Анализ предпрофильной подготовки и профильного обучения МБОО СОО им. Н.С. Конгара за 2011-2013 учебные годы.
Анализ предпрофильной подготовки и профильного обучения
МБОО СОО им. Н.С. Конгара за 2011-2013 учебные годы.
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в Бай-Талской средней общеобразовательной школе осуществлялась на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, прежде всего: Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Приказ № 935/д от 29 августа 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Тыва, реализующих программы общего образования».
Мы исходим из того, что профильное обучение и первый его этап – предпрофильная подготовка - призваны помочь ученику найти своё место в жизни, т.е. помочь самоопределиться – знать чёткие ответы на три главных вопроса: кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать.
Для решения этой задачи в школе уже два года создаётся система работы по педагогическому сопровождению самоопределения школьников. В прошедшем учебном году эта система реализовалась в рамках программы экспериментальной работы «Реализация внутришкольной модели профильного обучения в условиях обучения старшей школы в отдельном здании», как и в прошлом.
Составляющими педагогической поддержки самоопределения школьников являются следующие элементы:
Профессиональная ориентация в 8-11 классах
Профильная ориентация в 8-9 классах
Психологическое сопровождение профильного обучения
Элективные курсы в 9-11 классах
Профильные учебные предметы
Обширная информационная работа
За два года работы в режиме профильного обучения у нас сформировалась своеобразная технология профильной ориентации в 8-9 классах, включающая в себя пять составляющих (эти составляющие были основой профильной ориентации и в прошедшем учебном году):
1.Диагностика познавательных интересов и профессиональной направленности – в течение года по особому плану осуществлял психолог.
2.Проведение специально организованных профильно и профессионально направленных классных часов «Выбирая профиль, выбираешь профессию» (было проведено по 4 классных часа в каждом девятом классе заместителем директора по НМР Дамбый А.А.).
3.Проведение родительских собраний в 8-9 классах «Профиль. Образование. Карьера», в 10-11 классах - « Современная ситуация на рынке труда и выбор профессии»
4. Анкета «Мой выбор», которая каждый месяц, начиная с ноября, проводилась в 9-х классах в течение всего года с целью постоянного уточнения планируемого образовательного маршрута выпускника и выбора профиля обучения.
Опыт работы показывает, что при всём многообразии средств педагогического сопровождения самоопределения школьников, центральным направлением работы школы со старшими школьниками должно стать информационное сопровождение профильного обучения, которое охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.
Информационно-профориентационная работа с учениками 8-9 классов, как и в прошлом учебном году, осуществлялась под руководством заместителя директора по НМР, курирующего организацию профильного обучения, Дамбый А.А.
Основными формами этой работы являются следующие:
1. Цикл классных часов «Твой образовательный маршрут», которые проводятся не классными руководителями, а заместителем директора по НМР, курирующим профильное обучение (4 классных часа в 8 классе и 4 классных часов в 9 классах). Здесь рассказывается о различных сторонах той или иной профессии, представляется профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, а также показывается связь между профессиями и профилями обучения. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
2. Информирование учащихся и родителей о профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда.
3. Диагностические процедуры по изучению интересов и склонностей 8-9-классников в рамках психологического практикума «Мой выбор», с использованием методик Л.Я.Ясюковой, С.Н.Чистяковой.
Курсы по выбору направлены на профильную ориентацию и развитие интереса к определённому профилю (биолого-географическому, социально-гуманитарному), отличаются развивающей направленностью обучения и активностью обучающихся в процессе проведения занятий.
Информационная поддержка родителей осуществлялась в двух направлениях: на уровне классных и общешкольных родительских собраний:
Месяц
Классные родительские собрания
Общешкольные родительские собрания
ноябрь
Адаптация учащихся к новым условиям обучения (10 класс)
декабрь
Профильное обучение и ЕГЭ (9-11 классы)
январь
Проблемы детей – наши общие проблемы
февраль
«Современное состояние на рынке труда и выбор профессии».
апрель
Организация предпрофильной подготовки и профильного обученя в новом учебном году.
Традиционно во втором полугодии были проведены родительские собрания параллели (9-11 классы) вместе с учениками, составной частью которых является знакомство с образовательным рейтингом обучающихся.
