Анализ установочной сессии учащихся МКШ по КГУ Ростовская опорная школа (ресурсный центр) на 2015-2016 учебный год.
Анализ проведения установочной сессии
по КГУ «Ростовская опорная школа (ресурсный центр)»
в 2015-2016 учебном году.
С 23 по 28 ноября 2015 года в КГУ «Ростовская опорная школа (ресурсный центр)» проводилась установочная сессия для учащихся 8-9 классов шести магнитных школ: Кировская СШ, Краснонивская ОШ, Андрениковская ОШ, Волховская СШ, Интумакская ОШ, Актобинская СШ. Приехали на сессию ребята в количестве 57 детей- 28 детей с казахским языком обучения и 29 детей с русским языком обучения. Были сформированы 4 класса – два 8 класса и два 9 класса с казахским и русским языками обучения.
Установочная сессия планировалась на 6 учебных дней и была организована по разработанной программе и составленному расписанию учебных, вариативных и воспитательных занятий.
Целью установочной сессии ставили: Создание условий для активной социальной адаптации учащихся малокомплектных школ, использования ими современных образовательных технологий, функционирования творческих лабораторий опорной школы, с целью оказания помощи учащимся ориентироваться в современной жизни, проявлять внутреннюю гибкость, разнообразие интересов, быть востребованными, компетентными людьми.
Задачи установочной сессии:
Создать необходимые условия для проведения лабораторно-практических занятий, направленных на обеспечение практического применения знаний учащихся.
Создать условия для организации учебно-воспитательного процесса учащихся МКШ в интеграции с вариативным компонентом учебного плана на базе творческих лабораторий и мастерских.
Организовать учебно-воспитательный процесс, внедряющий интеграцию предметов, высокий уровень развития функциональной грамотности учащихся, приводящий к осмыслению личных жизненных перспектив.
Организовать работу учащихся МКШ в исследовательской и проектировочной деятельности.
Разработать критерии мониторинга знаний для определения результативности обучения в сессионный период.
Организовать допрофессиональную подготовку учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
Ожидаемый результат:
Положительная мотивация учащихся МКШ к учебной, исследовательской, проектировочной деятельности и повышение степени удовлетворённости обучением.
Межпредметная связь в интеграции учебных дисциплин и практическое применение знаний в творческих лабораториях и мастерских.
Отработанная система мониторинга определения жизнеспособных качеств личности.
Учебная деятельность учащихся МКШ на установочной сессии была организована согласно ГОСО – 2012, программе развития опорной школы, единому учебному плану, программе установочной сессии и разделена на три блока: учебный блок, вариативный блок и воспитательный блок. Ежедневно после пробуждения, водных процедур и завтрака, учащиеся магнитных школ проходили медицинский осмотр, где медперсонал наблюдал детей, определял общее состояние учащихся, проживающих в интернате в сессионный период.
В первый день (понедельник, 23 ноября 2015 года) было проведено входное тестирование по восьми образовательным предметам (алгебра, геометрия, физика, химия, биология, география, история Казахстана, русский/ казахский языки) в 8-9 классах с казахским и русским языками обучения. Проведён мониторинг входного тестирования и полный анализ по качеству знаний и успеваемости учащихся магнитных школ. Входное тестирование было проведено с целью выявления стартовых позиций по каждому ученику, по каждому классу, по каждой школе и по каждому предмету. Результаты по предметам не высокие, так как показатель качества знаний по предметам ЕМН (алгебра, геометрия, физика, химия и биология) желает быть лучшими. Ученики плохо справились с решениями задач, написанием химических формул и уравнениями, постановкой алгоритма решения математических задач, слабо развито у детей сравнительный анализ признаков и свойств живых существ и т.д. В принципе результаты входного тестирования совпали с проблемными учебными затруднениями учащихся магнитных школ, которые учителя – предметники разработали специально для опорной школы. Думаю, что в течение учебного года, многие учебные, предметные пробелы учащихся МКШ будут решаемы и скорректированы, и в конце учебного года показатель качества знаний учащихся будет немного повышен.
Данные цели будут выполнимы, так как для учащихся МКШ на установочной сессии были организованы учебные занятия по предметам инвариантной части учебного плана, с целью выполнения ГОСО-2012. На учебных занятиях по химии, физике, биологии и географии выполнялись лабораторно-практические занятия, проводилась корректировка знаний, полученных в межсессионный период, решались задачи и тестовые задания.
В основном учащиеся малокомплектных школ на учебных занятиях проявляли большой интерес к лабораторно-практическим занятиям, с интересом просматривали виртуальные лаборатории, изучали цифровые образовательные ресурсы. Но, когда вопрос касался обратной связи, то ученикам трудно было включиться на решение проблемных зон, потому что, мы считаем, они не могут работать в таком режиме. Им трудно ориентироваться в потоке учебной информации, так как система урочной работы в магнитных школах, оставляет желать лучшего. Думаю, что в учебном процессе малокомплектных школ, необходимо усилить методическую работу педагогов и направить её на умение учеников ориентироваться в учебных ситуациях, на умение выражать свои мысли, на умение раскрыться и быть коммуникабельным.
