Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарных наук за 2010-2011 учебный год
Анализ работы МО гуманитарных наук
за 2010-2011 учебный год
МО учителей гуманитарных наук, включает предметников русского языка и литературы, английского языка, бурятского языка и литературы.
Исходя из проблемы школы «Повышение качества образования через управляемый переход в школу полного дня», наше методическое объединение работало над проблемой: «Создание оптимальных условий для обеспечения готовности учителей гуманитарного цикла к профессиональной деятельности по ФГОС». Работа МО построена соответственно реализации поставленных задач:
-повышение качества образования учащихся;
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
-совершенствование педагогического мастерства.
Вся работа МО проводилась по плану, согласованному с планом работы школы. В соответствии с планом в течение года проведено 5 заседаний МО. Первое заседание МО было проведено 3 сентября 2010, на котором был утвержден план работы на 2010-2011 учебный год, утверждены рабочие программы, составлен график работы студии «Словесник», также даны рекомендации по корректировке рабочих программ с учетом воспитательного аспекта, по подготовке к олимпиадам и НПК.
1. Анализ обученности и качества знаний по предметам:
Для объективного анализа результатов всем учителям МО предложено составить таблицу «Мониторинг результативности работы учителя», в ней отразить результаты внутренних контролей, проводимых в МО: входных, промежуточных и выходных. Эти результаты сравнить с результатами внешних экспертиз административных, муниципальных, комплексной проверки школы. Здесь отметить знаком + фамилии учащихся, получивших оценку«5» и знаком - фамилии учащихся, получивших оценку «2». Также в таблице указать фамилии одаренных детей, участвовавших в олимпиадах, школьном марафоне, конкурсах, НПК. Таким образом, в течение учебного года отслеживались результативность работы каждого учителя, своевременно велась коррекционная работа с учащимися. На заседании МО 28 января 2011 года по итогам административного контроля дан анализ мониторинга обученности и качества знаний учащихся. Рекомендации, разработанные на заседании МО, позволили продолжать объективное отслеживание результатов работы учителя. По итогам года выявлены самые высокие результаты по 3 предметам: по русскому языку -7б класс 100/61, по литературе -7а класс 100/100.по английскому языку- 11б класс 100/94. Следует отметить, что в 7а классе по литературе отмечается нестабильность: 1 четверть-100/84, 2 четверть-100/100, 3 четверть-100/46, 4 четверть-100/100.Рекомендуется учителю Насанову Ч. Ц. обратить внимание на объективность выставления отметок. Низкие результаты: по русскому языку 8 класс-100/26 и 10б класс-100/25, по литературе 10б класс-100/19, по английскому языку 8 класс-100/25.
По итогам года можно судить о том, что обученность и качество знаний учащихся в школе по филологическим предметам стабильные, т.е. на уровне районных показателей. Далее приведены данные по обученности и качеству по учителям - предметникам.
Русский язык и литература: Дашиева Д. Д. (русский язык 100/42, литература 100/54). Мункожаргалова Б. Б. (русский язык 100/39, литература 100/68). Жамсаранова Д.Ц. (русский язык 100/45, литература 100/69). Насанов Ч. Ц. (русский язык 100/45, литература100/100).
Бурятский язык и литература: Дармаев Э. Б. (100/56), Эрдынеева Ц. Б.(100/75).
Английский язык: Мыдыгмаева Л. Д. (100/31); Базаргурева Р. Д (100/56), Будаева Ц. Ц. (100/57); Лодоева В.Г. (100/64).
Если проследить обученность и качество знаний учащихся в динамике, то заметно, что в этом году они на 4% выше прошлогодних: 2007-2008 выполнение -100%, качество- 41%; 2008-2009 выполнение -100%, качество- 44%; 2009-2010 выполнение- 100%, качество-34%; 2010-2011 выполнение -100%, качество- 38%. Средний показатель за 4 года: 100%, 40%.
Учителями русского языка ведется целенаправленная работа по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ. Выработана определенная система, которая включает курсы подготовки, выработку тематических маршрутов, график консультаций, создание банка тестов, теоретическая и практическая отработка, отслеживание индивидуальных маршрутов учащихся.