Стали традиционными родительские собрания для потенциальных и реальных участников профильного обучения:
в 8 классах – «Задачи и составляющие предпрофильной подготовки»
в 9 классах - «Твой образовательно-профессиональный маршрут», «Профиль. Образование. Карьера»
в 10-11 классах – «Современное состояние на рынке труда и выбор профессии».
Предпочтительными видами информационного сопровождения профориентационной работы были определены следующие:
Деловые игры Профориентационные лекции
Профориентационные игры с классом
Игровые профориентационные упражнения.
Профориентационные классные часы с подготовкой учащимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых ученику, району, области, стране в ближайшее время (это своеобразные «профессиональные пробы»)
В ноябре в рамках Недели профориентации проведены мероприятия, следующие мероприятия:
Родительское собрание на параллели 11-х классов «Современная ситуация на рынке труда и выбор профессии», на котором родители были ознакомлены с правилами выбора профессии, с рейтингом самых востребованных профессий в России, в Республике Тыва, а также со списком самых востребованных профессий, где можно получить эти профессии. Разговор состоялся заинтересованный, было много вопросов, на которые родители получили исчерпывающие ответы.
Родительское собрание на параллели 9-х классов «Профиль. Образование. Карьера», где родители были ознакомлены с образовательными траекториями, возможными для выпускников 9 класса, а также была представлена подробная презентация о профилях обучения.
Синхронно с родительскими собраниями были проведены классные часы в 9, 11 классах:
- в 9 классах - «Профиль. Образование. Карьера»,
- в 11 классах - «Современная ситуация на рынке труда и выбор профессии»,
«Высшие учебные заведения в городе Кызыле».
Оформлен стенд «Профиль – ЕГЭ – карьера», на котором помещены извлечения из положения о профильных классах, подробна информация об учебных заведениях Кемеровской области, всё о правилах проведения ЕГЭ и ГИА.
Проведены индивидуальные консультации с учениками 9 классов.
Проведено анкетирование учеников 9-х классов «Мой выбор».
Одним из результатов нашей целенаправленной информационной поддержки профильного самоопределения является то, что мы убеждаем девятиклассников, что профильная школа не для всех – уже два года половина выпускников уходит в колледжи, училища и техникумы.
Переход на профильное обучение в школе начался с первого сентября 2011 года.
2011-2012 учебный год
Класс
Профили обучения
Профильные предметы
10
Социально-гуманитарный
Русский язык, литература, история, право, обществознание
11 а
Биолого-географический
Биология, география
2012-2013 учебный год
Класс
Профили обучения
Профильные предметы
10 а
Социально-гуманитарный
Русский язык, литература, история, право, обществознание
10 б
Биолого-географический
Биология, география
Формирование учебных планов профильных классов было осуществлено в соответствии с алгоритмом, рекомендованным в Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ (Среднее (полное) общее образование) (Приказ № 935/д от 29 августа 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Тыва, реализующих программы общего образования»).
Вариативная часть учебного плана представлена элективными учебными предметами, которые востребованы учителями и работы с обучающимися, опыт подготовки учеников к предметным олимпиадам.
Ниже помещены некоторые извлечения из этого отчёта по итогам прошедшего учебного года:
1. Данные о классах,
реализующих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения,
по состоянию на 01.09.2011 г.
Количество классов
Охват предпрофильной. подготовков
Охват 10-х классов
профильным обучением
Охват 11- х классов профильным обучением
9 классы
10 классы
11 классы
Кол-во классов
% от общего количества 9-х классов
Кол-во классов
% от общего количества 10-х классов
Кол-во классов
% от общего количества 11-х классов
2
1
2
2
100
1
100
1
100
2. Охват обучающихся предпрофильной подготовкой и профильным обучением
по состоянию на 01.09.2011 г.
Общее количество обучающихся 9-х классов
Охвачено предпрофильной подготовкой
(количество)
% от общего количества обучающихся 9-х классов
Общее количество обучающихся
Охвачено профильным
обучением
(количество)
% от общего количества обучающихся 10-11-х классов
100
10 кл.
11 кл.
10 кл.
11 кл.
10 кл.
11 кл.
