Программа внеурочной деятельности по географии Виртуальные экскурсии
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Виртуальные экскурсии » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы автора: Т.Н. Трунцева «Проектируем виртуальные экскурсии». В соответствии с учебным планом школы программа реализуется в 6 классе во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (социальное направление).
Программа курса «Виртуальные экскурсии» рассчитана на 1 год обучения, в 6 классе – 17,5 часов (0,5 часа в неделю). Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском деятельности.
Цели программы «Виртуальные экскурсии»:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;
Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Сбор информации по определенной теме;
Развитие смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Устав школы
Классификация рабочей программы: модифицированная, авторская (Т.Н. Трунцева)
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности направлен на реализацию социального направления во внеурочной деятельности и относится к части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Он рассчитан для 6-х классов на 1 год обучения, 17,5 часов. Реализация программы предполагается в первом полугодии 2014-2015 учебного года.
Ценностные ориентиры
Основные ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности:
способность к самооценке;
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;
Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты
Возможность свободного самоопределения и самореализации
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир
Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования
Непрерывность дополнительного образования
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка
Дифференциации
Проектной деятельности
Игровые
Здоровьесберегающие
Информационные и коммуникативные
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Дидактические принципы реализации программы
Занимательность
Сознательность и активность
Научность
Наглядность
Доступность
Связь теории с практикой
Индивидуальный подход к учащимся
Тематическое планирование
№ п/п Основное содержание по разделам Количество часов
1 Моя малая родина 4
2 Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий 7
3 Проектирование виртуальных экскурсий 6,5
Всего: 17,5
Содержание программы «Виртуальные экскурсии»
В первой части курса «Моя малая родина» происходит формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по теме, в соответствии с диагностикой проблемных зон в излечении данных тем, совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и преставлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий.
Во второй части «Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий» дети подробно, в занимательной форме игры, творческих лабораторий, творческих мастерских, круглых столов разрабатывают и применяют формы и способы первичного проектирования виртуальных экскурсий, интервьюирование ветеранов ВОВ и труда, писателей и поэтов литературных объединений города, посещение клуба историков, журналистов и писателей. Большое внимание уделяется таким способам сбора информации, как встреча с замечательными людьми, в том числе краеведами, посещение краеведческого музея, исследование ресурсов интернета, подбор литературы краеведческого содержания.
В третей части «Проектирование виртуальных экскурсий» выполняются творческие работы со составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это завершающий этап работы творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение – исследование, поиск»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (4 часа)
Тема 1. Я с тобой навсегда, мой город (1 ч.)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по темам, с диагностикой проблемных зон в излучении данных тем. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории родного края.
Тема 2. Достопримечательности Анны и ее окрестностей (3 ч.)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.
II. ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
( 7 часов)
Тема 3. В гостях у членов литературного объединения (2 ч.)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) проектировщика виртуальных экскурсий. Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью. Знакомство учащихся с членами литературного объединения: поэтами, писателями, журналистами – своими современниками, интервьюирование, сбор и обработка необходимой для проведения виртуальной экскурсии информации, накопление видео -,аудиоматериалов. Написание эссе по теме «Строка, рождение поэтом, нашим земляком», «Рождаются на свет стихи…». Круглый стол по теме: «Литературные места моего города (села)» с участием членов литературного объединения города (села).Посещение экскурсий и слушание лекций по теме «В библиотеке нашего города (села)» Первичная обработка информации для виртуальной экскурсии. Подготовка к редактированию . Проведение редактирования материалов. Презентация по теме «Книга, которую я всем советую прочитать». Составление творческих работ – литературных обозрений по темам «Поэтическое лицо нашего города», «Это имя нам известно».
Тема 4. Работа Творческой мастерской (лаборатории) проектировщика виртуальных экскурсий ( 2 часа) .
Презентации и защита творческих индивидуальных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск».
Тема 5. Историческая память моего города (3 часа).