Приведу отрывки анализа уроков учителей опорной школы:
Физика:
Уроки физики проводились в 8 и 9 классах магнитных школ 24,26,28 ноября. В 8 классах провелась лабораторная работа "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры" и урок на тему «Влажность воздуха» с выполнением экспериментальной работы. В 8 классе с русским языком обучения-17 учеников.
Первую лабораторную написали средне, с качеством знания 47%, а вторую -58 %, так как вторая работа была легче. Пришлось, конечно, помогать. В 8 казахском классе -13 учеников. В этом классе были посильнее дети. Качество знаний по первой лабораторной работе 53 %, по второй работе – 78,6 %.
В 9 классах провели две лабораторные работы: «Определение ускорения тела при равноускоренном движении» и «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». В 9 казахском классе -15 учеников. Качество знаний по первой лабораторной работе 60%, по второй работе – 64,3 %.В 9 русском классе - 12 учеников. Качество знаний по первой лабораторной работе 33%, по второй работе – 25 %. Класс слабый. В этом классе без помощи учителя дети ничего не смогли бы сделать.
Многие учащиеся магнитных школ впервые видели приборы и материалы из-за слабой материально - технической базы своих школ. Способные и воспитанные ученики есть в Актюбинской и Кировской школах. Но были и ученики, которые не привыкли работать на уроках, отсиживались, а некоторых заставляла писать на уроках. Анализ проведенных работ, говорит о том, что учащиеся не могут самостоятельно работать, а некоторые не умеют делать простые вычисления, заполнять таблицы, делать выводы о проделанной работы. Химия:
Во время установочной сессии в Ростовской опорной школе (ресурсном центре) проводились уроки химии в 8-9 классах. В основном были запланированы лабораторно – практические занятия по темам: в 8 классе – «Очистка медного купороса» и «Признаки химических реакций»; в 9 классе – «Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа, выпадением осадка, образованием малодиссоциирующего вещества -воды». Ребята с воодушевлением старались выполнить все, что было запланировано учителем химии. После проведения лабораторной работы, они проделали анализ наблюдений и выявленных явлений, тем самым сумели выполнить задачи, которые были поставлены перед началом практической работы. На уроках присутствовали ребята из Волховской СШ, Кировской СШ, Андрениковской ОШ и Краснонивской ОШ в количестве: 8 класс – 17 детей, 9 класс – 12 детей. Хотелось бы отметить, что не все ребята из магнитных школ умеют анализировать, сопоставлять и сравнивать результаты лабораторной работы. При заполнении таблицы, трудностями у ребят были, выделить определённый признак, написать правильно уравнения, выразить их в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном уравнениях. Но в коллективной и групповой работе, ребята смогли справиться с заданиями, хотя приходилось много им подсказывать и наводящими вопросами помочь привести к правильному решению и написанию химических уравнений. В целом ребята были воодушевлены тем, что увидели, тем, чем занимались, так как в их магнитных школах отсутствует лабораторно-практическая база по химии, не во всех школах преподают специалисты – учителя – предметники, и поэтому ребятам не хватает практических знаний, не хватает образовательного опыта в определении степени окисления, расстановки коэффициентов, в определении химических формул.
По итогам проведённых лабораторно-практических занятий по химии, ребята повторили и обобщили методы очистки смесей, физические и химические явления и на конкретных примерах разобрали признаки химических реакций (8 класс), также повторили, обобщили и закрепили теорию электролитической диссоциации, гидролиз солей и реакции ионного обмена, написание уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде (9 класс).
В целом я, как учитель – предметник с поставленными задачами справилась, постаралась выполнить весь запланированный объём и получить соответствующие результаты. Оценки были выставлены в соответствующий учебный журнал и ребятам в ученические дневники. Затем, полученные оценки будут выставлены в классные журналы в своих магнитных школах.
На следующую сессию, я планирую проведенеи лабораторно-практических работ по темам: «Получение кислорода и определение его свойств» и «Получение водорода и изучение свойств» (8 класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы и их важнейшие соединения» (9 класс).
В декабре – месяце, в 10-11 классах будут организованы выездные занятия на местах, где передвижные лаборатории и учителя - предметники, будут оказывать посильную помощь в подготовке учащихся к сдаче ЕНТ, в написании исследовательских проектов и творческих разработок. Тем самым, мы будем в сотрудничестве с учителями - предметниками магнитных школ, способствовать развитию функциональной грамотности учащихся, умению адаптировать имеющие знания на практике и реализовать их в результативности сдачи единого национального тестирования.