25
25
100
21
30
21
15
100
100
3. Сравним эти цифры с итогами 2010-2011 учебного года:
Примерные профили (по БУП)
Общее количество выпускников в 2009-10 уч. году
Продолжают обучение по избранному профилю после окончания школы:
Количество выпускников
% от общего количества выпускников
Биолого-географический
15
7
47%
ИТОГО:
15
7
47%
4.Информация о выборе предметов на ЕГЭ выпускниками 11-х классов в 2011-2012 учебном году
№ п/п
Название профиля
Общее количество обучающихся
Выбор предмета на ЕГЭ
Количество обучающихся
% от общего количества обучающихся в данном профиле
1
Биолого-географический
15
История
5
33№
Обществознание
6
40%
Информатика и ИКТ
1
7%
География
8
46%
Биология
10
40%
Физика
4
20%
Литература
2
13%
Химия
4
20%
На педагогическом совете в августе 2012 года были обозначены ключевые проблемы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
1.При том, что в этом году наметилась положительная динамика поступления в вузы (на 33%), далеко не все выпускники выбирают вуз или другое учебное заведение в соответствии со своим профилем (выбрали вуз в соответствии со своим профилем только 26% учащихся). Это можно объяснить, если ученик биолого-географического профиля выбирает исторический вуз (нет соответствующего профиля на параллели).
2. Более осознанно подходят к выбору учебного заведения по своему профилю ученики биолого-географического профиля, потому что здесь обучаются не только ученики более высоких учебных возможностей, но и более мотивированные на осознанное получение профессии.
4.Но самая веская причина такого положения дел кроется в том, что в 10-й класс идут ученики, которые при всех наших усилиях в 9-х классах, всё-таки выбирают именно 10-й класс в качестве дальнейшего своего обучения, смутно представляя, зачем они здесь.
5.К концу 9 класса далеко не у всех ребят сформированы будущие профессиональные интересы, и утверждения авторов концепции профильного обучения о том, что в 15 лет учащиеся школы профессионально самоопределены, крайне преувеличено, несмотря на предпрофильную подготовку.
И их не останавливают ни наши постоянные рассказы о том, что ученики не сдают ЕГЭ, не получают аттестаты, ни откровенные разговоры о том, что ему нечего делать в 10-м классе. Аргументов в пользу от таких учеников мы слышим 3:
1.Мама сказала, что тебе рано куда-то ехать, ты будешь ещё два года дома.
2.Я сдал нормально ГИА, поэтому смогу учиться и в 10-м классе.
3.Я хочу и буду учиться в 10-м классе.
Откуда все эти проблемы?
Психологи обозначают несколько объективных причин, по которым возникают подобные проблемы:
1. Несформированность будущих профессиональных интересов у учащихся 9 - 10-х классов. Состав учащихся старшей ступени обучения по этому признаку крайне неоднороден. Одни четко определились с выбором профессиональной деятельности, другие сомневаются, третьи совсем не знают, на чем остановить свой выбор. Утверждение авторов концепции о том, что в 15 лет учащиеся школы профессионально самоопределены, преувеличено.
2. К этому примыкает и ещё одна проблема: дискредитация системы среднего профессионального образования и неопределённость на рынке труда.
(Чаще всего выбор профильного обучения сводится к общему стремлению продолжить образование в вузе, а каком – ребята ищут весь 10-й и 11-й классы)
3. У многих школьников выбор не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями: носит либо романтический, либо прагматический характер (ориентация на тот ВУЗ, куда есть реальная возможность поступить). Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить
5. Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения в тот момент, когда они к нему совсем не готовы. «Дети готовы определиться в профессиональном плане к концу 11 класса. Это возрастное новообразование старшего школьного возраста, а не подросткового. Заставлять определиться к концу 9 класса – это то же самое, что заставлять годовалого ребенка читать. Процент ошибок в выборе профиля большой».
Социальная ситуация развития детей, обучающихся в рамках профильных классов, состоит в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов. Ситуация дополняется тем, что остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками.
Анализ проблем ставит перед нами одну из главных задач психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – формирование системы углубленной профориентации в 8-9-х и 10-11-х классах, а, может быть, и раньше.
Мы понимаем, что нам необходимо усилить профориентационную работу на всех направлениях. Это задача № 1. Причем профориентационная работа должна стать универсальным компонентом образовательного процесса.
Отсюда главная задача: создать действенную индивидуализированную систему профильной и профессиональной ориентации с включением в неё всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
15