Сбор и обработка информации по результатам встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, труженикам тыла. Посещение краеведческого музея. Проектирование реконструкции архивной базы школьного музея по теме «Мое предложение по составлению каталогов, упорядочению архивной базы школьного музея». Круглый стол по теме «Живая связь времен».
III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ (6, 5 часов)
Тема 6. Виртуальный музей (4 часа)
Составление маршрутов экскурсий. Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей. Презентация по теме «Приглашаем в виртуальный музей моего города». Круглый стол по теме «Мои предложения в копилку идей». Подготовка гидов. Составление текстов пригласительных билетов в виртуальный музей города.
. Тема 7. Ярмарка проектов (2,5 часа)
Защита проектов.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесс
1.Географическое краеведение Воронежской области. В.И.Федотов. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов. Науч.ред. Б.Я.Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.-96с.
2.Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – 384с.
3. Атлас Воронежской области. Учебно-справочное пособие для изучения своей местности в общеобразовательной школе. Коллектив авторов ВГПУ под рук. Н.Н.Ермоленко. Киев:-Укргеодезкартография, 1993.
4.Чурляев Ю.А. Географическое краеведение. Воронежская область: примерная региональная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для 6-7 классов общеобразовательной школы/ Ю.А. Чурляев. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. – 44 с.
Дополнительная литература:
Веневитинов М. Из воронежской старины / М. Веневитинов. - М., 1987.
Винников А.3. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края/ А.3. Винников, А.Т. Синюк. - Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1990.
Воронежские дали / под ред. Ф. Н. Милькова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.
Воронежский край с древнейших времен до конца XVII в.: Документы и материалы по истории края / сост. В. П. Загоровский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.
Губанова Е. П. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е, Н. Губанова. - Воронеж. 2003.
Загоровский В. II Историческая топонимика Воронежского края / В. П. Загоровский. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. - М., 1988.
Пономарев П. Д. Народный костюм Воронежской губернии / П. Д. Пономарев. -Воронеж, 1994.
Прохоров В. А. Вся Воронежская земля / В. А. Прохоров. - Воронеж, 1973.
Савелов Л. М. Библиографический указатель по истории геральдики и родословию российского дворянства/ Л. М. Савелов. - Острогожск, 1898.
Токарев С. А. Основы этнографии / С. А. Токарев - М, 1967.Чистов К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. - Л., 1986.
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства ИКТ:
АРМ учителя;
рабочее место учащегося (ноутбук);
мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
интерактивная доска;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по программе
внеурочной деятельности «Виртуальные экскурсии» для 6 а, б класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель Шамшина Татьяна Валериевна
№ занятия Дата план. Дата факт. Тема занятия Форма деятельности
Моя малая родина ( 4 часа)
1 30.09 Я с тобой навсегда, моя Анна беседа
2 03.10 Что я знаю о родном городе и с чем желаю познакомить своих друзей беседа
3 07.10 Достопримечательности Анны и ее окрестностей круглый стол
4 10.10 Точка отсчета беседа
Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий (7 часов)
5 14.10 В гостях у членов литературного объединения беседа
6 17.10 Поэтическое лицо Анны литературная гостиная
7 21.10 Творческая мастерская (лаборатория) проектировщика виртуальных экскурсий сбор материалов
8 24.10 Историческая память моего города беседа
9 28.10 Историческая память моего города экскурсия
10 31.10 Встреча с краеведами - аннинцами беседа
11 11.11 Фотолаборатория проектировщика виртуальных экскурсий сбор фотоматериалов
Проектирование виртуальных экскурсий (6,5 часов)
12 14.11 Составление маршрутов экскурсий работа над проектом
13 18.11 Творческая мастерская (лаборатория) проектировщика виртуальных экскурсий работа над проектом
14 21.11 Оформление буклетов для туристов работа за ПК
15 25.11 Подготовка гидов (экскурсоводов) работа с информацией
16 28.11 Виртуальный музей проектная деятельность
17,5 02.12 Ярмарка проектов защита проектов