Программа курса внеурочной деятельности Окно в музей: Виртуальные экскурсии.
ПРОГРАММА КУРСА «ОКНО В МУЗЕЙ: ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ»
Программа курса «Окно в музей: Виртуальные экскурсии» в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском деятельности.
Цели программы «Окно в музей: Виртуальные экскурсии»:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому, географическому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;
Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Сбор информации по определенной теме;
Развитие смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Курс внеурочной деятельности направлен на реализацию социального направления во внеурочной деятельности
Ценностные ориентиры
Основные ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности:
способность к самооценке;
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты
Возможность свободного самоопределения и самореализации
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир
Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования
Непрерывность дополнительного образования
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка
Дифференциации
Проектной деятельности
Игровые
Здоровьесберегающие
Информационные и коммуникативные
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Дидактические принципы реализации программы
Занимательность
Сознательность и активность
Научность
Наглядность
Доступность
Связь теории с практикой
Индивидуальный подход к учащимся
Тематическое планирование
№ п/п Основное содержание по разделам
1 Моя малая родина
2 Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий
3 Проектирование виртуальных экскурсий
ДАННЫЙ КУРС ИМЕЕТ ШИРОКИЙ ПРЕДМЕТНЫЙ СПЕКТР – ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, БИОЛОГИЯ.
Содержание программы «Окно в музей: Виртуальные экскурсии»
В первой части курса «Моя малая родина» происходит формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по теме, в соответствии с диагностикой проблемных зон в излечении данных тем, совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и преставлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий.
Во второй части «Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий» дети подробно, в занимательной форме игры, творческих лабораторий, творческих мастерских, круглых столов разрабатывают и применяют формы и способы первичного проектирования виртуальных экскурсий, интервьюирование ветеранов ВОВ и труда, писателей и поэтов литературных объединений города, посещение клуба историков, журналистов и писателей. Большое внимание уделяется таким способам сбора информации, как встреча с замечательными людьми, в том числе краеведами, посещение краеведческого музея, исследование ресурсов интернета, подбор литературы краеведческого содержания.
В третей части «Проектирование виртуальных экскурсий» выполняются творческие работы со составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это завершающий этап работы творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение – исследование, поиск»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (4 часа)
Тема 1. Я с тобой навсегда, мой город (1 ч.)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по темам, с диагностикой проблемных зон в излучении данных тем. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории родного края.
Тема 2. Достопримечательности родного края (3 ч.)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.
II. ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
( 7 часов)
Тема 3. В гостях у членов географического, литературного, исторического объединения (2 ч.)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) проектировщика виртуальных экскурсий. Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью. Знакомство учащихся с членами различных объединений: географами, геологами, руководителями музеев, поэтами, писателями, журналистами, спортсменами, интересными людьми – своими современниками, интервьюирование, сбор и обработка необходимой для проведения виртуальной экскурсии информации, накопление видео -,аудиоматериалов. Написание эссе по теме «Строка, рождение поэтом, нашим земляком», «Рождаются на свет стихи…». Круглый стол по теме: «Литературные места моего города (села)» с участием членов различных объединения (села).Посещение экскурсий и слушание лекций по теме «В библиотеке нашего города (села)» Первичная обработка информации для виртуальной экскурсии. Подготовка к редактированию . Проведение редактирования материалов. Презентация по теме «Книга, которую я всем советую прочитать». Составление творческих работ –обозрений по темам. «Это имя нам известно».
Тема 4. Работа Творческой мастерской (лаборатории) проектировщика виртуальных экскурсий ( 2 часа) .
Презентации и защита творческих индивидуальных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск».
Тема 5. Историческая память моего города (3 часа).
Сбор и обработка информации по результатам встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, труженикам тыла. Посещение краеведческого музея. Проектирование реконструкции архивной базы школьного музея по теме «Мое предложение по составлению каталогов, упорядочению архивной базы школьного музея». Круглый стол по теме «Живая связь времен».
III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ (6, 5 часов)
Тема 6. Виртуальный музей (4 часа)
Составление маршрутов экскурсий. Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей. Презентация по теме «Приглашаем в виртуальный музей моего города». Круглый стол по теме «Мои предложения в копилку идей». Подготовка гидов. Составление текстов пригласительных билетов в виртуальный музей города.. Тема 7. Ярмарка проектов (2,5 часа)
Защита проектов.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Сахалинский областной краеведческий музей http://sakhalinmuseum.ru/virtualtour.php
Виртуальные экскурсии по музеям России
(http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ 1. Виртуальные прогулки по Русскому музею. 2. Виртуальный тур по экспозиции Третьяковской галереи.3. Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи (совместный проект с "Гугл"). 4. Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж. 5. Виртуальная экскурсия по Государственному Эрмитажу (совместный проект с "Гугл"). 6. Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 7. Панорамы залов Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова. (коллекция картин музея) 8. Экскурсия по художественно-историческому музею им. А. В. Григорьева в г. Козьмодемьянске (изобразительное искусство XVIII–XX вв.). 8. Виртуальный музей русского примитивного искусства. МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ 1. Виртуальный тур по Московскому Кремлю. 2. Виртуальный Петергоф. 3. Панорамы острова Кижи. 4. Экскурсия по крепости Нарын-кала. 5. Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.6. Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис.7. Музей деревянного зодчества Малые Корелы (виртуальный тур).8. Экскурсия по HYPERLINK "http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/plans" \t "_blank" Екатеринскому дворцу и парку в Царском Селе. 9. Музей купеческого быта в г. Козьмодемьянске. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ1. Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры). 2. Обзор коллекций из собрания Российского Этнографического музея. 3. Панорама Мраморного зала Российского Этнографического музея. 4. Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. ВОЕННЫЕ МУЗЕИ И ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ1. Виртуальный Мамаев курган. 2. Музей-панорама "Сталинградская битва". 3. Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны. 4. Экспозиция "Подвиг и Победа великого народа" в Центральном музее Великой Отечественной войны (аудиогид). 5. Виртуальная экскурсия по Мемориальному музею немецких антифашистов. 6. Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. 7. Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России. 8. Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. 9. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру "Варяг". 10. Музей-панорама "Бородинская битва". МУЗЕИ ТЕХНИКИ 1. Виртуальный музей паровозов. 2. Музей техники Вадима Задорожного. 3. Научно-технический музей истории трактора. 4. Тур по Ирбитскому государственному музею мотоциклов. 5. Тур по космодрому "Плесецк". Подготовка и пуск ракеты-носителя "Союз-2".