За последние 4 года результаты ГИА по русскому языку учащихся 9-х классов были нестабильными, так как контрольно-измерительные материалы из года в год претерпевали серьезные изменения по форме проведения и по объему заданий, это приводило к затруднениям при подготовке. Далее можно проследить результаты ГИА по годам: 2007-2008 выполнение -88%, качество- 33%; 2008-2009 выполнение -100%, качество- 41%; 2009-2010 выполнение- 85%, качество-3%. За прошедший 2010-2011 год заметно улучшение: выполнение -93%, качество- 46%. Таким образом, средний показатель за 4 года (92%, 36%).
Результаты ЕГЭ по русскому языку учащихся 11-х классов по сравнению с предыдущим годами повысились на 5 %. Приводим данные следующие данные: 2007-2008 выполнение- 100%, качество-60%; 2008-2009 выполнение- 100%, качество-48%; 2009-2010 выполнение- 100%, качество-60%; 2010-2011 выполнение -100%, качество- 65%; Средний показатель за 4 года: выполнение-100%, качество- 60%.
Выводы:
На III ступени по русскому языку и литература показатели обученности (100/40 и 100/64) значительно ниже, чем на II ступени по русскому язык у (100/46), литературе (100/66). Итого по школе обученность по русскому языку (100/41) ниже, чем по другим предметам: литература (100/65);По бурятский язык (100/65) английский язык (100/56).
В целом, за данный учебный год показатели результативности работы учителей русского языка в МОУ «АСОШ № 3», по сравнению с предыдущим годами, изменились незначительно.
Надо отметить работу учителей русского языка по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку (в 9а классе обученность составила 94%. качество 33%; в 9 б классе 94/60) Дашиеву Д. Д.; Жамсаранову Д. Ц. (11а класс- 100/66). Мункожаргалову Б. Б.(11б- 100/65).
Отметим работу учителей бурятского языка при подготовке к ГИА по бурятскому языку Анандаеву А.В.и Дармаева Э.Б. (9а класс-100/50).
Следует заметить, чтобы учителя английского языка обратили внимание на выбор учащимися ГИА и ЕГЭ по предмету. В их практике отсутствует подготовка учащихся к этим видам независимого контроля.
Для повышения результатов обученности и качества рекомендуем организовать индивидуализацию в обучении, обратить внимание на качественную подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. Работа по формированию аналитических умений должна носить системных характер. Каждому учителю вести мониторинг обученности по каждому ребенку. Для сильных учащихся разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут. Отслеживать результаты каждого ученика, уделить особое внимание слабоуспевающим детям. С каждой из групп определить специфику работы и пытаться спрогнозировать результат каждого ученика.
2. Работа с одаренными детьми
Одной из приоритетных направленных задач является работа с одаренными детьми, развитие творческого потенциала учащихся. Второе заседание МО, проведенное 12.11.2010, было посвящено анализу работы студий. Для работы с одаренными детьми в течение учебного года были организована работа во внеурочное время. Во второй половине дня проводились занятия студии «Словесник», цель которой заключалась в развитии коммуникативных навыков учащихся, развитии познавательного интереса, воспитании интереса к предмету, обобщение специальных знаний и умений. Проведено 4 открытых занятия по теме «Чай». Учителями истории, русского языка и литературы, валеолога школы, библиотекаря проведено занятие по теме «Его величество Чай», на котором дети разного возраста 5-8 классов в ходе ролевой игры были вовлечены в интересную познавательную деятельность, обогатили свои знания об истории употребления чая, его полезных свойствах и попробовали на вкус разные сорта чая. Учителя русского языка и литературы провели занятие по теме «Лингвистические тайны слова «чай»», на котором разнообразные формы деятельности детей: инсценировка, викторина, словарный конкурс, знакомство с правилами этикета - позволили развивать метапредметные знания и личностные УУД . На занятии по теме « Five o clock. Традиционное английское чаепитие» учителями были предложены разнообразные формы работы для развития коммуникативных умений: по чтению, говорению и аудированию. На занятии по теме «А как у нас » учителями бурятского языка формировался опыт правильного отношения к чаю и к чаепитию.
