Презентация на тему Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и математики в начальной школе
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и математики в начальной школеПодготовила учитель начальных классов МБОУ «Волоконовская СОШ №1»Волоконовского района Белгородской областиТокарева И. И.
«На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю — одно лишь настоящее. Л. Гиршфельд
в настоящее время стал очень актуальной проблемой в образовании. Межпредметная связь с использованием материала НРК вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён, что активизирует мыслительную деятельность. Эта работа, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Национально-региональный компонент
Пример использования на уроках математики материалов, взятых из материалов «Природа Белгородчины»:
Река Оскол по длине составляет - 220 км, Ворскла - 118 км, Северский Донец - 110 км и Тихая Сосна - 105 км. Определите, длина какой реки больше и на сколько км? (найти разницу между реками).р. Осколр. Ворсклар. Северский Донецр. Тихая Сосна
Площадь участка «Лес на Ворскле» заповедника «Белогорье» - 1038 га. Площадь участка «Лысые горы» заповедника «Белогорье» - 170 га. Определи на сколько гектаров отличаются площади заповедников.Заповедник «Белогорье» участок «Лес на Ворскле»Заповедник «Белогорье» участок «Лысые горы»
Примеры применения практического материала, связанного с краеведением на уроках русского языка:
1. Одна из самых сложных тем – «Безударная гласная в корне слова». Урок можно дополнить информацией – названия улиц и других объектов своего посёлка. Вставь пропущенные буквы. Улицы: Пи..нерская, К..р..лёва, Перв..гв..рдейская, Кур..ч..кина, Р..к..ссовского; детские сады «Р..днич..к», « Ска..ка».2.Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение».(1- 2 класс).Например. Меня зовут … . Я живу в посёлке ... . Он расположен на берегу … … . Вокруг посёлка ……. . В нашем посёлке много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... .
3. Работу над темой «Имена собственные» (2 кл.) можно провести, используя фотографии своего посёлка. Подпиши названия объектов:
Большое внимание уделяется воспитанию творчества на уроках «Белгородоведение». Мы с ребятами составляем ребусы, сочиняем сказки, рисуем иллюстрации, превращая их в диафильмы. Творческие работы обязательно обсуждаются, проводятся выставки. Вот некоторые темы: «Край, в котором я живу», «Мой двор», «Любимый уголок родного посёлка».
Ребята пробуют сочинять стихи:Хоть наш посёлок небольшой, Где найдешь еще такой? Река Оскол тут протекает, Кто у нас ее не знает?! Летом мы купаться будем, А зимой кататься любим. Можем рыбки наловить И ушицу вам сварить. (Дима Шеховцов.)
Курс «Белгородоведение» способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своём районе, городе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных задач социокультурного образования младших школьников.