Виртуальные экскурсии на уроках истории в коррекционной школе 8 вида


ГБОУ АО «Черевковская СКОШИ»
Л.В. Квашнина учитель истории,
1 кв. категория.
«Виртуальные экскурсии на уроках истории»
Мышление обучающихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. На уроках истории учитель не может опираться на личный опыт обучающихся, на непосредственное наблюдение. А «без образов прошлого» донести до ребят изучаемый материал чрезвычайно сложно. Ведь принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) школе, значение которого не снижается при изучении курса истории и права в старших классах. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, на уроке возможно использование такого вида работы как виртуальные экскурсии. «Лучше один раз увидеть!» - главный аргумент в пользу визуализации образовательного процесса. Школьная виртуальная экскурсия - это форма обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением существующих исторических объектов. Преимуществами виртуальной экскурсии являются: возможность повторного просмотра, наглядность, доступность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Для проведения такого урока учитель может воспользоваться готовыми виртуальными экскурсиями, которых много в сети Интернет.
Виды виртуальных экскурсий:
Обзорные, где собраны элементы нескольких виртуальных экскурсий, объединенных общей темой.
Тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определённые периоды истории нашей Родины и города.
Биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
Требования к подготовке виртуальных экскурсий:
учитель должен ознакомиться с информацией сайта или сайтов;
определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести; - разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания они должны выполнить;
самому пройти весь маршрут, проверить его непосредственно перед уроком.
Учитель должен также учитывать стихийность и неконтролируемость размещаемой в Интернете информации, т.к. во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу или же остановка работы, или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка.
Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного.
26574752057407 класс
Тема «Укрепление Московского государства». В рамках изучения темы провожу отдельный урок «История Московского Кремля». На этом уроке знакомлю обучающихся с историей Кремля, используя презентацию, учебный видеофильм, а в качестве закрепления материала мы «путешествуем» по залам Кремлевского дворца, Грановитой палаты, площадям Кремля. Для этого использую подключение сети Интернет и сайт «Открытие Кремля». (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5)
Эту же экскурсию можно использовать на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы «Президент РФ», посетив кабинет Президента или на уроке истории в 8 классе по теме «Москва – столица Российского государства»
-11430014605
Тема «Славянский поселок» и «Основные занятия восточных славян». При изучении этой темы мы отправляемся в путешествие в усадьбу карельского крестьянина (http://kizhi.karelia.ru/journey/) Это же путешествие можно использовать при изучении темы «Быт простых и знатных людей» в 8 классе

2790825-85725
8 класс
Тема «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века». При изучении данной темы возможно использование виртуальной экскурсии в музей паровозов (http://rzd.ru/steams/index.ht)
-57150142875
9 класс
Тема «Освоение космоса». На уроке идет работа со статьей учебника, презентацией. В качестве дополнительного материала – рассказ о космодроме Плесецк , используя фотографии. А затем с помощью виртуальной экскурсии можно отправиться на стартовую площадку космодрома.
2924175105410
В 9 классе можно посетить виртуальные экскурсии «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы» при изучении тем о Великой Отечественной войне, путешествие на крейсер «Варяг» при изучении темы «Русско-японская война 1904-1905г.г.» Эти экскурсии можно найти на сайте Министерства обороны РФ.
(http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/soyz2.ht)

Еще одним эффективным средством виртуальной экскурсии является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ. В рамках проектной технологии можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае ученики, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской работы.
В этом учебном году на Ломоносовских чтениях для обучающихся коррекционных школ 8 вида в г. Котласе представлен наш первый опыт создания виртуальной экскурсии – информационный проект «Сказочная Карта России». В этом проекте предлагается совершить экскурсию по местам «проживания» сказочных героев, ставших брендами различных мест России.
285750059690Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности. Использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.


Полезные ссылки:
1.«Открытие Кремля» - http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_52.Онлайн-журнал « Школьнику»- http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html3.Виртуальные музеи и галереи мира -http://klass883.ru/index.php?catid=21:2011-02-14-11-39-45&id=177:2011-02-14-13-08-36&Itemid=41&option=com_content&view=article
5. Виртуальные экскурсии на сайте учителя Т.В.Комаровой - http://komarova-tv.my1.ru/index/ehkskursii/0-726. Виртуальный тур по театру драмы г. Архангельск http://www.arhdrama.ru/history.html
7.http://www.googleartproject.com/collection/the-state-tretyakov-gallery/  Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи 
8.. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/vvs.htmЦентральный музей ВВС России –виртуальный тур.
9. http://kursk1943.mil.ru/kursk/timeline/index.htmlКурская битва
10. http://podvignaroda.mil.ru/Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
11. http://decemb.hobby.ru/Проект «Виртуальный музей декабристов»
12.http://www.museum.ru/mirror/vlmp/l_VLMP.asp Музеи России