ПРОГРАММА КЛУБА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ


Администрация муниципального образования «Сафакулевский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сафакулевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
__________ ____________________
(подпись) (ФИО)
«____» ________ 2012 г. «Утверждено»
Директор школы
____________ Н.В.Кузнецова
(подпись)
«_____»____________ 2012 г.
Программа
Клуба семейного чтения
«Добро пожаловать»
Шакурова Факия Газизовна,
учитель русского языка и литературы
Сафакулево
2013 г.
пояснительная записка
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, которыми Россия всегда славилась.
Именно сейчас очень важно, используя опыт прошлого и поднимая его на новую ступень, объединёнными усилиями семьи и библиотеки формировать культ книги среди детей, культ семейного чтения, положительного имиджа библиотек. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим.
Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующее Человека Читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребёнке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника выпадает семья, где главную роль играют родители. Именно они, родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей, способны изменить ситуацию с чтением. Ради их успешного настоящего и будущего родители готовы свернуть горы, в том числе и «гору», называемую Чтением. А нам нужно лишь убедить их, что в этой «горе» заключено счастье их детей.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Кроме этого семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Чтение, как говорят специалисты, — это, прежде всего, труд и творчество. По словам Ивана Ильина, в результате чтения человеку приходится «оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутреннее «пространство души», а это сложная интеллектуальная работа, секретами которой владеют библиотекари.
Для ускорения позитивных процессов и прорыва ситуации с чтением надо сегодня дать простые рецепты, на простом понятном языке, прежде всего, мамам, папам, дедушкам, бабушкам, то есть всему нашему обществу. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Школьная библиотека — почти всегда первая библиотека в жизни ребенка, и Клуб семейного чтения может стать эффективным инструментом позитивных изменений с детским чтением как в родительской среде, так и в обществе в целом.
Занятия в Клубе предусмотрены для семей учащихся разного возраста для того, чтобы не выпустить из внимания ни одну читающую семью.
Программа рассчитана на один учебный год.
Режим занятий – 1 раз в месяц.
Формы занятий – лекции, встречи за круглым столом, читательские конференции, посиделки, конкурсы и др.
Цель программы: поддержка семейного чтения как важнейшего элемента культуры, роста творческой и социальной активности семьи.
Задачи программы:
Возродить лучшие традиции семейного чтения.
Помочь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Правильно организовать досуг.
Организовать семейное творчество.
Ожидаемые результаты:
Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня читательской компетентности.
3. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.
4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
5. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Способы определения результата:
1. Анкетирование.
2. Анализ читательских формуляров.
3. Творческие работы.
4. Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.

План деятельности КСЧ «Добро пожаловать»
Сентябрь
«Встреча друзей»
Октябрь
«Моя семья – моё богатство». Семейный праздник.
Ноябрь
«Мамина песня». Колыбельная в произведениях писателей.
Декабрь
«Вместе с книгой в Новый год!». Викторина по любимым книгам членов Клуба.
Январь
«О том, что нас окружает». Научно-популярная литература для детей
Февраль
«С чего начинается Родина?» . Краеведческая литература для детей.
Март
«Любимая  книга  семьи». Презентация книг.
Апрель
«Добрым быть совсем непросто». Тема человечности и милосердия на страницах книг.
Май
«Корни рода моего». Презентация генеалогического дерева семьи.