Основные положения рук в казахском народно-сценическом танце
Тема занятия:
Основные положения рук в казахском народном танце
Руководитель хореографического кружка
Байсалбаева Нургуль Жарылкасыновна Объединение: Хореография,
2 год обучения,
возраст детей: 10-11 лет
Цель занятия: воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Задачи:
Образовательные - изучение элементов казахского танца
Развивающие – развитие памяти
- развитие координации движений
- развитие образного мышления, фантазии
Воспитательные - воспитывать уважение к традициям и культуре
казахского народа
- умение коллективного взаимодействия
Форма организации занятия
- групповое занятие
- выставка
- индивидуальная домашняя работа по данной теме
Приложение:
- Наглядные распечатки по теме:
Традиционный казахский костюм /женский, мужской/;
Традиционные праздники;
Казахское искусство /сказки, легенды, стихи, живопись, песни/;
Презентация «Виды деятельности, ремесло»;
- Слайды с костюмами
- сценический костюм /женский/
- сценический костюм /мужской/
- видео сюжет в исполнении казахского танца.
Выставка
Необходимое оборудование: магнитофон, диски, наглядные пособия, ученические столы для выставки, ноутбук, слайды, атрибуты костюма, сценические костюмы: мужской, женский.Структура занятия.
Этап занятия Содержание занятия время
1 часть Вводная Выход и поклон детей.
Приветствие педагога.
Педагог озвучивает тему урока:
Основные положения рук в казахском народном танце
Цель урока:
- Знакомство с основными движениями казахского народного танца;. - Сегодня мы изучим основные элементы казахского танца;
Вы самостоятельно поработаете в группах по данной теме;
3-5 мин.
2 часть Основная. 1. - Как вы знаете, наш край многонационален. Давайте вспомним, кто живет в нашем прекрасном Казахстане?
(немного статистики)
Дети отвечают: русские, башкиры, татары, удмурты, белорусы, украинцы, евреи, татары, марийцы, чуваши, немцы…-Каждому из вас предварительно было дано задание для раскрытия некоторых сведений о казахской нации.
Скажите, что интересного для себя вы узнали, раскрывая тему ваших работ?
Дети отвечают:
- У меня была тема:
«Ремесла и виды деятельности»
«Искусство»
«Традиционные праздники»
«Традиционные игры, состязания»
«Легенды и сказки»
«Легенда» (приложение 1)
«Традиционная одежда мужчин»
«Традиционная одежда женщин»
Просмотр иллюстраций костюмов (приложение 2).
Национальный костюм.
Демонстрация костюма на слайдах.
Показ сценического танцевального варианта.
Как много вы узнали из того, что прочитали и нашли, еще смогли поделиться со всеми нами. А подробнее, если вас заинтересовала какая - нибудь тема, вы сможете посмотреть, изучить после урока.
2. А теперь, прошу встать на свои места и приступим к изучению элементов казахского танца.
Для более точной передачи национальной манеры танца прошу использовать заранее приготовленные вами детали казахского народного костюма /казахский национальный жакет, головной убор/.
Музыкальный размер 2/4.
Изучать будем от простого к сложному, разделяя 5 движений быстрых – 5 движений медленных.
Поклон.
Положение рук женские.
1 этап. Разучивание элементов танца на месте. Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно. В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.
2 этап. Выполнение выученных элементов танца в движении. «Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.
«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.
«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.
«Саулеке» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони - вверх от себя.
«Саныр-муйiз» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.
3. Теперь небольшое творческое задание.
Я разделю вас на три группы.
У каждой группы будет свой музыкальный материал.
Вам нужно будет придумать небольшую танцевальную композицию на основе выученных сегодня татарских элементов примерно на 16 тактов. Вы можете использовать атрибуты.
Варианты музыкального материала
Медленная лирическая мелодия
Быстрая
Мелодия в среднем темпе
Идет работа в группах, педагог может подсказать, предложить, направить детей.
Просмотр творческих заданий.
Молодцы, все справились отлично с заданием.
35 мин.
Заключительная часть. - Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Как вы думаете, чем казахский танец отличается от русского?
Скажите, есть ли общее между русскими и казахами? Скажите, что общего?
Дети отвечают: культура, традиции, обычаи, любовь к природе, родному краю, семье и т.п.- Итак. Сегодня мы познакомились с казахской культурой, изучили элементы казахского танца.
Закрепили материал в творческом задании в группах.
Я думаю, что дальнейшее изучение казахского танца будет не менее интересным сегодняшнего занятия. К концу года наш репертуар пополнится женским лирическим танцем, мужским и игровым танцами.
Спасибо всем за внимание и за активную работу.
Желающие могут посмотреть выставку.
Поклон в казахском характере.