Урок литературы в 10 классе А.А.Фет. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Гармония и музыкальность поэтич


Абашкина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа №83
имени Г.И. Баланова города Донецка»
Урок литературы в 10 классе
А.А.Фет. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

Урок литературы в 10 классе
Тема. А.А.Фет. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью талантливого поэта, удивительного лирика ХІХ века А.А. Фета;
помочь десятиклассникам погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХІХ столетия, понять суть литературно-критических столкновений;
попробовать разгадать тайну поэтического феномена А.А.Фета, сделавшего шаг к новому, импрессионистическому взгляду на мир;
развивать ассоциативное мышление, речь учащихся, способствовать овладению художественными образами, выразительными средствами языка;
воспитывать любовь к искусству слова, поэзии.
Тип урока: урок комбинированного типа (с элементами урока-концерта, рассказов о страницах биографии писателя, анализа текстов).
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация с демонстрацией портретов А.А.Фета, В.А.Жуковского, А.Блока, репродукций картин художников-импрессионистов; сборники стихотворений Фета.
Продолжительность: 2 часа.
1-й час
І. Организация класса
ІІ. Мотивация учебной деятельности
2.1. Учитель
На улице сегодня непогода, но мне хочется, чтоб на душе у всех присутствующих было тепло. Получить эмоциональный заряд нам поможет поэзия.
Русская поэзия – одно из замечательных явлений мировой культуры.
Лучшие создания русской поэзии отличаются высокой человечностью, светлым взглядом на жизнь, богатством мысли и умением передавать тончайшие оттенки и переливы чувств и настроений.
А эти чувства и настроения так близки и понятны нам, что с уст иногда срываются запоминавшиеся строки, и кажется, что они твои собственные, хотя написаны давно знакомыми незнакомцами.
Попробуйте продолжить стихотворные строки и назвать имя автора.
2.2. Литературная викторина
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А.С. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
А.С. Пушкин
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А.Н. Плещеев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И. Тютчев
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А.А. Фет
ІІІ. Изучение новой темы
3.1. Учитель
Великий писатель Лев Толстой, говоря о поэтическом мастерстве, когда-то сказал Молодому Горькому: «Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина».
Шеншин – настоящая фамилия русского поэта прошлого века Фета. Ему, талантливому человеку, удивительному лирику, и посвящается наш урок. Мы попробуем погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХІХ века; понять суть поэтического феномена Афанасия Афанасьевича Фета.
3.2. Биографическая справка
1-й ведущий
Жизнь поэта прошла под знаком невзгод и злоключений. Уже само рождение Фета вызвало массу кривотолков, угрожавших немалыми неприятностями его будущей репутации. Сын Шарлоты – Елизаветы Фет, жены немецкого чиновника, появился на свет не в Германии, а в России, в доме орловского помещика Шеншина, с которым решила связать судьбу молодая чиновница. Слухами о дурости убежавшей от своего законного супруга немки и её незаконнорождённом отпрыске наполнились гостиные помещичьих усадеб Орловской губернии.
2-й ведущий
Детские годы мальчик провёл в деревне в условиях старого помещичьего быта. Дома он получил первое образование. С детства говорил по-русски и по-немецки – язык матери стал для него таким же родным, как и русский. Маленький Афанасий был очень привязан к дяде – брату отца – страстному почитателю истории и поэзии, оказавшему немалое влияние на своего любимого племянника. Мальчик тоже полюбил поэзию. Он зачитывался Пушкиным, пытался и сам писать.
1-й ведущий
Когда Афанасию Афанасиевичу исполнилось четырнадцать лет, из Германии пришло официальное уведомление, которое касалось прав его рождения. Родители его обвенчались в православной церкви уже после рождения ребёнка. Согласно ему, с этого момента он являлся законным сыном своего немецкого отца. В связи с чем автоматически лишался всех дворянских титулов, которыми по праву пользовался, будучи Шеншиным. В результате этих обстоятельств четырнадцатилетний Афанасий Фет стал считаться незаконнорождённым ребенком Шеншина Афанасия Неофитовича. И это легло огромным пятном на всю дальнейшую жизнь поэта. Теперь основной его целью стало восстановить своё дворянское достоинство и вернуть утерянные права.
