Сценарий урока музыки в 1 классе по теме Весёлыц праздник Масленица


Сценарий урока музыки.
Дата 17.02 2015
Класс 1
Урок № 6
Тема четверти (полугодия) «Музыка и жизнь»
Тема урока Весёлый праздник Масленица
Цель:
продолжение ознакомления детей с древними традициями русского праздника Масленицы;
формирование положительной мотивации к изучению произведений русского фольклора.
Задачи:
формировать представления о связи музыки и жизни.
воспитывать уважения к традициям русского народа.
обеспечить условия для:
развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;
продолжить работу над интонационной мелодикой народных песен и их образным исполнением.

Тип урока: музыкальное путешествие с элементами театрализации.
Материально-техническое оснащение (оборудование):
Музыкальный ряд: русские народные песни, из репертуара Л. Зыкиной «Проводы зимы», И. Стравинский. Русская из балета «Петрушка» (фрагмент), Перед весной р.н.п. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского.
Техническое оснащение:
ноутбук, экран и проектор, народные музыкальные инструменты, фортепиано, фонохрестоматия к УМК В.В. Алеев Т.Н. Кичак.
Дидактический материал: Мультимедийная презентация по теме урока, плакаты, сигнальные карточки.
Зрительный ряд: , Б. Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка»
Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс под музыку из репертуара Л. Зыкиной «Проводы зимы»
Музыкальное приветствие.
У: Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс?
Анализ прослушанного произведения.
( определение настроения музыки, содержания используя словарь муз терминов)
Мотивация.
У: “Вьюги да метели в феврале налетели”, “В феврале зима с весной встречается впервой” – так говорил русский народ, ощущая, как сквозь февральские бураны нет-нет, да и проглянет солнышко и пригреет не по-зимнему. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю.
О каком празднике я говорю, какой праздник у славян был последним зимним и первым весенним?
Д: МАСЛЕНИЦА (хором) Слайд №2
Актуализация
У: Почему этот праздник получил такое название?
Д: Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое. Снег на солнце желтеет т.е маслица.
У: Есть такое выражение: замаслить, задобрить кого-то или что-то.
Кого ж надо было задобрить?
Д: И зимушку, и весну.
У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,Весна в окно стучится и гонит со двора.
Сформулируйте мне ребята тему сегодняшнего урока? Слайд №3
Д: Весёлый праздник Масленица.
Постановка цели и задач урока.
У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей праздника Масленица, разучили песни о масленице. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство:
с древними традициями празднования праздника Масленица;
узнаем как древние обычаи сохраняются и в наши дни;
продолжим работу над образным исполнением наро продолжим работу над образным исполнением народных песен.
дных песен.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. (закрыть экран)
Сегодня на уроке вы будете много петь, поэтому настроем голосок на пение.
Распевка «Андрей воробей»
Первичное усвоение знаний.
У: Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю.
И так… (учитель набрасывает на плечи посадский платок, дети тоже одеты в народные костюмы).
У: Ребята, вспомните. Какому богу поклонялись древние славяне?
Д: Богу солнца Яриле т.к оно даёт жизнь и силу всему живому.
У: Сколько дней длился праздник? Чем занимались?
Д: 7 дней. Играли, пекли блины, и.т.д.
У: А ещё каждый день Масленицы имел своё название.
Слайд №4 Понедельник – встреча. К этому дню устраивались общие горки, качели. Утром делали соломенную куклу, одевали яркое женское платье – Масленицу и возили её в санях. А ещё Масленица любит, чтобы в её честь пели песни. Давайте вместе встретим масленицу песней.
Д: поют р.н.п. Едет Масленица.
У: Слайд №5 Второй день Масленицы – заигрыши.
Девушки и парни приглашались покататься на горках,
играли в игры, водили хороводы.
Мы сейчас сыграем в старинную русскую игру. Мальчики и девочки встают в хоровод и сразу, по словам разыгрывают ситуацию, но сначала выбираем царя…
1. “Ходит царь, ходит царькруг нова города, круг нова города.
(Дети идут по кругу, а царевич против круга)
2. Ищет царь, ищет царьВсе царевну свою, королевну свою.
(Встает около выбранной девочки)
3. Ты возьми ее, ты возьми ееЗа правую руку, за правую руку.
(Берет девочку за руку)
4 .Ты веди ее, ты веди ееКруг нова города, круг нова города
(Держась за руки ведущие идут внутри хоровода)
5. Потанцуй царевна, потанцуй младаЦаревич велел, молодой приказал.
(Девочка танцует, все хлопают)
У: Слайд №6
Вот и середина недели – лакомка. В среду ходили в гости на блины. А вы с чем любите блины?
Д: Со сгущенкой, сметаной, икрой, медом…
У: Хозяюшки вставали рано, делали опару для блинов, а рецепт приготовления держали в строжайшей тайне от соседей. (Исполнение песни учителем).
1.Как вставала я ранешенько,Убиралася быстрешенько.
Припев:
Пришла к нам Масленица,Принесла блины да маслица.
2.Как стояла я у жаркой печиВыпекала кренделя да калачи
Припев:
3.Эй, подружки, собирайтеся,В сарафаны наряжайтеся.
