Воспитание у младших школьников положительного отношения к труду и творчеству. Лекция (1-4 класс)
Воспитание положительного отношения младших школьников к труду и творчеству.
(Выступление на общешкольном родительском лектории)
Уважаемые родители!
Труд и творчество тесно взаимосвязаны между собой. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его ребёнок вырос трудолюбивым и творчески активным. Но не всем и не всегда это удаётся. Отсюда главный вопрос, что надо сделать, чтобы достичь желаемой цели и как это сделать лучше?
Тёща, принимающая в свой дом зятя из профессорской семьи, обязательно усомнится: «Да он, наверное, и гвоздя-то в доме забить не сможет». И действительно практика показывает, что в профессорской семье, где преобладает интеллектуальный труд, вряд ли появится повар, слесарь или сантехник. Хотя, конечно, бывают и исключения, но очень редко. А если в семье родители наоборот часто занимаются физическим трудом, например, держат хозяйство, то и ребёнок с детства приучен к трудовому распорядку. В семье, где папа шофёр, дети (особенно мальчики) хорошо разбираются в автомобилях. В творческих семьях, где родители часто поют, танцуют или играют на каких-либо инструментах вольно или невольно и ребёнок привлечен к искусству. В доме, где никто из взрослых не читает книг, газет и журналов, вряд ли появится хороший читатель среди детей.
И таких примеров можно привести множество. Вывод один: это мы, взрослые, задаём определённую программу развития для своего ребёнка.
Поэтому справедливо будет сказать, что основы трудолюбия и творчества закладываются, в первую очередь с детства в семье. И семья для этого должна создать определённые условия. А вот поддержать и развить эти начинания помогает родителям сначала детский сад, а затем и школа, где дети проводят большую часть времени. И тут важна слаженная совместная работа педагогов и родителей.
Очень важно начать эту работу как можно раньше, ведь именно в детстве наша жизнь наиболее пронизана творчеством и фантазией. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в младшем школьном возрасте, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется в старшем.
В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают некое исследование, деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. В основе всякого творчества лежит собственный замысел ученика.
Творческие способности в начальной школе развиваются почти на каждом уроке. Так на уроках Изо часто используется рисование по представлению или по наблюдению. На уроках чтения развиваются актёрские способности при драматизации и инсценировании произведения; на уроках русского языка развиваются воображение, фантазия, речь, мышление - при написании сочинений и стихотворений. Сразу, конечно, добротную работу дети не напишут, пройдёт ни один год, пока мы получим положительный результат. Написанию сочинений нужно учить на высококлассных образцах, поэтому читаются авторские тексты, даются различные приёмы написания. Например, дети легко запоминают и любят приём риторического вопроса, ответ на который затем сами же и дают при рассуждении (А вы любите осень? А знаете ли вы, что слова могут быть источником счастья? и т.д.) Часто родители отказываются сочинять вместе с детьми, говоря о том, что ребёнок должен сам придумать текст. А что делать, если он пока не может? Надо не бояться дарить свои находки, слова, выражения, обороты речи ребёнку и через некоторое время он примет их, как свои.
Все творческие проявления детей следует поощрять, постепенно прививая им некоторую критичность по отношению к продуктам своего труда. Хваля ребёнка, нужно обязательно указывать и на недостатки, формируя, таким образом, объективную самооценку (В школе на уроках Изо, технологии для этого используется этап выставки, где ребёнок представляет свою работу, видит работы одноклассников и может сравнить. И тут уж мнение товарищей непререкаемое) Урок технологии занимает особое место в плане формирования трудовой активности. Рассмотрим одно из направлений, с которым чаще всего работают младшие школьники. Это работа с бумагой и картоном. Ребята овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка). Одним из средств воспитания творчества у младших школьников продолжает оставаться работа по украшению изделий. Дизайнерские приёмы стимулируют фантазию. Дети должны научиться работать аккуратно. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). Сам процесс труда дети любят, а вот убирать рабочее место - нет. Поэтому при выставлении отметки за поделку учитывается и порядок на рабочем месте.
Наиболее продуктивным методом формирования трудовой активности является метод творческого проекта.
Метод проектов - это самостоятельная творческая работа учащихся от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии, которая выполняется при непосредственной консультативной помощи учителя. Используют метод творческого проекта на уроках, начиная со 2 класса. В процессе подготовки учащиеся сначала знакомятся с информационной теоретической частью, общими и специальными требованиями к различным профессиям и условиям труда, выбирают нужный материал, инструменты, осваивают умения и навыки (лепка, рисование, вышивка, вырезание деталей). И только потом приступают к самому проекту.
Защита проектов и демонстрация изделия проходит перед всем классом и включает в себя короткий доклад об этапах выполнения работы, об использованном материале, о возможных ошибках. Проектов сейчас по разным предметам выполняется много, их темы заложены в образовательной программе. Вот некоторые из тех, которые выполнили мои ребята в классе совсем недавно: «Научно-технические достижения 20-21 века» - выпускали газету, «Моя новогодняя игрушка» - создавали свою новогоднюю игрушку, «Огородных дел мастера» - выращивали фасоль и лук на подоконнике, «Оказываем скорую помощь» - учились накладывать бинтовые повязки и шины на разные участки тела.