Мальчик вынужден был перейти на фамилию Фет. Только через сорок лет Афанасию Афанасьевичу «По величайшему повелению» вернули отцовскую фамилию. А фамилия Фет осталась как литературное имя.
2-й ведущий
Образование Фет получил в пансионе, находящемся в Эстонии, где провёл три года, затем в Московском университете. Студент-филолог Фет серьёзно увлёкся литературой, в частности поэзией, и, по собственным воспоминаниям, «вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, …почти ежедневно писал новые стихи…».
Этому способствовала его дружба с будущими поэтами Аполлоном Григорьевым и Яковом Полонским.
1-й ведущий
Товарищи поощряли творческие начинания Фета, его поддержал Гоголь, который прочёл стихи молодого поэта и признал в нём «несомненное дарование».
В 1840 году литературные опыты Фета оформились в первый поэтический сборник «Лирический пантеон». Большинство стихотворений, вошедших в него, написаны под влиянием творчества Байрона и Гёте. И всё же, несмотря на бросающееся в глаза подражательство, критика отнеслась к нему доброжелательно, отметив в сборнике «благородную простоту» и даже «грацию».
2-й ведущий
Свои творческие намерения Фет выразил в своеобразной поэтической автоформуле, которой он старался придерживаться на протяжении всей своей жизни:
Пуская в свет мои мечты,Я предаюсь надежде сладкой,Что, может быть, на них украдкойБлеснёт улыбка красоты,Иль раб мучительных страстей,Читая скромные созданья,Разделит тайные страданьяС душой взволнованной моей.
1-й ведущий
У Фета появилась мечта сосредоточиться исключительно на поэзии и жить для неё.
Между тем юношу по-прежнему мучило его положение. Ведь в университете Афанасий Афанасьевич числился «студентом из иностранцев». Мысль о том, чтобы любой ценой вернуть себе звание потомственного русского дворянина, не давала ему покоя. Это звание он мог получить, став офицером. В 1845 году, после окончания университета, Фет идёт на военную службу – унтер-офицером в Кирасирский орденский полк.
2-й ведущий
Однако и здесь Фета подстерегала неудача. Николаевский манифест 1845 года затруднил доступ в дворянство представителям других сословий, определив присвоение звания дворянина тем, кто дослужился до чина майора, а указ Александра ІІ и вовсе разрушил фетовский «воздушный замок», обозначив точку отсчета чином полковника, а дослужиться до него поэту было очень трудно.
1-й ведущий
Военная служба, которой Фет вынужден был отдать лучшие годы жизни, протекала скучно и однообразно. Полк стоял в Херсонской губернии, тогда глухой провинции. Поэт оказался оторванным от литературных кругов, от культурной жизни страны, к тому же весьма в стеснённом материальном положении, нередко «граничившим с нищетой».
Как раз в это трудное время и произошло его знакомство с херсонским помещиком А.Ф.Бржеским, автором двух десятков поэтических выступлений, который становится преданным другом молодого офицера. Через Бржевского Фет познакомился с дочерью многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала Лазича – Марией.
Звучит «Баркарола» И.П.Чайковского.
Юноша читает стихотворение «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою…»
2-й ведущий
Когда Фет встретился с Лазич, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, литературно и музыкально образованного. О музыкальных способностях Лазич высоко отозвался знаменитый венгерский композитор Ференц Лист. В пору пребывания в России он слышал игру Марии. В знак одобрения и симпатии лист написал в альбом Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты.
Мария Козьминична Лазич была серьёзной, образованной девушкой, прекрасным музыкантом и любительницей поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили поэта. А она сама безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства.
На фоне музыки девушка читает стихотворение А.Фета
«Ещё весна – как будто неземной…»
1-й ведущий
Мария Лазич оказалась близкой подругой Фету и по духу, и по сердцу. Казалось бы, чего ещё надо! Женись – и будь счастлив. Это ли не твоя судьба?
