Что в имени тебе моём? Тайна имени. Марина Цветаева
Тема выступления:
«Что в имени тебе моём?
Тайна имени.
Марина Цветаева»
Кузьменко Н.М.
муниципальная общеобразовательная средняя школа № 5.
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?» ТАЙНА ИМЕНИ.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Проза М. Цветаевой представляет собой совершенно уникальное явление русской литературы. По справедливому замечанию И. Бродского, «Цветаева стоит в русской литературе действительно особняком, весьма и весьма на отшибе. Неприятие действительности, продиктованное не только этикой, но и эстетикой,- вещь в отечественной литературе необычная Дело в том, что новая семантика нуждалась в новой фонетике, и Цветаева её дала. В её лице русская словесность обрела измерение, дотоле ей не присущее: она продемонстрировала заинтересованность самого языка в трагическом содержании».
Обращение к прозе не сделало М. Цветаеву прозаиком, а лишь утвердило её поэтический талант, поставило его на более высокую ступень, поскольку «проза была для неё всего лишь продолжение поэзии, но только другими средствами. Повсюду в её дневниковых записях, статьях о литературе, беллетризованных воспоминаниях – мы сталкиваемся именно с этим: перенесением методологии поэтического мышления в прозаический текст, развитием поэзии в прозу».
Проза Цветаевой – не для лёгкого чтения, это может подтвердить каждый читавший.Как только в одной строке может поместиться столько красок, звуков, образов, ассоциаций Но это лишь внешняя сложность. Ведь автор старается таким образом сделать свою мысль более чёткой, погрузить нас в процесс возникновения мысли и создания текста. В этом смысле замечательна идея Бродского: «Обращаясь к прозе, расчленяя чуть ли не каждое своё слово в ней на составные части, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово- мысль- фраза состоит; она пытается – часто против воли - приблизить читателя к себе: сделать его равновеликим». Т. е. посвятить в тайны творчества, воспитать своего читателя, поднять до своего (Поэта) уровня.
Даже несколько прикосновений к особенностям этой грани цветаевского творчества позволяют говорить о том, что без прозы невозможно иметь представление не только о Цветаевой, но и обо всей философии Серебряного века ( «постольку, поскольку литература является лингвистическим эквивалентом мышления, Цветаева, чрезвычайно далеко заведённая речью, оказывается наиболее интересным мыслителем своего времени» И.Бродский) Именно поэтому мы решили, что явление такого масштаба, как прозаическое наследие, необходимо для изучения в школе.
Имя человека- тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека.
Из учёных- лингвистов вам знакомо имя Льва Успенского, создателя известной книги «Ты и твоё имя». Многие другие исследователи, увлечённые ономастикой (наукой о собственных именах), вам неизвестны – это М.В. Горбаневский, С.И. Зинин, Н.А. Петровский, А.В. Суслова, Л.М. Щетинин.
В еженедельнике «Семья» Борис Хигир ведёт рубрику «Тайна Имени»: «Имя как бы создаёт костяк человека, на который времена года лишь наносят свои краски. Но власть имён не фатальна. Многое дано человеку для развития, борьбы со своими пороками».
Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, учёный – философ и священник, в 1923- 26 годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имён и людей, говорил: « По имени и житие Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далёкие последствия в судьбе, носящего это имя». Цитируя многих известных писателей - П.Мериме, О.Бальзака, В.Гюго, Н.Гилярова- Платонова, Вяч. Иванова,- он подтверждает свои предположения их выводами. Размышляя о словах Мериме: «Необыкновенные истории всегда случаются только с людьми, чьи имена произносятся трудно», - он приходит к мысли: «Образы в художественной литературе суть не что иное, как имена в развёрнутом виде». Переходя от литературы к жизни, философ делает заключение: «Имя- лицо, личность, а то или другое имя- личность того или другого типического склада. Не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя не то превращает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу.
Задание:
Выразительное чтение стихотворения «Что в имени тебе моём?»
Назовите образы, которые возникают у поэта в связи с его именем. Какие это образы?
Каким видит автор своё имя?
А М. Цветаева в стихотворении «Психея»1920 года совсем иначе пишет о нём: «Пунш и Пушкин». Каким она видит его имя?
В медальоне, посвящённом Пушкину, И.Северянин писал: «Есть имена как солнце! Имена// как музыка! Как яблоня в расцвете!.. Могу ли запах передать сирени?// Могу ль рукою облачко поймать?» Какой образ ближе вам?
Судьба уже прожита. Соответствует ли имя судьбе? Какую метафору использует поэт в качестве «портрета судьбы»?
Не только учёные, поэты, но и педагоги интересуются этой загадкой. Французские педагоги создали даже свою методику, направленную на изучение имени каждого человека. Мы попробуем продолжить эту интересную практику.
Задание:
Создание слова о поэте., образное слово, «портрет», «эмблему» имени.
