Программа детской общественной организации МБОУ СОШ №1 РТ г. Мензелинска


«Согласовано»
Директор МБОУ «СОШ№1» г.Мензелинск РТ
/_____________/О.В.Ильина
«Утверждено »
на заседании Совета ДОО МБОУ «СОШ№1»г.Мензелинск РТ
«____»_________________2016г.






ПРОГРАММА
Дружины
имени Зои Космодемьянской
«Галстучная страна»




2016

Содержание

Пояснительная записка....................................................................................3
Основные направления деятельности....5
Цели и задачи программы...................................................................................6
Ожидаемые результаты.......7
Условия реализации программы.....8
Содержание программы.....10
Схема взаимодействия с социумом......12
План работы детской дружины .....14
Содержание занятий....15
Список литературы, используемый педагогом - организатором17
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей...18











Пояснительная записка

Дружина им.З. Космодемьянской является добровольным объединением детей МБОУ «СОШ №1»
г. Мензелинска. У детского объединения есть свой устав, девиз, права, законы, символы и атрибуты.
Работа объединения ведется в течение всего учебного года.
В ДОО входят ребята 2 – 10 классов. Высшим органом самоуправления в объединении является Общий сбор. Исполнительный орган - Совет во главе с Председателем.
Для каждого члена детское общественное объединение - это мир детства, где каждый учится делать добро себе, своей семье, школе, селу, Родине.
Дружина - это большая дружная семья единомышленников, состоящая из отрядов.
Дружина - это сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, объединенных добровольно для взаимного духовного обогащения, это утверждение нравственных ценностей в сознании членов детского общественного объединения через духовное возрождение.
Дружина - это совместное творчество, социально-значимая деятельность и отдых.
ДОО – это та окружающая среда, которая является одним из решающих факторов воспитания.
Программа «Галстучная страна» должна помочь ребенку обнаружить чувство атмосферы целостности, и что возникающие личные, даже самые трудные вопросы, могут быть легко разрешимы в коллективе сверстников.
При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому.

Общение со сверстниками приобретает значимый характер:

появляется хороший друг того же возраста;
ребенок входит в группу детей;
начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или безумное восхищение другими;
энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом;
любят коллективные игры.

Программа « Галстучная страна » является социально-педагогической, комплексной. В реализации программы принимают участие дети от 8 до 18 лет. Срок реализации программы – 3 года.












Основные направления деятельности:
духовно-нравственное;
гражданско-патриотическое;
общение и досуг.
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатая организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы лидеров.
Цель:
Достойным гражданином Отечества стать, познавать окружающий мир и его улучшать.
Задачи:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории, культуре и традициям родного края, приобщение детей к системе духовных и культурных ценностей.
Раскрытие одной из главных особенностей русского характера – милосердия и сострадания.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, чувства коллективизма, партнерских отношений между ребятами.
Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Основное назначение программы:
объединение детей для общественно-полезной и значимой деятельности,
развитие творческих способностей,
умение ориентироваться в социокультурных аспектах для формирования духовно – нравственной ориентации.

Реализуя программу, дети имеют возможности планировать, организовывать и анализировать свою деятельность.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные формы работы в рамках программы «Галстучная страна»:
акции, операции, реализация социальных проектов, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, выставки детского творчества.
Занятия в «Галстучной стране» проходят 1 раз в месяц. Методы преподавания включают в себя: беседы, разъяснения, показы, практические работы. Формы занятий – групповые. Каждое занятие включает в себя, как правило, теоретическую и практическую часть. Объяснение теоретического материала, практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных пособий.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Ожидаемые результаты.
Участие детей в реализации программы предполагает:
- приобретение дополнительных знаний об истории, культуре и традициях родного края, приобщение детей к системе духовных и культурных ценностей;
- приобретение умения ориентироваться в жизни, быть здоровыми физически и духовно, найти каждому дело по душе;
- реализация прав детей на социальное творчество, на раскрытие и утверждение каждого ребенка среди людей и на благо людей;
- развитие лидерских качеств, приобретение организаторских знаний,
умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
Для оценки результативности процесса  обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения.
Социальным эффектом реализации программы будет:
Пропаганда потенциала детского общественного объединения как центра эффективной работы с детьми;
Усиление внимания администрации школы к проблемам детского движения;
Реализация данной программы - это шаг к реализации стратегии развития детского движения в районе и области;
Развитие мотивации участников программы к проявлению чувств гражданственности и патриотизма.
Условия реализации программы.
Наличие материально-технической базы: отдельная комната, спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, библиотекарь, учитель физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения.

