Технологическая карта по теме Культура стран Арабского халифата (6 класс)


Тема: КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА
Цель: создать условия для формирования представлений о культуре стран халифата; познакомить с понятиями: Сунна, фарси, арабески, медресе, минарет, мечеть, мавританское искусство.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: характеризуют положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат, достижения их культуры; раскрывают значение понятий ислам, хиджра, Коран, паломничество, шариат, кади, Сунна, фарси, арабески, медресе, минарет, мечеть, мавританское искусство; анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки.Метапредметные:
Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить учебный материал, представляют результаты своей деятельности в табличной форме, умеют выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникационных задач.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, осуществляют самоконтроль учебной деятельности, нацеливают себя на выполнение поставленной задачи, осознают качество и уровень усвоения материала.
Личностные: развивают в себе чувство прекрасного и другие эстетические чувства на основе знакомства с арабской культурой.
Средства обучения: ноутбук, презентация «Культура стран халифата, карточки, атласы, учебник.
ХОД УРОКА
Этапы урока Обучающие и развивающие задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Актуализация и проверка знаний Беседа -Опишите территорию расселения, природные условия и образ жизни арабов.
-Объясните объединяющую роль ислама.
-Расскажите об образовании Арабского халифата.
-Выявите причины распада Арабского халифата Выполняют
задания
Терминологический диктант Учитель зачитывает определенный исторический термин, которому необходимо дать определение.
Термины: ислам, хиджра, паломничество, шариат, кади Письменно дают определение историческому понятию
Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи Формулируют учебные задачи
Изучение
Нового
материала Таблица «Научные знания в странах Арабского халифата» Предлагает составить обобщающую таблицу на § 10: 1) Какие научные области получили развитие в этот период?
2. Какие открытия были сделаны? Самостоятельно выполняют задание
Рассказ
учителя Акцентирует внимание на основных моментах:
- В этот период составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. У арабов существовала богатая поэзия. Особых успехов она достигла в Иране и Средней Азии. Здесь поэты писали на таджикско-персидском языке - фарси. Один из самых известных поэтов этого времени - Фирдоуси (934-1020 гг.). Он создал знаменитую поэму «Шахнаме» («Книга царей»).
- Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания? Слушают учителя, делают записи в тетради. С помощью учителя отвечают на проблемный вопрос
Презентация «Искусство стран Арабского халифата» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
1.Из всех видов искусства наибольшее развитие получила архитектура. Ярким примером служит Альгамбра - дворец эмира в городе Гранада.
2.Возводили дворцы, гробницы, крепости и мечети (около мечети обязательно строились минареты).
3.Арабские постройки богато украшались резьбой по камню, изразцами, мозаикой.
4.Стены зданий покрывались арабесками- сложными геометрическими узорами.
- Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях
Работа с учебником (с. 83) -Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира.
-Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учебе? Читают текст,
анализируют
полученную
информацию,
формулируют
ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Задание по карточке Раздаются карточка с заданием Вставляют
пропущенные
слова
VI. Итоги урока. Рефлексия
Беседа -Что мы изучали сегодня на уроке?
-Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
-Каким образом вы их преодолели?
-Что в новом материале вас заинтересовало?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Домашнее задание Учебник, § 10; записи в тетрадях.
Записывают домашнее
задание