Урок «Обобщение по разделу «Снежок порхает, кружится»»
Творческий урок – проект по чтению во 2-м классе
Тема: Обобщение по разделу «Снежок порхает, кружится».
Цели урока:
создание образного представления о зиме на основе изученных произведений и живописных произведений искусства;
развитие у детей интереса к чтению, развитие монологической речи, фантазии, творческих способностей;
воспитание любви к Родине, родной природе;
развитие коммуникативности, умения работать в группе;
создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке.
Оборудование:
репродукции картин великих художников: «Первый снег», Аркадия Пластова; «Русская зима», Константина. Юона; “Март” Исаака Левитана, “Зима” И. Саврасова;
листы формата А-3;
карандаши, фломастеры;
ножницы;
клей;
раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
2. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас творческий урок – проект. Мы попробуем создать литературную газету о сказочном времени года - зиме. Каждая её страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Работать будете в группах. Помните, что результат зависит от всех вас, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
- Вы много читали произведений о зиме. Это и сказки, и рассказы, и стихотворения. Вспомните их. (дети называют произведения).
- Русский народ очень любит зиму, ведь зима - одно из самых красивых времён года. Народ ласково называет её: зимушка - зима, волшебница - зима, чародейка - зима, гостья - зима, матушка – зима.
- А вы, ребята, любите зиму? Что вам больше всего нравится в зиме?
Здравствуй, гостья-зима! (2й слайд)Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.Есть раздолье у нас Где угодно гуляй;Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.Нам не стать привыкать,Пусть мороз твой трещит:Наша русская кровьНа морозе горит... (И.Никитин)
- Зима приходит, как волшебница. Взмахнёт рукой и вот в воздухе кружат лёгкие снежинки. Взмахнёт ещё раз - всё кругом укрыто белым снежным покрывалом, заметено сугробами.
- В зиме есть всё: обилие белого, пушистого снега (4й слайд), сказочная красота инея на ветвях деревьев ( 5й слайд), морозная дымка, околдованная чарами зимы природа (6й слайд), зимние забавы детей (7й слайд) и даже взрослых (8й слайд).
1. Пришла хозяйка синеокая, (9й слайд)Собольей бровью повела.Из рукава ее широкогоПылит серебряная мгла.
2. Она командует метелями. (10й слайд)Ей прекословить не к добру.Зайчишки прячутся под елями.Медведь притих в густом бору.
3. Шугнула птиц, которых встретила (11й слайд) В своем заснеженном лесу, И белой меткою отметилаОгнисто-рыжую лису.
4. Сбежались к ней друзья-сохатые. (12й слайд)А волк при ней, как верный пес.Махая шапкою косматою,Ее приветствует мороз.
5. Ей месяц золотыми бивнями (13й слайд)В буранах пролагает путь.Ей утро, солнечными ливнями,Блистая, падает на грудь.
6. В ее ветрах раздолье слышится, (14й слайд)В повадках – молодость сама.Как вольно мне с тобою дышится,Родная русская зима! (Г.Милова. “Зима”)
3. Основная часть урока.
Задание №1- «Выбери заголовок»
- Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Поэтому начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах есть несколько вариантов. (найти в раздаточном материале) Выберите один из них, тот который вам больше понравился, и оформите начало странички.
Варианты названия странички: (15й слайд)
1. Гостья - зима.
2. Матушка - зима.
3. Волшебница - зима.
4. Чародейка - зима.
Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор. Приклеивают название странички.
Задание №2 – «Снежная горка»
- Говоря о зиме, мы часто повторяем слово “снег”. Конечно, ребята, зима не бывает без снега. Такого мягкого, пушистого, искрящегося на солнце всеми цветами радуги, пахнущего морозной свежестью и хрустящего под ногами.
- Сейчас я предлагаю вам слепить горку из “снежных слов”, то есть подобрать слова с корнем снег. (выслушиваются ответы детей)
- Запишите эти слова в столбик, а потом дорисуйте снежную горку. (16й слайд)
Проверка работ.
Задание №3 - «Снежная палитра» (17й слайд)
- Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. На уроке чтения мы с вами читали рассказ Сергея Иванова “Каким бывает снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Снег у него будто живой.
- Следующее задание называется “Снежная палитра”. У каждой группы будет свой снег. У 1гр. - это октябрьский, у 2гр. - апрельский снег, у 3гр. - январский, у 4гр. - февральский. Найдите отрывок из рассказа С.Иванова “Каким бывает снег”, внимательно прочитайте его и на “Снежную палитру”, которая есть у вас в раздаточном материале, выпишите те слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега в разные месяцы.
Расположите палитру на листе и приклейте её. Проверка работ.
Задание №4 – «Зимние зарисовки» (18й слайд)
- Художники слова, создавая свои рассказы, очень тщательно работают над словом, кропотливо подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.
- Попробуем и мы создать небольшие тексты - зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Дополните уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте к ней название.
Задание №5 – «Угадай произведение и автора»
- У вас на партах есть снежинки, на которых написаны небольшие выдержки из произведений, которые мы читали. Вы должны подписать название и автора.
1) Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы
в прозрачное стекло. (З.Александрова, Зима)
2) Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (И.Суриков, Детство)
3) В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
полная счастья, с горы ледяной! (Н.Некрасов, Саша)
4) Ах! До чего мороз сердит!
Кругом мороз, мороз
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок. (И.Беляков, О чём ты думаешь, снегирь?)
5) «Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать» (Э.Шим, Всем вам крышка)
6) «Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела».
(К.Ушинский, Мороз не страшен)
7) « Снежинка рассказала: - Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом».
(Рус.нар.сказка, Дети Деда Мороза)
8) «Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена»
(В.Даль, Девочка Снегурочка)
Приклейте свои снежинки.
ФИЗМИНУТКА.
- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников. (19й слайд)
Перед вами репродукции картин великих художников:
- «Зима», И. Саврасова (20й слайд)
- «Русская зима», Константина Юона (21й слайд)
- «Первый снег», Аркадия Пластова (22й слайд)
- «Март» Исаака Левитана (23й слайд)
Задание №6 – «Юные художники»
- Наша газета тоже не может обойтись без зимнего рисунка. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и оформить свою страницу рисунком.
Задание №7 – «Защита»
Представление (защита) работ по плану.
План:
1) Представиться. (Авторы работы)
2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)
3) Назвать источники информации.
4) Определить, где можно использовать готовый продукт.
Каждая группа вывешивает свою страничку на доску. Идёт защита работ.
6. Итог урока. Рефлексия.
-Подошёл к концу наш урок. Найдите на парте конверт, в нем лежат снежинки разного цвета. Если вы довольны своей работой, то выберите снежинку белого цвета, если вы не очень довольны своей работой, то выберите снежинку голубого цвета, если вы совсем недовольны своей работой, то выберите снежинку синего цвета.
- А теперь, устроим снегопад: прикрепите свои снежинки на доску вокруг нашей газеты.
7. Домашнее задание. Найти и прочитать произведения о зиме.
Заголовок 115