Критерии, необходимые при создании и оценке работ.
Постарайтесь создать связный, законченный текст.
Обратите внимание на создание образа, его качество. Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность находки.
Можете использовать элементы стилизации авторского текста.
Для работы над созданием «Слова» все получают листки бумаги. Работы анонимные.
Задание:
На доске написано Марина Цветаева. Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 1- 2 буквы, отсутствующие в имени, добавить. На это задание даётся 10 минут. Варианты слов, созданные учениками: рана, марево, навет, ветер, царевна, риск, мать, цвет, вата, мрак, море, осина, мавр, мир, нерв, ритм, травма.
Обменяемся словами. Можете дописать те, которые вам понравились.
Выделите опорное слово.
Выберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки. На это задание даётся 5 минут.
Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке. На эту работу даётся 15- 20 минут. В процессе работы были созданы варианты. Один из них:
Полёт страстей-
Уход во мрак.
Трагическая безысходность.
И роковая невозможность
Стать понятой, родной, своей
Её несломленная стать,
Её гордящиеся губы,
И вихорь слов,
И мыслей сонм,
И вата, сон, покой- за гробом.
Задание:
Коллективное слово о поэте.
1. Делим аудиторию на 5 групп. Соответственно и работы делим на 5 частей, по очереди читаем их вполголоса в группе. Лучшие, по мнению группы, отмечаются плюсом. В каждой работе мы находим и подчёркиваем образы, созданные ребятами. Затем обмениваемся работами с другими группами по цепочке - таким образом, чтобы были прочитаны все листки во всех группах. На это задание даётся 10- 15 мин.
2. Читаем вслух работы, набравшие больше плюсов.
Оцените образ, исходя из следующих критериев: глубина, точность, содержательность, оригинальность. Соответствует ли он внутренней сущности поэта? Могла ли Цветаева так сказать о себе? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе? Выбираем и отмечаем лучшие образы для составления коллективного слова.
Задание:
Прочитайте строки Марины Цветаевой о себе.
Мариула
Уедешь в дальние края,
Остынешь сердцем.- Не остыну.
Распутница- заря- румыны-
Мазурка спутница троя
Кто бросил розы на снегу?
Ах, это шкурка мандарина
И крутятся в твоём мозгу:
Мазурка- море- смерть- Марина
Вариант 1
Карточка 1
1.Какие ассоциации возникают у вас со словом «море»? Запишите в левую колонку.
2.Какие ассоциации у вас возникают с именем «Марина»?
3.Каким понятием можно обьединить слова? Запишите это слово в среднюю колонку.
Марина
Понятие
Море
Памятка
1.Чтение стихотворений должно быть вдумчивым, особенно эмоциональным, сердечным.
2.Необходимо стремиться понять движения души автора.
3.Необходимо уметь задавать вопросы.
4.Важно слушать и, возможно, предполагать ответы, искать и доказывать в стихотворных откровениях.
Что она выделяет в себе?
Непохожесть, ранимость, свободу, движение, жизнь, трагизм.
Мы проделали большую и очень важную работу. Мы побыли писателями, читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта. Мы приблизились к пониманию этой личности. У нас теперь есть собственное, не вычитанное отношение к ней. Мы оценили тяжкий труд творца, его горький хлеб. На следующем уроке вы услышите коллективное слово о поэте, куда войдут лучшие ваши работы и идеи.
Нужна ли такая форма на уроке? Да, она привлекательна
Слово о поэте
Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним.
Цветочное имя. Поэту дано краткое время цветения- жизни. Трагическая быстротечность- это правило жизни поэта. Экзотичность, оригинальность, яркость - и мгновенность.
Царское имя. Морская царевна. Могущественная, всесильная, властная. Гордая и одинокая: «Одна из всех – за всех - против всех!». Необычная - помечена Богом. Бог испытывал её всю жизнь. А она, считавшая себя избранницей, никогда не могда принять мир таким, какой он есть.
Летящее имя. Ветер, стихия, свобода, полёт, ритм, страсть, сверкание таланта.
Трагическое имя. Рана Её жизнь- ринг, борьба со всеми за право быть и созидать.
Венец несчастия
Вершина неудач.
И свыше всех предательств-
Ужас мира.
Загадочно имя. Тайна. Вето. Мечта.
Я вето преступила.
Я тайну приоткрыла.
Познала, счастье, горе,
Не пеною морскою
Я стала в жизни этой-
Мечтою стала я.
Вечно юное имя. Ева, поэт, чьё творчество не принято упоминать, она и в своё столетие- Марина Цветаева. Вечная молодость, энергия, огонь.
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
Цифра 100 с нею не дружна. С нею- любовь, жизнь, слава. С нею мы, её почитатели.
Составление коллективного слова о Цветаевой было интересным и сложным, ибо произошло внутреннее единение мира школьника и мира поэта.