В течение учебного года проводилась индивидуальная работа с одаренными детьми. По результатам контрольных срезов были выявлены лучшие ученики для участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Дополнительная работа включала индивидуальную подготовку учащихся к олимпиадам и конкурсам, консультирование по определенным вопросам, рекомендации по написанию сочинений, творческих работ, работа со средствами Интернета. Был составлен график работы учителей с участниками предметных олимпиад. При проведении школьного тура олимпиад были выявлены учащиеся для участия в муниципальном туре олимпиад по предметам. Всего по предметам гуманитарного цикла в муниципальных олимпиадах участвовали 12 учащихся, итоги представлены далее. По английскому языку получила 2 место ученица 9а класса Самбаева Ц. и 3 место - ученица 10б класса Будаева Я., их подготовила учитель Лодоева В. Г. По русскому языку - 4 место ученица 11 б класса Мишустина Р., готовила учитель Мункожаргалова Б.Б. По бурятскому языку 1 место - Дашинимаев Б 2 класс (Эрдынеева Ц. Б.)
В районной НПК «Шаг в будущее», в секции «Политология» 4 место заняла ученица 10а класс Мункожаргалова Ц. (учитель Лодоева В. Г.).
В конкурсах по русскому языку и литературе участвовали 8 учащихся: Гатапова Д. (9а класс) в конкурс сочинений «Учитель пред именем твоим»; Ешиева Ж. (9а класс) в конкурсе сочинений «Я помню, я горжусь», посвященных ВОВ. Этих участников подготовила Дашива Д.Д. В день космонавтики 12 апреля в рамках Года космонавтики проведен конкурс сочинений о космосе, по результатам которого для участия в муниципальном туре были отобраны лучшие работы: Жамсоевой Н. (5б кл.), Батомункуевой Б. (6б кл.), Хончино С.и Карелиной Ю. (7б кл.), Самбаевой Ц. (9а кл.). Учителем Жамсарановой Д. Ц. проведена работа с ученицами 7 б класса для участия в творческих конкурсах. Стихотворения Карелиной Юли «Памяти героя России Алдара Цыденжапова» опубликовано в газете «Агинская правда» №15 от 12.февраля 2011года, также в книге «Слава Алдара» (издательство «Альтес» 2011). За участие в конкурсе сочинений
· «Рыцари дорожного движения» Кирильченко Оля награждена специальным призом от ГИБДД.
На конкурсах муниципального уровня по бурятскому языку и литературе участвовали 4 учащихся. Среди низ отмечены работы: в конкурсе «Диктант-2010» по бурятскому языку 1 место Галсаншойдокова Д (7а кл); в конкурсе «Диктант-2010» 2 место Дондоков Ж. (8 кл); В конкурсе «Сочинение-2010» 3 место Гатапова Д 9а класс. Этих учащихся подготовила Анандаева А. В.
В конкурсе художественного чтения 2 место заняла Будаева Т. ученица 5а класса (учитель Эрдынеева Ц.Б.).
Выводы: Хорошие результаты достигнуты при подготовке к конкурсам разного уровня: по бурятскому языку и русскому языку. Заметных успехов добились учащиеся под руководством учителя Анандаевой А. В.Можно отметить работу учителей английского языка, у которых есть призеры муниципального тура предметной олимпиады. Нестабильна доля победителей предметных олимпиад и НПК. Недостаточно внимания уделялось подготовке к предметным олимпиадам, защите исследовательских работ на НПК по русскому языку и литературе, бурятскому языку. Необходимо системно и целенаправленно обеспечивать работу с одаренными детьми.
3. Повышение педагогического мастерства
Успех работы учителя зависит от педагогического мастерства, поэтому первостепенная задача учителя – самообразование. Для повышения педагогического мастерства все учителя участвовали в работе постоянно действующего методологического семинара – практикума под руководством научного руководителя Мыльникова С. П. А также проходили КПК, посещали проблемных курсов, участвовали в семинарах разного уровня, НПК, профессиональных конкурсах.