Такие проекты формируют чувство ответственности (так как дети работают вместе и подводить товарищей нельзя), развивают навыки самооценки и взаимооценки (слушают других и демонстрируют свой труд и соответственно надо быть внимательным и объективным), вносят в учебный процесс дух соревнования (получают оценку и наглядный результат работы - поделку).
Другой метод формирования трудовой активности – ролевая игра. Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. На уроках технологии и окружающего мира играем на темы «Наш сад», «Ухаживаем за больным», «На даче», «Почта», «Магазин», «Стройка», «Я – конструктор», «Я – дизайнер», «Карнавал профессий» и др.. В качестве полезных подвижных занятий, приучающих к труду, выступают субботники, уборки территорий, дежурства в классе. Дежурство не сразу стало любимым делом. Часто дети старались увильнуть. Очень не любили подметать, тогда в классе появилось 2 веника. Так постепенно к 4 классу это вошло в привычку и стало постоянной обязанностью.
Важно, чтобы проведению таких трудовых поручений сопутствовали положительный эмоциональный фон и заинтересованность детей. Любая похвала и одобрение действий ребенка со стороны взрослого стимулируют его активность и желание быть полезным, особенно объединяют общие дела с родителями дома для общего блага семьи. Однако проведённое накануне анкетирование показало, что не у всех в семье есть такие совместные дела, а если и есть, то привлекает в них больше то, что «мне меньше работы достанется», т.е. на передний план выходят корыстные мотивы, а совсем не удовольствие от совместной деятельности и общения.
Наглядное воплощение трудовых и творческих навыков – это школьные и районные выставки и конкурсы детских рисунков и поделок. Традиционной у нас в школе стала выставка поделок из природного материала или предновогодняя ежегодная акция «Мастерская Деда Мороза», когда школьники совместно с родителями готовят новогодние игрушки на центральную районную ёлку. Одним из условий является то, что эти игрушки должны быть большими и крепкими. И тут, конечно, без помощи родителей не обойтись. Дети любят эту акцию, гордятся семейными поделками. Главное, чтобы не было потребительского отношения, когда работу полностью выполняют папа или мама, а ребёнок только пользуется результатом. Нужно распределять роли между всеми членами семьи так, чтобы каждый, в том числе и ребёнок, внёс свою конкретную лепту, пусть даже самую незначительную.
Помните, что школьники, воспитанные на семейных традициях, сами являются успешными потенциальными родителями, которые в будущем никогда не отбросят от себя проблемы своих детей.
Также для воспитания трудовой активности необходимо привлекать детей младшего школьного возраста в кружки и секции по интересам. Посещение кружков, детских студий и дополнительных школ должно осуществляться по желанию ребенка, с учетом его склонностей. Вспомните героиню стихотворения А. Барто, которая никак не могла выбрать: «Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали и т.д.» У детей младшего школьного возраста желание реализовать себя везде и сразу вполне естественно и нормально, т.к. в этом возрасте они самоопределяются и надо дать им такую возможность, попробовать себя во всём на первых порах, а уже потом серьёзно заниматься тем, к чему есть способности.
В качестве средства дополнительного внеурочного воспитания трудового сознания и активности младших школьников используется метод «профессионального портфолио». В папках-портфолио, которые теперь становятся обязательными для каждого ученика школы, собираются сведения о различных профессиях, фиксируются интересы и результаты деятельностного роста ученика. Сразу не все дети начинают регулярно пополнять содержимое портфолио. В какой-то момент педагог и родители должны проявить настойчивость и требовательность, но по прошествии некоторого времени портфолио приобретут для школьников личностное значение. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось со временем их мировоззрение и взгляд на профессиональную деятельность.
Ярким показательным моментом развития трудовых навыков является самообслуживание ребёнка. Зачастую дети не умеют ухаживать за своими личными вещами. С большей долей вероятности можно сказать, что и дома они такие же беспомощные, а это значит, что взрослые мало обращают на эти моменты внимания.
Прививая трудовые навыки необходимо учитывать и факт воспитания уважительного отношения к труду других людей, личному и общественному имуществу. Младшие школьники должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Портить их нельзя! (Одежда, постиранная и поглаженная мамой, школьные парты и учебники).
В заключение, подводя итог сказанному, хочется пожелать вам, уважаемые родители, чаще проявлять интерес к делам своих детей, постепенно, но целенаправленно выявлять их природные склонности и способности, поощрять и поддерживать их творческие стремления, демонстрировать качественные образцы выполнения работы, в том числе и через свои творческие способности. Не делайте за ребёнка всю работу, как бы вы его не любили, оставляйте поле и для его деятельности.
Если вы будите соблюдать все указанные условия, то труд для ваших детей станет весьма привлекательной деятельностью, вызывающей чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они обязательно приобретут практический опыт правильного общественного поведения, сформируют трудовую активность и разовьют творческую направленность.
Спасибо за внимание!