Русский язык:
Были запланированы два урока по русскому языку и один урок по литературе в 8 классе с русским языком обучения. В классе 17 человек. Ребята приехали из четырех магнитных школ: Кировская, Краснонивская, Волховская, Анренниковская. Мною были составлены среднесрочные и краткосрочные планы по теме «Согласование. Несогласованное и согласованное» и «Приложение как вид определения» по русскому языку, а по литературе «Д.Фонвизин «Недоросль». Уроки носили закрепительно-обобщающий характер. В своих уроках я старалась использовать все семь модулей, применяла такие стратегии критического мышления, как «Первое знакомство», «Горячий стул», «Рюкзак». Дети работали в группах, в парах, а также выполняли различные работы с текстами, составляли постеры, давали самооценку уроку, делали выводы.
Из рефлексии, сделанной учениками на первом уроке русского языка, я поняла, что урок удался:
- сегодня я узнал (как работать в группе(1), как делиться на группы(10), нового учителя(1), много нового (1), как играть в горячий стул (1), что такое определение (1), согласованное и несогласованное (1));
- было трудно ( нет(13), ничего(1), немного(1), не было трудно(1));
- я понял, что (новую тему (5), многое (3), нужно высказывать мысли (1), нужно повторять (1), не нужно стесняться (4), я осознал, что не знаю (1));
- у меня получилось (сидеть молча (2), выполнить упражнение (2), красиво писать (1), все (2), составлять постер (3), работать в группе (2), составлять схемки (1), до конца понять тему (1), определять (1), да (1));
- я научился (писать красиво (3), сидеть молча (1), распределять(1), образовывать (1), делать постер, кластер (2), делиться на группы (2), работать в группе (2), многому (1), всему (1), разбирать согласованные и несогласованные (1), делать упражнения с согласованными и несогласованными определениями (1)).
На уроке литературы дети повторили термины, что такое классицизм, черты классицизма, комедия, афиша, главный герой, характеристика героя; обсудили проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотрели проблему традиции и новаторства в пьесе. Считаю, что этот урок не удался, так как многие ребята не прочитали текст и не очень шли на контакт с учителем. Поэтому приходилось в основном рассказывать учителю. Но затрагивая вопросы современного характера, дети понемногу оживлялись и с удовольствием высказывали свои мысли. Для себя решила, что на следующей сессии разнообразить уроки литературы другими методами, используя больше ИКТ.
Во второй урок русского языка я решила включить задания по PISA. Подробно рассказала, что такое функциональная грамотность, о международном исследовании PISA. Детям были предложены задания к тексту «Банкноты Казахстана». Ученики очень внимательно слушали, были заинтересованы, активно работали в группе. Считаю, что этот урок прошел хорошо. Учащиеся научились работать с текстами. Домашним заданием на межсессионный период было предложено ученикам составить задания по PISA вместе с учителями их школ. Из рефлексии, сделанной учениками на последнем уроке о преподавании русского языка и литературы новым для них учителем, многие ответили, что уроки им очень понравились, учитель использует интересные задания, узнали много интересного, уроки были увлекательны и быстро проходили, учитель добрый и отзывчивый, она не кричит, тихо и спокойно разговаривает, понятно объясняет.
Симаков Владимир (Краснонивская ОШ):
«Мне понравились уроки русского языка и литературы, потому что учитель добрый и интересно ведет уроки. Все ученики выходят позитивными. Я бы хотел в класс русского языка повесить интерактивную доску. Я усвоил много нового. Учитель любит делить на группы, так работа лучше и никто не балуется».
Бирюков Тимур (Волховская ОШ):
«Мне очень понравилась учительница русского языка и литературы. Она очень добрая, хорошо и понятно объясняет. Урок был просто супер! Я узнал много нового. Я не жалею, что сюда приехал».
В настоящее время перед учителем стоит одна из важных задач – развитие творческой активности учащихся. Мне очень хочется, чтобы мои уроки были не только поучительны, но и интересны, занимательны, увлекательны, чтобы на моих уроках ученику не было скучно, чтобы он активно работал, проявляя свои творческие способности. Надеюсь, что уроки на следующей сессии будут для детей такими же интересными и познавательными.
Математика:
Тема: «Решение задач с помощью системы уравнений».
Урок по теме «Решение задач с помощью системы уравнений» является последним уроком темы «Нелинейные уравнения с двумя переменными, неравенства и их системы», урок обобщения и систематизации знаний, который непосредственно опирается на предыдущий материал. Структура урока обобщения и систематизации знаний имеет вид: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний –– самоконтроль – контроль – коррекция.
Все этапы выполнены. На каждом этапе стремилась построить работу таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя. Свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого в работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе.