Курсы КПК прошли 2 учителя МО, что составляет 20%. Это Базаргуруева Р. Д, Мункожаргалова О. Б.
Проблемные курсы в ИПК прошли: -50% учителей МО: Жамсаранова Д. Ц. по теме «Новые подходы к современному и преподаванию русского языка». Мункожаргалова Б. Б.-«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы». Лодоева В. Г. - «Системно-деятельностный подход в образовании». Эрдынеева Ц. Б. и Дармаев Э. Б. по теме «Сохранение и дальнейшее развитие бурятского языка».
Участвовали в работе муниципальных и краевых семинаров: 60% учителей МО: Жамсаранова Д.Ц., Дашиева Д.Д., Мункожаргалова Б. Б. Семинар «Проблемы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»; Будаева Ц. Ц Семинар–учеба по ГИА по английскому языку; Насанов Ч.Ц. «Актуальные проблемы преподавания литературы»; Лодоева В. Г. «Обновление содержания иноязычного образования».
Окружной грант по номинации «Лучший учитель года по ПНПО» получила
Лодоева В. Г.
Все учителя МО участвовали в работе ШМО под руководством научного руководителя Мыльникова С. П. Индивидуальные и групповые консультации по созданию проектов, по профессиональной готовности педагога освоению стандартов II поколения, по созданию портфолио, по новому содержанию аттестации педагогических работников помогли учителям в профессиональном росте. Защиту проектов осуществили на школьных семинарах 2 учителя МО. Это Анандаева А. В. по теме «Проектирование рабочих программ по бурятскому языку»; Дашиева Д. Д. по теме «Раскрытие воспитательного потенциала предмета русский язык и литература в РП».
Кроме того, Мункожаргалова Б. Б. выступала на постоянно действующих практикумах по вопросам по темам «Современный урок русского языка», «Эффективные формы оценивание знаний учащихся».
Участие в заочных профессиональных конкурсах по МО составило 20%. Лодоева В.Г. стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель пред именем твоим» и дипломантом Всероссийского конкурса «Образование. Взгляд в будущее». Оба конкурса были заочными. Жамсаранова Д. Ц. участвовала в школьном конкурсе «Лучший по профессии», на котором на I этапе проведен урок литературы в 7 б классе, на II этапе - обобщение опыта по теме «Развитие коммуникативных умений на уроках русского языка и литературы»; на III этапе - при поддержке учителей МО подготовлено выступление «Мои увлечения».
В школьной НПК приняли участие 2 учителя МО, что составило 20%. Будаева Ц. Ц. выступила с докладом «Применение ИКТ на уроках английского языка», Эрдынеева Ц. Б.с докладом «Современный урок бурятского языка ».
Обобщение опыта на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы осуществила Мункожаргалова Б.Б. по теме «Мониторинг обученности» и «Биоадекватная методика в преподавании русского языка»
Вся деятельность учителей направлена на повышение качества знаний через повышение качества уроков. Для этого было запланированы следующие мероприятия: взаимопосещение уроков учителями МО, открытые уроки в рамках Единого методического дня школы, показательные уроки на муниципальных, краевых семинарах.
По посещенным урокам было проведено заседание МО 3 февраля 2011года, на котором были подведены итоги посещенных уроков.
Взаимопосещение уроков составило 100%. Все учителя МО имели возможность посетить уроки своих коллег и обменяться опытом. Дашиева Д. Д. Дала урок литературы по теме «Маленький человек в творчестве Пушкина» в 9а классе. Жамсаранова Д.Ц. Урок русского языка «Публицистический стиль речи» в 7б классе. Насанов Ч. Ц. Урок русского языка «Грамматическая основа предложения» в 5б классе. Будаева Ц. Ц. урок английского языка «Обзор фильма» в 7а классе. Эрдынеева Ц. Б. Урок бурятского языка «Разряды наречий» 7б классе.