Так уж был устроен Фет, что чувство преобладает над разумом в его стихах, а в обыденной жизни его практический рассудок преобладал над чувством. Мария была такой же бедной, как и он. И Фет, лишённый состояния и твердой социальной основы, но решивший вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, не мог связать с ней свою судьбу.
Юноша читает стихотворение А.Фета «Ты говоришь мне: прости!»
2-й ведущий
Летом 1850 года И.П.Борисов получил письмо от Фета, в котором уже слышны холодные, быть может, даже безжалостные ноты: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений... этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил... Знаешь, втянулся в службу, а другое все только томит, как кошмар...».
Юноша и девушка читают стихотворение А.Фета «Напрасно!»
на фоне «Вступления» - музыка к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»
Кончилось все трагически. Фету по служебной надобности пришлось на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых.
О случившемся с ужасом говорили во всех родовых имениях Херсонской губернии. Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта мысль не давала покоя Фету.
Юноша читает стихотворение А.Фета
«Я верить не хочу! Когда в степи, как диво…»
Вскоре после смерти Марии Лазич Фет пишет Ивану Борисову, давая отчёт в происшедшем не то другу, не то самому себе: «Я ждал женщины, которая поймёт меня, и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма» – и умерла со словами: «Он не виноват, а я». После этого говорить не стоит. Смерть, брат, хороший пробный камень…».
Учитель
Только после трагической кончины Марии к нему в полной мере приходит осознание любви, неповторимой и единственной. Любовь, которую он заточил в глубинах своего холодного сердца, вырвалась на свободу, но навсегда осталась несчастной и безвыходной.
Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась бы за ним на край света, зримая и покорная, в одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно величественной, как беспредельное звездное небо, куда унеслась её грешная душа.
Девушка читает стихотворение А.Фета «Ракета»
Звучит фоновая музыка
Итальянских скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить самые сокровенные чувства человеческой души.
Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета и Марии Лазич превратилась неожиданно, быть может, для него самого в ту волшебную скрипку, которой стала его поэзия.
Скрипка Фета пела не только о любви, многие восторженные гимны поэта посвящены родной природе. В пейзажах Фета отразились все времена года, день и ночь, солнце, звёзды и луна. Море и горы. Леса и степи. Старый парк и река. Одинокий тополь и цветы.
Ученики читают стихотворения А.Фета «Тополь» и «Георгины»
3.3. Беседа с учащимися по вопросам:
Как относится А.А. Фет к природе? (Природа у Фета «очеловечена», она живёт)
С помощью каких приёмов достигает он такого впечатления?
3.4. Учитель
«Подумаешь, природа «очеловечена», – скажет какой-нибудь скептик, – ничего оригинального в этом нет. У кого из русских лириков она не очеловечена?
Фет подходит к изображению пейзажа не так, как многие его современники. А как?
Давайте послушаем одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета, которым открывается седьмой номер журнала «Отечественные записки» (1843 г.)
– А как вы думаете, при каком условии стихотворение могло быть заглавным? (Если издателям журнала оно пришлось по вкусу, если они видят в нем безусловную художественную ценность)
Учитель читает стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом»
– Пушкинская норма в поэзии требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. А какие фразы могли показаться современникам Фета не совсем «правильными, не совсем точными»? («Я пришёл к тебе с приветом…» - в подобных фразах современники Фета видели поэтическую дерзость. К слову, Л.Толстой считал лирическую дерзость свойством поэтов).– Отдавал ли Фет себе отчет в неточности своего поэтического слова?
(Свои стихи Фет называл шутливо (но и не без гордости) стихами «в растрепанном роде»)
– Каков же художественный смысл в поэзии «растрепанного рода»?
– Так какой дар мы обнаружили у Фета? (Дар импровизатора)
3.5. Составление кластера
Поэт