Урок был построен таким образом, что дети самостоятельно делали все выводы. На уроке я применила технологию разноуровневого обучения, которая прослеживалась при решении задач первого уровня (устная работа), при решении задач второго уровня (решение у доски, объяснение решений для всего класса, задача на исследование, дифференцированное домашнее задание). То есть цель разноуровневого обучения – обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе субъектного опыта, - на данном уроке мною была достигнута.
Данный урок явился не только обобщающим, но и уроком подготовки к ВОУДу. Все задачи, решаемые в ходе него, были взяты из сборника «Подготовка к ВОУДу». Это послужило мотивацией для каждого ученика, так как все они заинтересованы в успешной сдачи экзамена. Задачи были подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. На протяжении всего урока использовались индивидуальные, групповые, коллективные формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности. Данная технология урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей. В связи с тем, что класс был сборный и дети из разных школ могли себя реализоать, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: наглядно-словесные, практические, создание ситуации успеха (дифференцированная помощь). Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания. Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся при выполнении упражнений, а также на развитие творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления.
Этап рефлексии. На данном этапе происходило осмысление данных знаний, соотнесение их к применению на практике, обсуждение, выработка собственных позиций, обмен мнениями. При подведении итога урока учащиеся имели возможность высказать свою точку зрения об уроке, внести предложения, пожелания. Каждый для себя сделал вывод: чтобы успешно сдать ВОУД, необходимо заниматься в системе, что очень важно для дальнейшей деятельности учащихся. Урок детям понравился, а это самое главное в нашей работе.
Домашнее задание было оптимальным и задано с учетом уровневой дифференциации – это задачи из «Сборника подготовки к письменному экзамену по математике», а так же были предложены задачи практического содержания.
Вариативный блок на установочной сессии был организован в послеобеденное время на базе следующих творческих лабораториях: «Школьный историко-краеведческий музей», «Естественно - научного развития», «Технология и домоводство», «Сценического искусства» и «Хореографически – музыкального кружка». Учащиеся магнитных школ были разделены на группы по интересам, которые были даны учителями МКШ, но как выяснилось, не все дети занимались в вариативном блоке согласно своим интересам. Но мы строго придерживались того, чтобы каждый ребёнок МКШ попробовал себя в ознакомительной деятельности, каждой творческой лаборатории и определился со своим выбором, потому что на учебной и итоговой сессии (февраль и апрель), ученики МКШ будут выдавать результаты своей деятельности. А именно: готовить выставочный материал по музею, разрабатывать и защищать исследовательский проект по предмету, изготавливать изделия с применением бисероплетения и лентоплетения. В целом дети остались довольны своей работой, так как в предпоследний день установочной сессии (пятница 22 ноября) был проведён концерт с участием учащихся магнитных школ под названием «Сила в единстве». На концерте были представлены результаты недельной работы творческой лаборатории «Дополнительного образования», мастерских - музыка и хореография. На сцене опорной школы дети выступали и сольными номерами, и групповыми музыкальными постановками, и танцевали флеш-моб, где было 21 человек, танцующих. Концерт прошёл на «Ура!», и выступающие, и зрители остались довольны, так как получили от совместного общения большой заряд энергии и положительных эмоций.
Воспитательный блок на установочной сессии был организован в вечернее время и также проходил в творческих лабораториях «Военно-спортивного развития» и «Дополнительного образования». Ученики были также разделены на группы по интересам: «ИЗО студия», «Шашки - шахматы», «Теннис», «Тренажёрные залы», «Баскетбол», «Волейбол», «Борьба» и «Стрелковый тир». В составе учащихся МКШ в основном были мальчишки (32 ученика - мальчика) и поэтому они с большим нетерпением ждали воспитательного блока и активно принимали участие в тренировках. Даже, некоторые дети сбегали с занятий вариативного блока и приходили в спортзал и военно-спортивный комплекс для своих занятий. Тем самым, администрация опорной школы, сделала вывод, что на учебной сессии (в феврале - месяце), учеников будем делить строго по интересам, и они будут заниматься, только тем, что им нравиться, что возможно по их способностям и возможностям.
А на итоговой сессии (в апреле - месяце) ребята из МКШ будут участвовать в различных спортивных соревнованиях, в выставках по музею, бисероплетению и лентоплетению, защищать проекты и творческие разработки. Таким образом, мы сможем увидеть процесс развития каждого ученика, его стремление показать способности и возможности в активной жизнедеятельности школы.
Хотелось бы отметить, что все запланированное мы выполнили. Пусть что - то пошло не так, где-то детям что-то не понравилось, но в целом был получен результат нашей работы. Ученики МКШ написали отзывы, где выразили слова благодарности учителям, администрации школы, где написали о том, что нового узнали, что им понравились уроки, где проводились лабораторно-практические занятия и это очень радует.
Анализ подготовила: заместитель директора по РЦ Маханова А.К.