Припев:
4.Будем вместе хороводы водить,Надо нам еще и зиму проводить.
Припев:
(Учитель поет куплеты, а дети подпевают припев).
У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению?
Д: Веселая, радостная, так и хочется танцевать.
У: Четверг – Широкая Масленица, Разгул. Слайд№6
В этот день устраивали разные потехи: катались на качелях, на лошадях, съезжали со снежных горок, устраивали кулачные бои и перетягивания каната.
А теперь прошу вниманья!
Предлагаю соревнованья!
Кто захочет стар и млад
Перетягивать канат?
Есть желающие померяться силой в перетягивании каната?
У: Как встречали на Руси Масленицу, запечатлел русский художник Борис Кустодиев. Слайд №8-
Всмотритесь в его картину “Масленица” и ответьте на вопрос: Как веселились в этот праздник?
Д: Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.
У: Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).
У: А если внимательно вслушаться в эту картину, какие звуки можно услышать, смотря на эту картину?
Д: Можно услышать шум праздничной толпы, гармонист играет веселую песню,
- Перезвон бубенцов на тройках лошадей, шарманщик играет.
– Я слышу колокольный звон;
– Дети кричат и смеются на горке;
У: Здорово! Оказывается и картина может звучать как музыка. А кто это там кричит около театра?
Д: Наверно, артисты зовут в театр зрителей.
У: Это зазывалы приглашают народ развлечься в балаган.
Слайд №9
Кукольный театр. Любимцем публики был Петрушка. Слайд№10
Умело веселил людей.
Не только писатели, поэты, художники, но и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)
Слайд №11
Русский композитор И.Ф. Стравинский создатель балета Петрушка.
Что такое балет?
Д: музыкальный спектакль в котором артист танцуют под музыку.
У: Какой балет в знаете? Кто автор?
Д: Чайковский Щелкунчик.
У: Сейчас мы посмотрим фрагмент из балета Петрушка И.Ф. Стравинского Русская. Определите настроение музыки с помощью словаря эмоциональных терминов, какие действия происходят в балете?
Слайд №12-8
Созвучна ли эта музыка с картиной Б. Кустодиева? Что общего между музыкой и картиной?
Д: Шуточно, весело, игриво, забавно, легко. Картина народного гулянья. Соответствует картине Кустодиева. (От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна).
У: Слайд №13
Пятница и суббота – в эти дни принято было родственникам приходить друг к другу в гости. Дети к родителям, родители к детям. Пели песни, танцевали, желали друг другу, здоровья и хорошего урожая, дарили подарки. Ведь самое важное в жизни любого человека – это дружная, большая семья.
Обязательным угощением были блины. Вы наверное засиделись приглашаю вас выйти к доске, взять музыкальные инструменты и исполнить песню, которая является символом праздника -«Блины».
Д: Поют песню.
У: А сколько в народе пословиц сочинили про масленицу.
Слайд №14
У. Итак, всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощалась.
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника Масленицы?
Д: сжигали чучело в костре. Обряд сжигания чучела. №15
У: Сжигали чучело как символ победы весны над лютой зимой. Закрыть экран
Сжигание чучела
Давайте и мы проводим зиму и встретим весну песней.
Д: Поют песню р.н.п Перед весной.
7. Первичное закрепление
У: Понравилось ли вам наше путешествие?
Сколько дней мы путешествовали?
Помните ли вы их название?
У: Ребята как вы думаете, а в настоящее время отмечают праздник Масленицы или нет? гулянье, концерты.
У: Слайд №16
Посмотрите вот так отмечали праздник масленицы у нас в селе 30, 40 лет назад.
В наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. Слайд № 17
В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. Воскресенье так и называется – Прощеное.
Наверное, у каждого из вас найдется, за что попросить прощение у родителей, друзей, одноклассников. Попробуйте искренне, от души попросить у них прощение. Это связано с религиозными традициями. Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой. Слайд№18 Прощание
Закрыть экран
У: Праздник закончился, пора и нам заканчивать урок. Что же мы сегодня узнали, где побывали?
Д: На Масленице, на празднике. Мы много пели, играли, узнали, как называются дни Масленицы, узнали много
нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.
8. Вторичное закрепление
Мы сейчас проверим насколько вы были внимательны на уроке.
Назовите символы Масленицы
(блины, игры, солнце) Слайд 19 Закрыть экран
Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
У: Картину какого художника мы сегодня «смотрели»?
Д: Б.Кустодиева.
У: А как зовут композитора написавшего балет Петрушка?
Д: И.Ф. Стравинский
9. Рефлексия
У: Молодцы, на все вопросы ответили. А теперь сами оцените свою работу на уроке: кто доволен своей работой? Кому понравился урок? (Сигнальные карточки) Почему ты доволен уроком? Какие были у кого на уроке затруднения? Украсим картину
10.Домашнее задание
У: Раскраска
Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
11. Итог работы
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, размышляли - Молодцы!
В качестве масленичного угощения и поощрения за работу на уроке хочу подарить вам баранки. Приятного аппетита! До новых встреч!
Дети выходят из класса под масленичную песню.