В открытых уроках на Едином методического дне школы участвовало 70 % учителей МО. Было проведено 7 уроков: 1 урок литературы,3 урока русского языка, 1 урок английского языка, 1 урок бурятской литературы, 1 урок по культуре бурятского народа. По типу 2 урока проблемных, 3 урока поисково-исследовательских, 2 творческих. Дашиева Д. Д. показала урок русского языка в 5а классе по теме «Сложное предложение»; Жамсаранова
Д.Ц. урок литературы в 6а классе «Васина дорога добра» по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»; Мункожаргалова Б. Б. урок русского языка в 6б классе по биоадекватной методике «Деепричастие как часть речи»; Насанов Ч. Ц. урок русского языка в 5б классе «Времена глагола»; Будаева Ц. Ц. урок английского языка «Жанры кинофильмов»; Дармаев Э. Б. урок бурятской литературы «Жамсо Тумунов. Жизнь и творчество»; Эрдынеева Ц.Б. урок по культуре бурятского народа «Бурятский костюм» 7б класс. На уроках использованы технологии ЛОО, биоадекватной методики. Примененные методы обучения, формы организации деятельности учащихся, средства обучения, виды контроля и структура уроков свидетельствуют о том, что все уроки развивающие. На каждом уроке наблюдались межпредметные связи. Например, на уроке литературы Жамсарановой Д. Ц. была интеграция с живописью и музыкой; на уроке русского языка Дашиевой Д. Д. – с литературой; на уроке русского языка Мункожаргаловой Б. Б – с биологией.
Открытые уроки, проведенные в ходе комплексной проверки показали, что 2 урока было дано на высоком методическом уровне (Мункожаргалова Б. Б. Урок литературы в 11б классе «Стихотворения, написанные поэтами- участниками ВОВ»; Лодоева В.Г. «Sports» 10а класс).4 урока на достаточном методическом уровне оценены уроки: Дашиевой Д. Д. урок русского языка в 5а классе по теме «Сложное предложение»; Жамсарановой Д.Ц. урок литературы в 10а классе «Встреча с Ф.М.Достоевским, мыслителем, художником и человеком»; Будаевой Ц. Ц. урок английского языка «A true friend» в 7а классе; Эрдынеевой Ц. Б. урок бурятского языка «Падежэй залгалтанууд» в 6 классе. 1 урок был отмечен на удовлетворительном уровне: урок русского языка в 5б классе учителя Насанова Ч. Ц.
Открытые уроки на муниципальном уровне составили -20%. Для городского методического объедения учителей английского языка представила урок английского языка по теме «Numerals» в 5а классе Лодоева В.Г. На семинаре директоров и завучей муниципальных образовательных учреждений Жамсаранова Д.Ц.показала урок литературы в 7б классе по теме «Художественные образы в произведениях Э.Грига и К. Г. Паустовского».
Выводы: Уроки даны на достаточно высоком уровне, достигнуты цели уроков. Все учителя владеют современными методами преподавания. В своей работе используют развивающие, личностно-ориентированные, культурологические, ИКТ технологии. Применение такого разнообразия методик свидетельствует о достаточно высокой компетентности учителей МО.
В заключение отметим, на заседании МО 4 июня 2011 года подведены итоги года, работа МО признана удовлетворительной.
Отмечено, что течение учебного года в разных формах была организована деятельность учителей с целью повышения педагогического мастерства.
Анализ результатов работы учителей гуманитарных наук еще раз подтвердил, что работа по овладению речевыми умениями - процесс длительный, поэтому работа должна носить системный и целенаправленный характер на протяжении всего периода обучения языку.
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предметов гуманитарного цикла. Следует обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя при этом общеучебные умения; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному анализу, интерпретации и созданию текстов.
Анализ результативности работы учителей МО убеждает в необходимости использования в работе учителя современных технологий обучения.
По итогам 2010-2011 учебного года Школьное методическое объединение учителей гуманитарных наук награждено грамотой за занятое 3 место в конкурсе ШМО.
Исходя из анализа работы, для будущего учебного года определить проблему МО: повышение качества филологического образования через внедрение ЛОО.
Задачи:
Повышение обученности по русскому языку и литературе, английскому языку, бурятскому языку и литературе
Усиление работы с одаренными детьми.
Повышение педагогического мастерства.
Вся работу МО проводить по плану, согласованному с планом работы школы. Работы МО построить соответственно реализации поставленных задач.
15