Сценарий индивидуальной образовательной деятельности с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС ДО «Путешествие маленькой мышки»



КОНКУРС «Педагогическое достояние России - 2014»
НОМИНАЦИЯ «НОВАТОР»
Конспект индивидуальной образовательной деятельности
«Путешествие маленькой мышки»

Лагутиной Светланы Равиковны,
учителя-логопеда
муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения «Детский сад № 91
комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
Направление развития: коммуникативное.
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Форма занятия: индивидуальная.
Возрастная группа: старшая логопедическая группа.
Тема: «Путешествие маленькой мышки»
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность, работоспособность и формировать контроль за собственной речью.
2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах); формировать навыки звукового, слогового анализа и синтеза (обозначать место звука в слове и соотносить слово со схемой, делить слово на слоги); развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании множественного числа имен существительных).3. Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]; продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.
Оборудование: компьютер, интерактивная артикуляционная гимнастика и интерактивная игра «Таинственная картина» ИПП МЕРСИБО (http://mersibo.ru/); карта «Путешествие маленькой мышки»; предметные картинки с символами на обратной стороне (машина, вешалка, карандаши, шляпа, ромашка, игрушка, вишня); предметные картинки для упражнения «Покупки» (шуба, шляпа, машинка, катушка, шкаф, лимон, подушка, кувшин); логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи» (инновационная разработка); модель артикуляции звука [ш] (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»); наборы схем для обозначения места звука в слове и составления слоговой схемы; карандаш.
Интеграция: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.
Предварительная работа: логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии (Приложение 1).


Ход индивидуальной образовательной деятельности.
Здравствуй, Данил!
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. А помогать вам в пути будет какой звук?
(Логопед выкладывает модель артикуляции звука [ш] Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ребенок произносит [ш]) (Приложение 2).

В конце путешествия тебя ждет сюрприз.
Задание № 1. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.
Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).
Докажи, что этот звук глухой.
(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).
Да, звук [ш] – согласный, всегда твердый и глухой.
Мышка оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано
(Карта «Путешествие маленькой мышки»). Что ты видишь в самом начале? (Домик).

Задание № 2. Артикуляционная гимнастика (Приложение 3).
(Логопед с ребенком подсаживаются к компьютеру. Кабинет логопеда оснащен подпиской для прямого выхода к ИПП МЕРСИБО).В этом домике за высоким забором (Упражнение «Заборчик») живет мышка. Мышка проснулась и открыла окошечко (Упражнение «Окошко»). Вышла на крыльцо (Упражнение «Лопаточка») и увидела качели (Упражнение «Качели»). Пошла мышка пить чай с вареньем. Ах, какое вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»). Выпила одну чашку чая (Упражнение «Чашечка»), другую, третью и подошла к двери (Упражнение «Парус»).

Задание № 3. Формирование правильного выдоха.
Игра «Подыши с мышкой»
Вышла мышка из домика, а вокруг такой свежий воздух. Давай подышим вместе с мышкой свежим воздухом. Только дышать будем правильно: воздух брать носом, выдыхать на «чашечку», щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный (3 раза – ш-ш-ш…).
2. Основная часть.
Задание № 4. Закрепление изолированного звука [ш].
Игра «Пошурши как листочки»
Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы… ду… камы… ланды… каранда…
(Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук).
Задание № 5. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах.
Игра «Утка в камышах».
Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
ша – шу – ша ши – шо – ши
ше – ша – шу ша – ши – шо
(Ребенок стоя качает поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
аш – аш ош – ош ыш – ыш уш – уш
(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев).
Задание № 6. Определение наличия звука [ш] в словах.
Игра «Пройди по дорожке».
Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.
(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком).

Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются (На обратной стороне каждой картинки изображен символ).
Задание № 7. Игра «Один – много».
По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много … (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, шляпа, катушка, мешок, кувшин).Задание № 8. Упражнение на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Игра «Помоги мышке вернуться домой».
А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.
(Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы).
А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобиться карандаш.
(Ребенок выполняет пальчиковую игру «Карандаш» и проводит карандашом по пунктирной линии).
Карандаш.
Карандаш в руках катало
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Задание № 9. Обозначение места звука в слове. Слоговая схема слова.
Игра «Помоги мышке войти в дом».
Вот и домик мышки. А войти мышка сможет, если ты ей поможешь выполнить 3 задания.
(Логопед выкладывает на стол из конверта набор схем).
Определи место звуку [ш] в слове МЫШКА.
(В зависимости от того, где находится звук и какой это звук, ребенок выкладывает схему).

Выбери схему, которая подходит к слову МЫШКА.
(Ребенок произносит слово МЫШКА, хлопками делит его на слоги и из набора схем выбирает нужную схему).
Назови слова со звуком [ш] (логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи») (Приложение 4).

3. Заключительная часть.
Итог занятия.
Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей очень хорошо помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (Ш – ш – ш).
Молодец! Вечером, когда ты встретишься с родителями, обязательно расскажи им о нашем путешествии и поиграй в игры, которые тебе запомнились и понравились. А теперь обещанный сюрприз. Мышка оставила тебе в подарок игру «Таинственная картина». Хочешь поиграть?
(Логопед с ребенком подсаживается к компьютеру и играют в интерактивную игру) (Приложение 5).

Использованная литература:
Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105 с.
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 110 с.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методические пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с (Библиотека журнала «Логопед»).
Электронные образовательные ресурсы:
Артикуляционная гимнастика с интерактивного педагогического портала МЕРСИБО http://mersibo.ru/:
Интерактивная игра «Таинственная картина» с ИПП МЕРСИБО http://mersibo.ru/: