вы попробуйте всей командой, используя текст учебника, слова, вывешенные на доске рассказать про тот снег, который больше всего вам запомнился.
- У вас на столе лежат листочки – помогалочки. Работаем все вместе, а затем по одному человеку от команды выходят и читают, а лучше рассказывают свои коллективные мини-сочинения.
Дети работают в командах.
7. Выступление детей. Оценивание командной работы.
Дети высказывают своё мнение о проделанной работе.
III. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель:
- Какой снег вам больше понравился, определим с помощью аплодисментов.
Учитель называет по-очереди заголовки частей текста, а дети хлопают в ладоши.
Учитель:
- Нарисуйте от каждой команды картину того снега, который вы хотели бы видеть в данный момент.
Дети рисуют. Работы детей вывешиваются на доску. Учитель хвалит ребят за хорошую работу на уроке и называет отметки.
Учитель:
- Домашнее задание с. 130, №4. Из предложенных сегодня двух заданий вы можете сделать выбор.
Расположение слов на доске.
«Первый снег»
«Январский
снег»
«Февральский снег»
«Апрельский снег»
робкий, робок
сильный, силён
злой
дырявый
белый
спокойный, спокоен
колючий
плотный
притаился
накрывает
лупит
липкий
тихий, тих
«сыпучее снежное болото»
лютует
пристал
лёгкий
гнёт
бьёт
белый пластилин
ломает
колдун
«тяжёлое холодное одеяло»
колотит
ведьмин сын
Листочки - помогалочки.
Команда №1 «Первый снег».
- Больше всего мне запомнился первый снег.
- Это даже не снег, а снежок.
- Он .
Команда №2 «Январский снег».
- Больше всего мне запомнился январский снег.
- Характер его
- Холодным одеялом он накрывает поля, .
Команда №3 «Февральский снег»
- Больше всего мне запомнился февральский снег.
- Это колдун. Он
Команда №4 «Апрельский снег»
- Больше всего мне запомнился апрельский снег.
- Он напоминает
- Он не лежит сплошным ковром, а .
15