При реализации программы планируется использование материальной базы и финансовых средств школы (на основании Договора о взаимодействии), а так же спонсорские средства.

Координатором реализации программы является старшая вожатая. Помощь ей оказывает Председатель и Советы по направлениям деятельности дружины.
Программа реализуется с помощью следующих организационных единиц:
Временные разновозрастные объединения детей и взрослых, созданные для реализации отдельных творческих дел
Постоянный детский коллектив
Коллективы отрядов
Микрогруппы детей по интересам
Отдельные члены объединения










Содержание программы.
Содержание программы «Галстучная страна» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: гражданско-патриотическому, духовно – нравственному, общение и досуг.
Гражданско-патриотическое направление.
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Мы живем в сказочном крае – крае лесов, рек и озер. Здесь мы родились, научились ходить, читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество. И зовется этот край – Россия, Республика Татарстан, г. Мензелинск. Узнать о крае, где мы живем, о корнях россиян, одном из древнейших народов; познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел; сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера; изучить историю и духовные ценности народа; узнать, чем живет наша страна сегодня, нам поможет это направление.
- УЗНАТЬ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
- ХРАНИТЬ, ВОЗРОЖДАТЬ И УМНОЖАТЬ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
- ПОМОГАТЬ ОТЕЧЕСТВУ
- РАСТИ ПАТРИОТОМ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА
Задачи направления:
способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
создать условия для гражданского становления личности ребёнка;
развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
Духовно- нравственное направление.
Сегодня конкретной помощи и соучастия ждут наши ровесники, пожилые люди, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Мы должны научить детей протянуть руку тем, кого постигла беда, и тем, кто в ней нуждается, больным и старым, одиноким и обиженным, нашим сверстникам из детских домов и школ-интернатов, самым маленьким.
- МЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ЛЮДЯМ
- МЫ ЗАБОТИМСЯ О ВСЕХ, КТО НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ
- МЫ ДОБРЫ К ЛЮДЯМ
- МЫ СПЕШИМ НА ПОМОЩЬ
Задачи направления:
учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия в данном направлении.
развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
воспитание гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.
Общение и досуг.
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка 8–18 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы. Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
- У НАС ЕСТЬ ХАРАКТЕР
- У НАС ЕСТЬ ВОЛЯ
- У НАС ЕСТЬ ХОББИ
- У НАС ЕСТЬ ДРУЗЬЯ
- У НАС ЕСТЬ ПРАВА
- У НАС ЕСТЬ ОБЯЗАННОСТИ

Задачи направления:
способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
способствовать становлению и развитию коллектива.
Особенность программы «Радуга добрых дел» заключается в том, что детское объединение представляет собой коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста.
Весь внутренний мир человека проявляется в общении и деятельности. Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, служит естественной лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности, особенно к способности к познанию. У ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру) в конечном счете, перерастает в культуру самосовершенствования, включающую в себя самоорганизацию, самоотношение, самодеятельность, самосознание.

















Схема взаимодействия с социумом.


Дом Детского Творчества

Музей им. М. Джалиля Детские общественные
объединения школ района


Дружина им.З.Космодемьянской
Районный
краеведческий
музей

Дом милосердия Отдел по делам молодежи и спорту Администрация муниципального района









План деятельности дружины им.З.Космодемьянской на 2016 – 2017 учебный год

Школьные мероприятия по месяцам

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

- выборы нового состава Совета Школьников;
-День знаний
-Конкурс букетов композиций;
-Конкурс рисунков на тему «Курить - здоровью вредить!»;
-Конкурс рисунков на асфальте на тему «от улыбки станет всем светлей»;
-Дружинный сбор «Старт работы. День рождения СНТ».
-Алло! Мы ищем таланты!
- День здоровья
-Отрядные сборы по программе
-Прием в наследники;
-Отрядные сборы по программе;
-День учителя-
-Конкурс стенгазет;
-Декада ко дню пожилых людей;
- Осенний бал;
-«Мисс осень»;

