Виртуальные экскурсии на уроках географии

Виртуальные экскурсии в образовательном процессе.
Подготовила – учитель географии Ильницкая с.И.
В настоящее время, когда формируется пост-индустриальное общество, объем информации постоянно увеличивается. По данным зарубежных и отечественных исследователей за три года объем информации увеличился в два раза. В этих условиях коренным образом меняются требования к образованию.
Использование ИКТ на уроках, на мой взгляд, позволяет сделать преподавание географии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. А также, намного упрощает и ускоряет подачу нового материала школьникам и проверку усвоения их знаний.
Так как современные учащиеся интересуются компьютерными технологиями, применение на уроках ИКТ вызывает у них наибольший интерес, нежели при изучении материала в привычной для них форме. А когда они вовлекаются в составление презентаций при изучении той или иной темы (например, сделать доклад к следующему уроку), это позволяет им наиболее полно усвоить материал.
«Использование информационных технологий в процессе обучения школьников позволяет повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предметам, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке».
Урок географии - это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На занятиях учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, изобразительному искусству и др.
Сегодня, когда, учащиеся проводят много времени в стенах школы, за компьютером, они буквально завалены потоком информации. Практически любой ландшафт или объект они могут увидеть используя информационно-коммуникативные технологии
Новые информационные технологии позволяют нам получать информацию из разных источников. Одной из новых информационных технологий в учебном процессе являются – виртуальные экскурсии.
Термин виртуальный – это значит похожий (virtual), неотличимый.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий.
На помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет портреты, фотографии.
В динамичном, быстро развивающемся мире возрастает роль разнообразных средств информации. Поток информации каждый день огромен.   Невероятное множество информационных источников в 21 веке. Как в них не потеряться? Как выбрать правильную, необходимую информацию? Как выделить главное в этом потоке?
Передо мной, как учителем, встает новая цель: - научить ребенка обрабатывать поступающую информацию,  ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.
Географическое образование должно вооружить школьников умением пользоваться различными источниками географической информации, правильно её принимать, обрабатывать, сохранять.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы и проекты.
Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.
Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы.