Что в имени тебе моём? Тайна имени: Марина Цветаева ( Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма)
Урок литературы в 11 классе
Учитель Русанова Тамара Семеновна
Тема урока. «Что в имени тебе моем?» Тайна имени: Марина Цветаева.
(мастерская ценностных ориентаций и творческого письма)
Цель: познакомить учеников с работами ученых в области
ономастики; исследовав имя и познакомившись со
стихотворениями Цветаевой, проникнуть в духовный мир
поэта, приблизиться к пониманию личности; составить
собственное мнение о ней;
развивать творческое и ассоциативное мышление,
воображение, учитывая индивидуальность каждого;
формировать умение связно , грамотно излагать свои мысли;
воспитывать любовь к красоте поэтической речи, культуру
речи и общения.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, О.Мандельштама, М.Цветаевой; выставка книг Л.Успенского, А.Суслова, П.Флоренского, книги о М.Цветаевой.
Слово учителя:
- Задумывались ли вы над тем, какую роль в вашей жизни играет ваше имя?
- А когда человек впервые серьезно задумывается над значением имени?
Вывод: это очень важно - знать, что обозначает твое имя.
Первая учебная ситуация.
Цель: познакомить учеников с работами ученых в области ономастики.
(индивидуальное задание)
Вывод: имя – лицо, личность, характер, душевные и телесные черты, судьба.
Вторая учебная ситуация.
Цель: исследовать имена поэтов А.С.Пушкина, О.Мандельштама; как связывают поэты свое имя со своей судьбой.
Слово учителя: поэты – очень чувствительные натуры – продолжают разгадывать тайну своего имени.
Первое задание. Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем?»
- Назовите образы, которые возникают у поэта в связи с его именем?
(звуковые и зрительные)
- Каким видит автор свое имя?
( негромким, печальным, навевающим грусть, тоску, загадочным)
- А М.Цветаева в стихотворении «Психея» 1920 года совсем иначе пишет о нем: «Пунш и Пушкин». Каким она видит его имя?
( сверкающим, пьянящим, ярким, горящим, крепким)
- В медальоне, посвященном Пушкину, И Северянин писал:
Есть имена как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!.. Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Вывод: какой образ вам ближе?
Второе задание. Знакомство со стихотворением О.Мандельштама, написанным за три года до смерти.
- Судьба уже прожита. Соответствует ли имя судьбе?
- Какую метафору использует поэт в качестве «портрета судьбы»?
Вывод: улица, яма, кривая, вывернутая, не линейная – символ нелегкой, трагической судьбы нестандартной личности. Поэт выстраивает цепь соответствий: фамилия – улица – яма – гибель.
Третья учебная ситуация.
Цель: выполнив последовательно несколько заданий, постараться разгадать тайну имени Марины Цветаевой – написать творческую работу.
Знакомство с инструкцией.
( см. приложение)
Первое задание.
На доске написано Марина Цветаева. Составьте как можно больше слов из этого имени.
Вывод: рана, марево, навет, ветер, царевна, риск, мрак, цвет, море, осина, мир, нерв, ритм, травма.
Второе задание.
Выделите опорное слово, подчеркните его. Подберите к нему синонимы, антонимы, ассоциации.
Вывод: ветер, полет, вихрь, покой, смерть, тишь, тоска, свобода, открытость, резкость, страсть.
Третье задание. Марина Цветаева в своих стихах тоже пытается раскрыть тайну даже не имени, а скорее – судьбы.
Цель: прослушав некоторые её стихотворения, выписать те слова-образы, которые характеризуют её( любая часть речи).
Ст. «Идешь, на меня непохожий»
(Марина – могила – любила- была)
Ст. Бабушке»
( жестокий мятеж)
Ст. «Мариула»
( море – смерть – Марина)
Ст. «Кто создан из камня, кто создан из глины»
Вывод: Какие слова вы выписали, есть ли повторения?
С чем они связаны? Сделали ли вы для себя открытие?
Четвертое задание.
Написать творческую работу «Что в имени тебе моем?»
Разные виды работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Разные жанры: эссе, рассуждение, стихотворение, можно воспользоваться синквейном.
Чтение и анализ работ.
- Что понравилось?
- С чем не согласны?
- Должно ли ваше мнение совпасть с его представлением о себе?
Домашнее задание. Соответствует ли образ, созданный вами, внутренней сущности поэта? ( чтение биографии по любому источнику)
Рефлексия. Как вам было на уроке?
Какие открытия для себя вы сделали?
Приложения к уроку
Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека.
Из ученых-лингвистов нам знакомо имя Льва Успенского, создателя известной книги «Ты и твое имя». Многие другие исследователи, увлеченные ономастикой( наукой о собственных именах), нам неизвестны – это М.В.Горбаневский, С.И.Зинин, Н.А.Петровский, А.В.Суслова, Л.М.Щетинин.
В еженедельнике «Семья» Борис Хигир ведет рубрику «Тайна имени»: «Имя как бы создает костяк человека, на который времена года лишь наносят свои краски. Но власть имен не фатальна. Многое дано человеку для развития, борьбы со своими пороками».
Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, ученый-философ и священник, в 1923-26 годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имен и людей, говорил: «По имени и житиеЗвук имени и вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего имя». Цитируя многих известных писателей – П.Мериме, О.Бальзака, В. Гюго, Вяч. Иванова,- он подтверждает свои предположения их выводами.
Размышляя о словах Мериме: «Необыкновенные истории всегда случаются только с людьми, чьи имена произносятся трудно»,- он приходит к мысли: « Образы в художественной литературе суть не что иное, как имена в развернутом виде». Переходя от литературы к жизни, философ делает заключение: «Имя – лицо, личность, не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя не то предвещает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу».
Книга «Имена» состоит из двух частей: теоретической и эмпирической. В эмпирической писатель дает описание 18 парных мужских и женских имен как типов личности.
А.Пушкин
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Критерии, необходимые при создании и оценке работы.
1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2. Обратите внимание на создание образа. Используйте изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3. Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность работы.
4. Можно использовать элементы стилизации авторского текста.
Критерии, необходимые при создании и оценке работы.
1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2. Обратите внимание на создание образа. Используйте изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3. Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность работы.
4. Можно использовать элементы стилизации авторского текста.
Критерии, необходимые при создании и оценке работы.
1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2. Обратите внимание на создание образа. Используйте изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3. Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность работы.
4. Можно использовать элементы стилизации авторского текста.
Критерии, необходимые при создании и оценке работы.
1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2. Обратите внимание на создание образа. Используйте изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3. Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность работы.
4. Можно использовать элементы стилизации авторского текста.
Критерии, необходимые при создании и оценке работы.
1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2. Обратите внимание на создание образа. Используйте изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3. Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность работы.
4. Можно использовать элементы стилизации авторского текста.
Осип Мандельштам
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова –
Как её ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма,
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.
Уедешь в дальние края,
Остынешь сердцем. – Не остыну.
Распутица – заря – румыны –
Младая спутница твоя
Кто бросил розы на снегу?
Ах, это шкурка мандарина
И крутятся в твоем мозгу:
Мазурка – море – смерть – Марина
Бабушке.
Продолговатый и твердый овал,
Чёрного платья раструбы
Юная бабушка!- Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли
По сторонам ледяного лица –
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15