Урок литературы в 11 классе на тему: «Узора милого не зачеркнуть». (Смысловая палитра стихотворения Осипа Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»)
Урок литературы в 11 классе на тему: «Узора милого не зачеркнуть». (Смысловая палитра стихотворения Осипа Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним»)
Цели урока:
1. Используя приемы технологии «Мастерская письма», элементы технологии развития критического мышления, осмыслить стихотворение поэта «серебряного века». Определить смысловое содержание стихотворения.
2. Развивать ассоциативное мышление, воображение, речь, словарный запас, умение проводить аналогии, анализировать поэтическое произведение.
3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, интерес к творчеству поэта, доверительное и доброжелательное отношение к мнениям других.
Тип урока – изучение новой темы.
Урок может быть использован как вступительный к изучению темы «Поэзия серебряного века», а также может открывать изучение творчества поэта.
Оборудование: раздаточный материал (стихотворение поэта О. Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним»), предметы для работы с ассоциативным мышлением, музыкальные фрагменты, мультимедийная презентация, включающая репродукции картин известных художников.
На уроке используются элементы методики «Французский демарш», элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии.
Ход урока
1.Организационный момент. Стадия вызова.
Учитель читает стихотворение
Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить,
И глазами добычу найти,
И за ней незаметно следить.
А пока – в неизвестном живем.
И не ведаем сил мы своих.
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других (А. Блок)
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке?
Нам предстоит игра – постижение тайн поэзии «серебряного века». Мы прикоснемся к творчеству известного поэта начала 20 века О. Мандельштама, осмыслив одно из его стихотворений.
Мазок за мазком создается картина художника. Мы же шаг за шагом войдем в загадочный мир поэзии.
Директор МАУ ШИЛИ Карпов М.А.
Работать мы будем на ассоциативном уровне, потому что постичь поэзию без ассоциаций нельзя. Словарный ряд – это выражение художественного образа, картины, созданной мастером слова.
2.Стадия осмысления.
Этап 1. Учитель демонстрирует учащимся яблоко. Слайд №1.
- С чем ассоциируется у вас яблоко?
Учащихся выстраивают ассоциативный ряд. Учитель помогает учащимся сформулировать понятие – тело. Слайд №2.
Учитель принимает участие в игре и предлагает свои ассоциации на каждом этапе.
Учащиеся представляют свои ассоциации, и открывается строка из стихотворения поэта на мультимедийной презентации. Слайд №3.
Этап 2. Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент.
(Лев Лещенко исполняет песню «Родительский дом»).
- На какие мысли наводит вас этот музыкальный фрагмент? О ком вы думаете, когда слышите строки этой песни? (Ассоциативный ряд может быть следующим: родители, дом, мама, детство, счастье, жизнь и т.д.)
После прослушивания музыкального фрагмента открывается слайд презентации. Слайд №4.
Этап 3.Ученица читает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева». (Описание сада волшебницы). Слайд №5.
- Нарисуйте предметы, с которыми ассоциируется у вас это описание.
(Учащимся предлагаются бумага и фломастеры).
Далее каждый показывает свои рисунки. На слайде презентации следующие строки стихотворения О. Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок».
Этап 4. Открывается слайд №6 презентации. На нем репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
- Посмотрите на эту прекрасную картину и поделитесь своими ассоциациями.
(Бессмертие, рождение, поколения )
Демонстрируется слайд презентации. На нем строки из стихотворения: «На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло».
Этап 5.
- Подумайте, что оставляет мороз на стекле окна? (Узоры). Слайд презентации со словами: «Запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор».
- Какие вы знаете узоры?
Этап 6. Открывается слайд презентации, на котором слова: «Пускай мгновения стекает муть – Узора милого не зачеркнуть».
- Прочитайте строфу. Какие ассоциации у вас возникают? В этой строфе – вся смысловая палитра стихотворения. Посмотрите на репродукцию картины Ю. Ракши «Продолжение». Думаю, она поможет вам понять смысл произведения. Слайд №7. Можете проиллюстрировать свои мысли. Слайд №8.
4. Стадия рефлексии.
Этап 1. Открывается слайд. На нем полностью представлено стихотворение О. Мандельштама.
- Внимательно вчитайтесь в каждую строфу и напишите сочинение-миниатюру на тему «Смысловая палитра стихотворения О. Мандельштама».
Этап 2. Учащиеся читают свои сочинения. Слайд №9.
Вот отрывки из некоторых работ учащихся:
«Я хочу быть матерью и оставить после себя след в своем ребенке»; «От того, какой след мы оставим, зависит жизнь будущих поколений»; «Это большая ответственность – жить на Земле»; «Любовь, Добро, Справедливость должны быть вечны»; «Узор на земле – это мои дела. И пусть он будет ярким и красочным».
Этап 3.
– Вот мы и попытались открыть для себя мир поэта, осмыслили его стихотворение. И каждый нашел в нем то, что близко ему лично. Вы открыли сегодня что-то новое и в себе.
А помогла всем нам вот такая необычная игра.
И онемев от изумленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры. (А. Блок)
5. Домашнее задание. Предлагается выучить стихотворение наизусть.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15