Элективный курс по биологии Решение генетических задач 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:                                          Согласовано:                                                              Утверждаю:
руководитель МО                                   руководитель методсовета                                            директор
МБОУ «Угутская СОШ»                       МБОУ «Угутская СОШ»                                             МБОУ «Угутская СОШ»
__________/_Шишкина Е М/                            ___________/Алтаева М.Г. /                                         __________/Титоренко Е.В./
протокол №7  от                                        протокол №  3  от                                                      приказ № 515 от
«_27_»августа 2014г.                                  «28»августа  2014г.                                                     «29» августа  2014г.
                           ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 
                  «Решение генетических задач»
                                                  Составила: Шишкина Елена Михайловна,
                                                                                  учитель биологии,
                                                                                  1 квалификационная категория.                                                    
                                                   с.п. Угут
                                                2014-2015 учебный год.
                                                     Пояснительная записка
         Программа предназначена для учащихся 10 класса, увлеченных биологией и сдающих ЕГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.
         В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук - генетике.
      Актуальность изучения раздела “Решение генетических задач” возрастает, в связи с тем, что развитие науки генетика происходит быстрыми темпами и все большее значение приобретает знание генетических вопросов для медицины, а значит и для человека.
       Программа построена с учетом принципов педагогики сотрудничества и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
       Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, в течение всего года.
Цели курса:
Создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Формирование и развитие интереса к биологии в целом и генетике в частности.
Задачи курса:
Совершенствовать умение и навыки решения генетических задач различной степени сложности.
Расширить и углублять знания данного раздела.
Обеспечить высокую степень готовности учащихся к ЕГЭ по биологии.
Развивать логическое мышление учащихся.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: Основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики.
Учащиеся должны уметь: 
давать аргументированную оценку новой информации;
применять различные генетические законы при решении задач;
прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;
готовить материалы по теоретическому материалу;
составлять родословную;
сравнивать, анализировать, делать выводы;
владеть языком предмета.
Оценивание учащихся не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность при изучении материала повышенной сложности. На итоговой зачетной работе по решению учащимися всех типов задач, умения и навыки оцениваются в форме «зачтено», «не зачтено».
Учебный план
№п/п
Название темы
Кол-во часов
Практическая часть
Контрольные работы
I.
Введение
2
II.
Моногибридное скрещивание
6
5
III.
Дигибридное скрещивание
6
5
IV.
Полигибридное скрещивание
4
3
V.
Сцепленное наследование генов
6
4
VI.
Наследование, сцепленное с полом
4
3
VII.
Взаимодействие неаллельных генов
4
3
VIII.
Итоговые занятия
2
1
Итого:
34
23
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Общее количество часов – 34.
1. Введение. 2 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий. 
2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.
Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.
Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой. 
7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. 
Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
8. Итоговое занятие. 2 часа.
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.
Ожидаемые результаты: 
знание основных генетических законов;
владение генетической терминологией;
умение решать задачи повышенной сложности;
умение прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
умение применять генетические законы при решении задач;
умение готовить доклады по теоретическому материалу.
Тематическое планирование
Раздел
Тема урока
Основное содержание
Лабораторный практикум
Виды и формы контроля
I. Введение (2 часа)
1.История генетических открытий. Методы генетики.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика  наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий
2. Генетическая терминология и символика
II. Моногибридное скрещивание (6 часов)
3. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г.Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач  на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
4.Практическая работа  № 1 «Решение задач на моногибридное скрещивание».
Практическая работа  № 1
Практическая работа  № 1
5. Практическая работа  № 2 «Решение задач на моногибридное скрещивание».
Практическая работа  № 2
Практическая работа  № 2
6. Практическая работа  № 3 «Решение задач на промежуточное наследование признаков»
Практическая работа  № 3
Практическая работа  № 3
7. Практическая работа  № 4 «Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям»
Практическая работа  № 4
Практическая работа  № 4
8. Практическая работа № 5 «Решение задач на анализирующее скрещивание»
Практическая работа № 5
Практическая работа № 5
III. Дигибридное скрещивание (6 часов)
9.Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, 3 закон Менделя.
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон  Менделя.
Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
10.Практическая работа  № 6 «Решение задач на дигибридное скрещивание».
Практическая работа  № 6
Практическая работа  № 6
11.Практическое занятие  № 7 «Решение  задач на дигибридное скрещивание».
Практическое занятие  № 7
Практическое занятие  № 7
12.Практическая работа  № 8 «Решение  задач на дигибридное скрещивани
Практическая работа  № 8
Практическая работа  № 8
IV. Полигибридное скрещивание(4 часа)
15.Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Математическая  закономерность наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
16.Практическая работа   № 9 «Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.».
Практическая работа   № 9
Практическая работа   № 9
17.Практическая работа  № 10 «Решение задач на полигибридное скрещивание».
Практическая работа  № 10
Практическая работа  № 10
18.Практическая работа   № 11 «Решение задач на полигибридное скрещивание».
Практическая работа   № 11
Практическая работа   № 11
V. Сцепленное наследование генов (6 часов)
19.Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление.
. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без  кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами;  в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследования.
Решение задач  на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами
20.Хромосомная теория наследственности.
21.Практическая работа №12 «Решение задач на сцепленное наследование»
Практическая работа №12
Практическая работа №12
22.Практическая работа № 13 «Решение задач на сцепленное наследование»
Практическая работа № 13
Практическая работа № 13
23.Практическая работа № 14 «Решение задач на сцепленное наследование»
Практическая работа № 14
Практическая работа № 14
24.Практическая работа № 15 «Решение задач на сцепленное наследование»
Практическая работа № 15
Практическая работа № 15
VI. Наследование, сцепленное с полом (4 часа)
25.Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность  и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака  с X – хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y  хромосомой.
26.Практическая работа №16 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»
Практическая работа №16
Практическая работа №16
27. Практическая работа № 17 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»
Практическая работа № 17
Практическая работа № 17
28. Практическая работа № 18 «Решение задач на сцепление признака 
с У-хромосомой »
Практическая работа № 18
Практическая работа № 18
VII. Взаимодействие неаллельных генов (4 часа)
29.Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов
30.Практическая работа № 19            « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
Практическая работа № 19            
Практическая работа № 19            
31.Практическая работа № 20            « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
Практическая работа № 20            
Практическая работа № 20            
32.Практическая работа № 21 «Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
Практическая работа № 21
Практическая работа № 21
VIII. Итоговые занятия
(2 часа
Практическая работа № 22   “Решение генетических задач смешанного типа”.         
Практическая работа № 22   
Практическая работа № 22   
Практическая работа № 23 “Решение генетических задач смешанного типа”.
Практическая работа № 23
Практическая работа № 23
33.Итоговое занятие. 
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.
Итоговая контрольная работа
Подведение итогов
34.Итоговое занятие. 
Литература для учителя
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. Издательство «Лицей», 1998 г.
Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи. Составитель М.В.Высоцкая. Волгоград, 2006 г.
Биология.  10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина, Н.Н.Воронцова. Автор-составитель А.Ю.Гаврилова. Волгоград.2006 г.
Заголовок 115