-Конкурс подвижных игр на свежем воздухе в режиме ГПД;
-Конкурс рисунков «Чиполлино»;
-Отрядные сборы по
Программе;
-Посвящение в следопыты;
-Посвящение в в наследники;
-Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ»

декабрь
Январь
Февраль

День героев Отечества
-Конкурс «Украшение кабинетов»;
-Конкурс новогодних газет;
-Изготовление новогодних игрушек;
-конкурс физкультминуток на уроке;
- Новогодние елки
-Заседание совета дружины;
-Конкурс «Мисс зимушка»
Викторина «Как в сказке»
-Конкурс рисунков «Кто мой герой»;
-Веселые старты;
-«А ну - ка, мальчики»;
-Конкурс стенгазет коДню Защитника Отечества;
-Спортивная игра «Зарница»;

март
Апрель
Май

-«А ну-ка, девочки!»;
- Конкурс стенгазет, посвященный Дню 8марта;
-«Мисс Весна- 2017»;
- Конкурс рисунков «Открытка для мамы»;



- «День–Ерундень» или 1 апреля;
- Шуточные конкурсы;
-Веселые старты;
-Состязание здоровячков;
- Дружинный сбор: «Вот какие мы.»
-Учеба отрядных вожатых;
-Учеба актива дружины;
- Операция «Поздравь ветерана с праздником»;
- Конкурс стенгазет, посвященных Дню Победы»;
-Парад, посвященный Дню Победы;
-Последний звонок;
-Прощание с начальной школой;
-Выпускной вечер

июнь



-День защиты детей








Содержание занятий школы актива на 2016 -2017 учебный год

Тема: Вводное занятие «Добро пожаловать!»

Теория
Практика

Правила поведения, техника безопасности, задачи обучения, знакомство новичков с дружиной
Игры на взаимодействие. Анкетирование.

Тема: Технология игр и игровых программ.

Теория
Практика

Что такое игра? Ее функции, виды, основные черты.
Разучивание и проведение игр (массовых, подвижных, игры-шутки).

Тема: Методика проведения сбора отряда.

Теория
Практика

Сбор отряда: сущность, участники, этапы, цели проведения.
Подготовка к сбору отряда.

Тема: Основы ораторского искусства.

Теория
Практика

Кто такой оратор? Основные качества речи оратора. Приведение примеров.
Конкурс ораторов.

Тема: Кто такой лидер?

Теория
Практика

Кто такой лидер? Формальный и неформальный лидер. Основные качества, функции лидера.
Деловая игра «Лидер».

Тема: Социальное проектирование

Теория
Практика

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом.
Разработка социальных проектов (работа в группах).

Тема: Пионерские легенды

Теория
Практика

Что такое легенда? Пионерские легенды.
Составление собственных легенд.

Тема: Игра-зачёт по станциям




Список литературы, используемый педагогом – организатором


1. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.2009г.)
2. Коджаспирова Г.М. педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
3. Козлова Г.В. Программы воспитательной работы/ «Классный руководитель», №4, 2010
4. Конвенция ООН «О правах ребенка» (2009 год)
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 2005
6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». – Вестник образования, №9/2000.
7. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008
8. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
9. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». - Внешкольник, №9/2001.
10. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574). - Внешкольник, №1/2000.
11. Тебе, вожатый!: Выпуск 1. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003.
12. Тебе, вожатый!: Выпуск 2. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2004.
13. Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И. А. Чурикова. – Чебоксары, 2009.
14. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». – Проблемы школьного воспитания, № 2/2012
15. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании». – Вестник образования, №7/2013
16. Федеральный закон от 20.07.2000 №102 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закона РФ «Об образовании». – Вестник образования, №18/2000.
17. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
18. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.
19. Шаламова Л.Ф., Хорвин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12. учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

Алексеев Ю.А., Зуев Н.Н., Ковалев В.Е. государственные символы России. Моя родина – Россия, 2002.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и оружающая среда. Учебное пособие, 2007г.
Детская энциклопедия «Я познаю мир», «Все, что должны знать мальчишки», 2000г.,
Игровые прграммы: Аттракционы. Шутки. Забавы. Сюжетно-ролевые игры. Автор-составитель Воронкова Л.В., 2005 г.
Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями, 2001 г.
Энциклопедия хороших манер. Составитель В. Пивовар, 2011 г.
Энциклопедия школьнику. Составитель Яковенко Г.П., Яковенко Г.Н.,2014 г.


















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115