импровизатор



(Кластер будет заполняться на протяжении урока)
3.6. Учитель
О фетовском даре импровизатора писали его современники. На импровизационном характере своих стихов настаивал сам поэт. И не где-нибудь, а в том самом стихотворении, о котором мы говорим. Найдите эти строки. («…не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет»)
«…не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет» – это для Фета программные слова, выражение его общих взглядов на поэзию.
Позднее эту концовку использовали для дискредитации поэта. Она стала предметом пародий.
3.7. «Свободное письмо»
Дискредитация - …
Пародия - …
3.8. Учитель
С точкой зрения развития русской поэзии фетовская манера была важным открытием – открытием новых возможностей, новых путей в искусстве слова. Об этом речь пойдет на следующем уроке.
2-й час
3.9. Учитель
То, о чём мы говорили на первом уроке, касается содержательной стороны фетовской поэзии. Если же рассматривать форму его произведений (ритмомелодику), то здесь невольно вспоминается строка, принадлежавшая Фету: «О, если б без слова сказаться душой было можно».
3.10. Беседа с учащимися:
Какой вид искусства даёт нам возможность без слов понять настроение автора, его душу? (Музыка)
Посмотрите ещё раз на текст стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…». Какой принцип способствует цельности его композиции? На этом же принципе строятся все музыкальные формы. (Повторы)
Что ещё способствует музыкальности стихотворения? (Женские рифмы. В отличие от мужских рифм они более протяжные, ибо кончаются не ударными, а безударными слогами. Из поэтов ХІХ века сплошная женская рифмовка, чаще других встречается именно у Фета).
3.11. Учитель
Звукам, музыке стиха Фет придавал исключительно большое значение. Они иногда могут душе сказать больше, чем слова. В стихотворении «Поделись живыми снами…» есть строки: «Что не выскажешь словами – звуком на душу навей».
П.И. Чайковский, считавший Фета «поэтом безусловно гениальным», писал, что он «в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». (Работа с кластером)
Поэт



импровизатор

музыкант



3.12. Учитель
Салтыков-Щедрин отмечал, что стихи Фета «сами просятся на музыку и кажутся часто предназначенными не для чтения, а для пения».
Не удивительно, что многие композиторы – Аренский, Балакирев, Варламов, Танеев, Римский-Корсаков, Чайковский и др. – на слова произведений Афанасия Афанасьевича сочиняли музыку. Сейчас вы послушаете музыкальное произведение на стихи Фета. Определите его жанр.
На экране видеофильм - звучит романс «На заре ты ее не буди» музыка А.Е.Варламова, стихи А.А.Фета3.13. Учитель
Фета знали ещё только в узком кругу любителей поэзии, а романсы на его слова, как говорил Салтыков-Щедрин, пела «чуть ли не вся Россия».
Каким же даром обладал А.А.Фет?
Одно из главных убеждений поэта заключалось в том, что для поэзии нет ничего убийственнее повторения, тем более самого себя.
Ученик читает стихотворение А.Фета «Диана»
3.14. Беседа с учащимися по вопросам:
К какому жанру относится стихотворение «Диана» (1847)? (К антологическим стихам)
Какие стихи называются антологическими? (Стихи на античные темы и мотивы)
Кто такая Диана? (В римской мифологии девственная богиня Луны, покровительница рожениц)
Почему поэт выбирает именно эту богиню? (Один из самых высоких и поэтичных образов античной мифологии)
Какой Диана получилась у Фета?
Чем достигается жизненность героини?
Каким размером написано стихотворение? (Шестистопным ямбом, «александрийский стих»)
Случайно ли автором выбран этот размер?
Есть ли небрежные слова в этом стихотворении? Почему?
3.15. Учитель
Стихотворение «Диана» вызвало единодушный восторг у современников поэта. И.С. Тургенев на полях рукописи «Дианы» сделал пометку: «шедевр». А.А. Некрасов писал: «Всякая похвала немеет перед высокою поэзией этого стихотворения, так освежительно действующего на душу».
Следует отметить следующую грань таланта Фета. (Работа с кластером)
Поэт



