«Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»


«Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП». Особенности двигательного развития детей с церебральным параличомУ детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов:1.Нарушения мышечного тонуса. - спастичность; - ригидность; - гипотония; - дистония. 2.Наличие насильственных движений:- гиперкинезы 3.Нарушения равновесия и координации движений. 4.Нарушение ощущений движений5.Синкинезии. 6.Наличие патологических тонических рефлексов.





Коррекционная работа по развитию двигательной активности Нужно проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи: формирование контроля над положением головы и ее движениями.обучение разгибанию верхней части туловища.тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти) . развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину). формирование функции сидения и самостоятельного присаживания. обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении. обучение вставанию на колени, затем на ноги. развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой. - стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП. Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК), общий лечебный и точечный массаж. Для каждого ребенка необходимо подбирать индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста. При развитии двигательных функций важное значение имеет использование афферентных стимулов:зрительные (проведение упражнений перед зеркалом),тактильные (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры). При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, Особенно при наличии насильственных движений, полезно проводин ь под музыку. Применение ортопедических мероприятий:этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). ортопедо-хирургическое вмешательство. физиотерапевтическое лечение (лечебные ванны, горячие укутывания, криотерапия, лекарственный электрофорез, электростимуляция мышц), а также медикаментозная терапия. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».Укрепление общего здоровья ребенка.соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма — питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. соблюдение общего двигательного режимаБез этого организм ребенка зачастую оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений развитию движений. Ребенок с ДЦП во время бодрствования не должен более 20 мин осушаться в одной и той же позе. Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1) И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П. 2) И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П. 3.)И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону. 4)И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу. 5) И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу. 6)И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П. 7)И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой. 8) И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая. 9) И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу. Физические упражнения для детей с ДЦПМячиМягкие модули «Валик»Мягкие модули «Уголок».Мягкие модули «Уголок» с крепежными ремнями Набор уголков Би-форма «Кузнечик»Балансировочная доска Доска для обучения ползанию Мягкие модули «Черепаха» Спасибо за внимание!