Технологическая карта урока по окружающему миру Семейный бюджет
Тема: «Семейный бюджет»
Класс: 3, УМК «Школа России»
Дата проведения: 30 марта
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представления о семейном бюджете, знать источники доходов семьи, уметь распределять расходы; понимать сходство и различие семейного и государственного бюджета
Метапредметные: познавательные УУД: - раскрыть понятие «семейный бюджет», определять порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение; определять составные части семейных доходов и расходов;
Регулятивные УУД: - выполнять учебное задание, используя правило; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины;
Личностные: - проявлять интерес к познанию мира, уважительное отношение к культурному многообразию человечества; осознавать успешность при изучении темы
Методы и формы обучения: работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная.
Оборудования: учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2
Дополнительный материал:
1.Определите источники дохода семьи
2.Определите примерный доход семьи, если бабушка и дедушка являются пенсионерами, мама работает врачом, папа – владелец небольшой фирмы, сын- студент, дочь учится в школе.
3 представьте результаты работы.
Пословицы:
Деньги счетом крепки
Нелегко деньги нажить, а легко прожить
Денежка без ног, а весь свет обойдет
Уговор дороже денег
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь
береги денежку на чёрный день
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация познавательной деятельности и целеполагание
Цель: настроить и организовать детей
Работа в группах - Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок весёлыйМы урок начать готовы
Будем думать, рассуждать,И друг другу помогать.
(Создаёт проблемную ситуацию)
- Ребята, ваша задача сейчас разделиться на группы.
-Я вам раздаю карточки с заданием, давайте вместе прочитаем задания
1.Определите источники дохода семьи
2.Определите примерный доход семьи, если бабушка и дедушка являются пенсионерами, мама работает врачом, папа – владелец небольшой фирмы, сын- студент, дочь учится в школе.
3 представьте результаты работы.
- Ребята, у вас не возникло никаких затруднений?
- Какие же? Что у нас не хватает в данных?
- Ребята, решить эту проблему мы сможешь лишь только в конце урока, используя знания, полученные на уроке.
- А чтобы нам знать доход семьи, как по- другому это можно сформулировать?
- А кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую учебную задачу мы должны выполнить?
- Здравствуйте!
Садятся за парты.
- Делятся на группы
- Вникают в курс работы
- Возникают
- Здесь недостаточно информации о доходах семьи.
- Бюджет
- Тема нашего урока «Семейный бюджет»
- Сегодня на уроке мы должны представить, что такое семейный бюджет, расход и доход.
Актуализация знаний и умений
Цель: создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу - Ребята, используя определения, сформулированные на прошлом уроке, дайте определения понятий «семейный бюджет», «доходы семьи», «расходы семьи».
( взаимопроверка сделанного) - Формулируют определения по аналогии.
Динамическая пауза - выполняют физкультминутку на презентации - Выполняют динамическую паузу.
Освоение нового содержания и его применения
Цель: формирование новых знаний и умений
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Работа в парах
Самостоятельная работа
Работа в микро-группах
Контроль и оценка достижений (рефлексия)
Цель: закрепление полученных знаний; формирование умений оценивать свою деятельность - А сейчас давайте выясним, на что семьи тратят деньги. Отгадав ребусы:
Ответ: питание
Ответ: одежда
- Молодцы! Отгадали. А сейчас работа с текстом стр. 75, 76. Прочитайте и обсудите вопрос «Зачем нужен семейный бюджет»?
- Представьте такую ситуацию:
Василий Петрович получил зарплату и сразу же купил большую надувную лодку, чтобы летом ездить на рыбалку. Вернувшись, домой (а дело было зимой), он вспомнил, что его сыну Димке нужны лыжи и лыжные ботинки. Но денег на это уже не осталось.
- Как вы думаете, можно было ли избежать такой ситуации? Объясните
как?
- Обычно взрослые так и поступают. Иногда дети обижаются на родителей за то, что они отказываются купить им ту или иную новую игрушку, конфеты или что – то еще. Но обижаться на это не следует. Просто родители вынуждены рассчитывать, что можно купить в данный момент, а что нельзя. Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов.
- Ребята, так давайте сделаем вывод, для чего нужен семейный бюджет?
- Откройте учебники на с. 78 и найдите ответ на вопрос: Из чего складывается доход семьи? (зарплата папы, зарплата мамы, стипендия сына, пенсия бабушки, пенсия дедушки)
- Какие два новых понятия вам встретились?
- Запишите два этих понятия себе в словарик
- А как вы думаете, могут ли быть иными доходы в семье?
- Чтобы ответить на этот вопрос точно, откройте учебники на с.79 и в первых 3 абзацах найдите ответ на вопрос.
- Молодцы! А сейчас Р/т стр.41 задание 1,
Прочитайте задание: Покажи стрелками доходы и расходы твоей семьи.
- А теперь я предлагаю вам разделиться на 6 микро-групп, каждая микро-группа получит конверт с пословицей. Ваша задача обсудить внутри группы как вы ее понимаете.
Деньги счетом крепки
Нелегко деньги нажить, а легко прожить
Денежка без ног, а весь свет обойдет
Уговор дороже денег
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь
береги денежку на чёрный день
- Наш урок подходит к концу, давайте вернемся к теме урока. Можем ли мы ответить на вопрос «Что такое семейный бюджет»?
- Какую учебную задачу ставили?
- Мы её достигли?
- Что вам особо понравилось? Какие задания у вас вызвали затруднения?
- А теперь оцените свою работу на уроке. Те ребята, которые были активны, справились со всеми заданиями- нарисуйте смайл с улыбкой. Ребята, которые испытывали трудности - грустныйсмайл.
- молодцы! -отгадывают ребусы
- открывают стр. учебника, читают
- нужно было заранее обдумать и спланировать свои расходы
- Семейный бюджет нужен для того чтобы заранее обдумывать и планировать расходы в семье, учитывая доходы семьи.
- СТИПЕНДИЯ
ПЕНСИЯ
- записывают в словарик слова
- Прибыль от работы фирмы, гонорары ,семья может иметь сбережения
- Проверка выполнения задания (2-3 человека)
- Объяснение значений пословиц.
- можем
- представить, что такое семейный бюджет, расход и доход. Да.
- Самостоятельное выполнение заданий, взаимопроверка
- Оценивают свою работу на уроке
Выводы и обобщения
Цель: обобщение изученного материала
- Давайте обобщим тему сегодняшнего урока «Что такое семейный бюджет?»
- Ребята, все молодцы я довольна вашей работой на уроке.
- Открываем дневники и записываем д/з - Семейный бюджет – этообычный план доходов и расходов семьи на определенный промежуток времени.
Домашнее задание - вопросы 1, 2, 3 на стр.78 ,
р/т задание 3, 4 стр.42