импровизатор
музыкант

скульптор

3.16. Беседа с учащимися по вопросам:
- Кстати, редактором какого журнала был Некрасов в 40-е – 60-е годы ХІХ в.? («Современник»)
А.А.Фет в середине 50-х годов, еще находясь на военной службе, близко сошелся с кругом «Современника», особенно с Н.А.Некрасовым. Красочные картинки, нарисованные кистью талантливого мастера, с удовольствием печатает «Современник». Глубокая поэтичность стихотворений Афанасия Афанасьевича привлекала и читателей, и критиков.
Однако интерес к творчеству Фета был непродолжительным. Но почему? Ведь тот же Некрасов писал: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет».
- А теперь давайте напомним себе, кем был Некрасов по своим политическим взглядам и убеждениям? (Революционером-демократом, шестидесятником)
- Какие требования в литературе предъявляли писатели-демократы?
- Касался ли общественных сторон действительности, острых социальных проблем Фет?
- Сторонником какой теории он был?
- Мог ли Фет остаться в «Современнике», объявившем открытую войну той литературе, которую журнал считал безразличной к интересам дня и к прямым нуждам трудового народа? (Уходит в 1859 году)
3.17. Учитель
Фет порывает с «Современником», вслед за этим покупает имение и становится помещиком. И не просто хорошим – истовым.
Ирония судьбы заключалась в том, что Фет стал помещиком в те годы, когда социальное это сословие переживало глубокий кризис. Помещичьи гнезда разорялись, гибли. Все меньше оставалось в России помещиков, всерьез верящих в свою общественную полезность. А Фет верил. Запоздалый помещик строил – и очень старательно – свое помещичье гнездо.
- Как же теперь отзывается революционно-демократическая критика о Фете? (Короткие сообщения учащихся)
- Идиот с поэтическим талантом?! Как вы думаете, справедливы или не справедливы подобные нападки?
Эпоха великих перемен, эпоха пореформенная, с ее повышенными демократическими требованиями, не приняла поэта. Не приняла потому, что его творчество не соответствовало главным требованиям общественной жизни. В этом выражался глубокий драматизм эпохи – и драма Фета.
Ученик читает стихотворение «Кляните нас: нам дорога свободна…» (1891)
Не поэзия Фета была плоха, а время для нее было неподходящее. В условиях 60-х – 80-х годов – условиях крайнего обострения социальных противоречий – Фет представлялся поэтом запоздалым, и он был поэтом слишком ранним.
Чем больше времени проходило с кончины Фета (умер 21 ноября 1892 г.), тем более яркой жизнью жили его стихи.
Первым, кто высоко поднял престиж Фета и его поэзии, были символисты – поэты начала ХХ в.: Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт и одни из самых великих русских поэтов – Александр Блок.
На экране портреты В.Жуковского и А.Блока Блок считал Фета своим учителем, избранником, пролившим свет на бездну века.
Фет же считал себя учеником и преемником Жуковского. А связывало трех поэтов особое направление в русской поэзии (о котором уже говорилось) – музыкальное.
Чем же близка поэзия Фета символистам?
Его пейзажные зарисовки насыщены множеством деталей, которые не ускользают от чуткого и внимательного наблюдателя. Фет научился видеть разнообразную и полную, высокого значения жизнь в каждой травинке, в каждой мошке и росинке. Поэт мог любоваться парой голубей, усевшихся на заборе: «Они, распушившись, представляли два небольших шара на коралловых ножках». А в нежном и теплом трепете крыльев бабочки ему слышался ее тонкий, порхающий голосок.
На экране слайд шоу - ученица читает стихотворение «Бабочка»
Фет стремился к «непосредственной» фиксации своих «субъективных наблюдений и впечатлений», «своих изменчивых ощущений и переживаний», и это уже шаг к новому, импрессионистическому взгляду на мир.
Что же такое импрессионизм?
3.18. Мини-сообщение учащегося об импрессионизме
Импрессионизм происходит от французского impression – впечатление.
Как художественное направление, возник в искусстве живописи во Франции в последние трети ХІХ в.
Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Эти живописцы внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций.
3.19. Учитель
Клод Моне, Альфред Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха.
На экране репродукция картины «В саду» Гастона Ла Туша
Посмотрите, как художник использует эффект освещения. Рассеянный свет, едва пробивающийся сквозь листву цветущего куста, освещает фигуру сидящей девушки.
Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное в скульптуре, музыке, литературе, поэзии. Как в западной, так и в русской.
Так вот, одним из первых импрессионистов в русской поэзии стал… А.А.Фет. Импрессионизм, имеющий место в творчестве Фета, значительно обогащал ставшие традиционными приемы и выразительные средства поэзии.
Интересно в этом смысле стихотворение «Весенний дождь».
На экране видеофильм - звучит стихотворение «Весенний дождь»

