Методическая разработка (сценарий) массового музейного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Отечественной войне 1941-1945 годов «Гордимся, помним!», проводимого на базе мини-выставки.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
Методическая разработка (сценарий) массового музейного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Отечественной войне 1941-1945 годов «Гордимся, помним!», проводимого на базе мини-выставки.
Автор: Коваленко Ирина Владимировна, учитель истории
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.
Валуйки 2015 г.
Методическая разработка (сценарий) массового музейного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Отечественной войне 1941-1945 годов «Гордимся, помним!», проводимого на базе мини-выставки.
Автор: Коваленко Ирина Владимировна, учитель истории МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 6-7 классов. Мероприятие проводится в форме внеклассной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин гуманитарного и эстетического направления.
В данной разработке используются документальные материалы о военных годах нашей страны. Через стихи и документальные материалы прослеживается судьба целого поколения людей военной поры, показан их внутренний мир и нравственные истоки мужества.
Цель: Раскрытие перед учащимися событий военного времени, развитие эмоционального восприятия событий войны, через образы земляков.
Задачи:
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время;
- воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;
- предоставить возможность учащимся проявить творческие способности и актерское мастерство.
Музыкальное сопровождение: «Священная война» слова В. Лебедева-Кумача, музыкальный фон для ведущих, метроном, звуки: самолета, взрывающихся бомб, рев машин.
Необходимый реквизит: документальный фильм о начале Великой Отечественной Войны, 125 граммов черного хлеба, музейные экспонаты: каска, гильзы, железные кружки.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
С каждым годом все дальше и дальше отодвигаются от нас грозные события Великой отечественной войны. Каждый год стирает из памяти ветеранов подробности героических дней. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы войны, 70 лет страну озаряет свет Победы! Сердцу каждого дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто, залечивая раны, поднимал страну из руин и пепла. Тысячи людей не щадили себя, отдавали жизни во имя торжества справедливости. Великая Отечественная война навсегда изменила историю, изменила Россию. Мы все знаем, какими не лёгкими были годы войны. Мы с ужасом смотрим фильмы о войне. Мы с гордостью вспоминаем героев войны, с горечью вспоминаем погибших. Спасибо ветеранам, спасибо павшим солдатам!
Великая Отечественная война навеки останется в памяти народной как время величайшего патриотического подвига. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.
Чтец 1: Нам война не смотрела в глаза!
Мы не знаем её страшной сути.
Той весной не катилась слеза,
Когда в счастье плакали люди.
Нам в глаза не глядела война,
Нас дыханье её не знобило,
Не кружилась над нами она.
Лишь из книг узнаём мы, что было…
Инсценировка отрывка из повести Б. Васильева «Завтра была война»
На скамейке сидят выпускники 1941 г. 1. Ну… вот и все! 2. Как говорится, в последний раз в десятый класс! 3. Даже не верится, что мы последний раз были в школе… 4. Ребята! А помните, как сегодня сказал наш завуч (копируя): «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Мы провожаем вас в последний путь… Ой, что это я говорю!» (все смеются). 5. А помните, как наши ребята в соревнованиях участвовали и заняли первое место среди школ района?..6. А помните… 7. Тихо! Не все сразу! Давайте устроим ночь воспоминаний! 21 июня 1941 года. 8. Не 21-е, а 22-е уже… (смотрит на часы) Уже 3 часа 45 минут. 9. Сколько? 10. Без пятнадцати четыре. 11. Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой не приходила! 12. Ты хочешь сказать – так рано! (все смеются) 13. Тихо… Тихо! Итак, ночь воспоминаний 22 июня 1941 года.
(Танцуют вальс) Голос за кадром (во время танца) Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!
Слышится звук разрыва бомб, воя самолетов.
Танцующие испуганно замирают. Голос за кадром - Отчего это воздух тревогой объят? - Отчего вдруг замолкли все птицы? - Отчего так испуганы лица?
( Ведущие на фоне отрывка документального фильма о начале Великой Отечественной Войне читают слова)
Ведущий 1: Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.
Ведущий 2: У границ СССР были сосредоточены 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. человек. На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолётов. Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях – московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) – предполагалось уничтожить основные вооружённые силы СССР и ещё до наступления зимы – через 5-6 недель после нападения – пройти парадом победы по Красной площади поверженной Москвы.
Ведущий 1: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача «Священная война»
Чтец 2.Ах, война, что ты сделала, подлая:Стали тихими наши дворы,Наши мальчики головы подняли,Повзрослели они до поры.На пороге едва помаячилиИ ушли — за солдатом солдат…До свидания, мальчики!Мальчики,Постарайтесь вернуться назад!Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,Не жалейте ни пуль, ни гранат,И себя не щадите…
Но все-такиПостарайтесь вернуться назад!