Как живописец, работающий на пленэре, Фет замечает уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветов гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления, превращая мгновенное в вечное.
Нам остается дописать два слова в кластере. (Работа с кластером)
Поэт



импровизатор
импрессионист
живописец
музыкант


скульптор

Запечатлеть постоянно изменяющиеся впечатления Фету удавалось потому, что он, в отличие от своих собратьев по перу, обладал ярко выраженным ассоциативно-метафорическим мышлением, которое предполагало и соответствующие выразительные средства. Определите, какие.
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела...
Опять серебряные змеи через сугробы ползли...
Кажется, эти строки написаны поэтами ХХ в. В ХІХ в. они вызывали у многих непонимание.
3.20. Творческое задание
- А какие ассоциации вызывает у вас вот этот цветок? (Учитель показывает розу) Опишите розу, используя тропы.
3.21. Учитель
А вот как описывает розу Фет в одном из своих стихотворений.
Ученица читает стихотворение «Людские так грубы слова…»
- Почему же роза вызывает восхищение поэта? (Она красавица!)
Красоте, прекрасному Фет поклонялся всегда, в какой бы роли он ни выступал.
- ИМПРОВИЗАТОР
- МУЗЫКАНТ
ПОЭТ - СКУЛЬПТОР КРАСОТА
- ЖИВОПИСЕЦ
- ИМПРЕССИОНИСТ
Красота природы и всего мироздания. Это вечные темы лирики А.Фета.
В последних стихотворениях Фета это преклонение чувствуется больше, чем когда-либо.
В стихотворении, обращенном к другу – поэту Полонскому, Афанасий Афанасьевич пишет:
А я, по-прежнему смиренный,
Забытый, кинутый в тени,
Стою коленопреклоненный
И, красотою умиленный,
Зажег вечерние огни.
«Вечерние огни» – название главной книги стихов Фета, а красота – одна из ключевых тем этой книги.
Ученик читает стихотворение «Только встречу улыбку твою…»
Известно, что Фет большое значение придавал концовке стихотворения. А каким были последние годы жизни? Как же его стремления к независимости и состоятельности?
3.22. Сообщение учащегося
В поэзии достиг высоты, создал единственные в своем роде стихотворения…
Он стал не просто обеспеченным, но богатым человеком. Указом императора Александра ІІ ему вернули дворянское достоинство и столь желанную для него фамилию Шеншин. Его пятидесятилетний литературный юбилей в 1889 г. был отмечен торжественно, пышно и вполне официально. Новым императором Александром ІІІ ему было пожаловано придворное звание старшего ранга – камергер. В качестве камергера он получил право носить на мундире отличительный знак – ключ на голубой ленте. Всему этому старый Фет радовался.
А друзья говорили, что все это из области «пошлого». Лев Толстой записал в своем дневнике 11 апреля 1889 г.: «… и Фет, жалкий, безнадежно заблудший. Я немного погорячился с ним, когда он уверял, что не знает, что значит безнравственно. У государя ручку целует. Полонский с лентой. Гадко. Пророки с ключом и лентой целуют без надобности ручку».
3.23. Учитель
Фет с лентой… Исполнилось желание человека…
ІV. Рефлексия
Так чем же стала лирика Фета для русской поэзии?
Какие открытия вы сделали для себя?
Главным словом в лирике Афанасия Фета можно назвать слово «безумный». Но в этом-то безумстве, в этом слиянии музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства:
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Вопрос о ценности писателей прошлого решает время. При жизни мало чтимый, Фет для нас – один из значительнейших русских лириков. Фет сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение «Угасшим звездам»), но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче.
V. Домашнее задание на выбор учащихся
Написать лирический этюд «"Самый солнечный" поэт в русской литературе» или сочинение-эссе «Мое поэтическое открытие».