Ведущий 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
В мемориальном уголке нашей школы собран материал о 26-ти выпускниках, погибших на фронтах ВОВ. Среди них: В. Пушкарев,
А. Кваченюк, Н. Казаков, Г. Трубников, два Героя Советского Союза – В.М. Дикарев и Е.С. Соловьев;
Ведущий 1: Война. Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих молодых людей, разрушила их светлые мечты. Война тяжким временем упала на юные плечи, но они не согнулись, выстояли. Она стоила жизни 27 миллионов советских людей, которые уходили в небытие, оставаясь навеки молодыми.
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года над городом на Неве сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г. хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам… (показывает кусочек хлеба)
Чтец 3:Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти. Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" - Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Самое лучшее, дорогое – Родина. Горе твое – Это наше горе, Родина. Правда твоя – Это наша правда, Родина. Слава твоя – Это наша слава, Родина!
Ведущий 1: С началом войны занятия в школе №1 были прекращены. В здании был развернут госпиталь № 1931.
5 июля 1942 года немецко фашистская армия ворвалась в Валуйки. Здесь действовало 7 немецких, 10 венгерских и 5 итальянских дивизий, всего 270 тысяч человек. Враг имел 2600 орудий и минометов, 300 танков.
Фашисты разграбили не только общественные склады и предприятия, но и дома жителей. Беспощадно разрушались памятники, школы и библиотеки. Были разрушены школа №2, районная библиотека, Дом пионеров. Во время оккупации фашисты частично повредили и превратили в конюшню красивое здание нашей школы.
Ведущий 2: Всего за время пребывания оккупантов в Валуйках было повешено, расстреляно и замучено в гестаповских застенках 1624 человека. На территории района действовал партизанский отряд. За время своего действия пустил по откос 12 поездов, были взорваны десятки автомашин врага, уничтожены до 500 гитлеровцев.
Ведущий 1: В 5 часов утра 19 января после короткого огневого налета наши части атаковали город и к 12 часам он был занят советскими войсками. В бою за Валуйки наши войска уничтожили до 2 тысяч и взяли в плен 3 тысячи вражеских солдат и офицеров.
Ведущий 2: В уголке боевой славы в школьном краеведческом музее хранятся экспонаты времен Великой Отечественной войны, напоминающие те страшные события. (Экспозиция военных экспонатов школьного музейного музея: каска, гильзы, железные кружки).
Просит отгадать загадки, которые каким-то образом связаны с героями - защитниками:
1) Не крылата, не перната, как летит, так свистит, упадет в лебеду и теперь не найду. (Пуля).2) Глазами не увидишь, руками не возьмешь, а без него в атаку не пойдешь. (Ура!).3) Огнем дышит, полымем пышит. (Пушка).4) Все на ней ездит: и радость и горе. (Почта).5) Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак. (Карман).6) 2 родные брата, ростом по колено, везде с солдатами гуляют и нас защищают. (Сапоги).7) В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша).
Чтец 4: Помните!Через века, через года, — помните!О тех, кто уже не придет никогда, —помните!Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!Люди!Покуда сердца стучат, — помните!Какою ценой завоевано счастье, —Пожалуйста, помните!Детям своим расскажите о них,чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них,чтобы тоже помнили!
Ведущий 1. Объявляется минута молчания (Минута молчания под звук метронома)
Чтец 5: Война – это страшное слово,
Не хотелось бы слышать его,
Очень много беды и горя
Это слово «война» принесло.
Много было несчастий, мучений
Много было потерь и тревог
Не хочу для людей я лишений
Пусть не будет военных дорог.
Слово учителя: Все дальше в историю уходит от нас победный май сорок пятого года, но, сколько бы лет, ни прошло, мы вновь и вновь сверяем, и будем сверять свои стремления, мысли и дела с тем, что сделано и создано поколением военного времени. Пусть мы всегда будем помнить о людях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете – ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны. Пусть будет мир!
Ведущий 1. «Войну нельзя стереть из памяти. Чем больше мы узнаем о ней, тем дороже для нас слово «мир». (Школьники поднимают фотографии земляков — ветеранов Великой Отечественной войны)
Ведущий 2: «Перед вами фотографии наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Они и сегодня в строю. Это наш бессмертный полк, который показал пример стойкости, мужества и героизма. Память о них живет! И будет всегда жить в наших сердцах» «Мы - правнуки Великой Победы»
ВСЕ: «Гордимся, помним!»