Годовой отчет учителя физической культуры


Областное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат
п. Целинные Земли
Анализ работы учителя
за 2014-2015 учебный год
Ф.И.О. Иванова Светлана Александровна
Предмет Физическая культура
Педагогический стаж 15 лет
Категория 1
Год аттестации 2014
В школе имеется спортивный зал, оборудованная спортивная площадка и новая лыжная трасса. Для детей создана благоприятная атмосфера и условия для занятий физической культурой.
В этом учебном году изменения произошли в учебной программе добавились уроки физической культуры в 1 классе два часа в неделю, а с 2-9 по три часа в неделю. В связи с нововведениями в рабочую программу были добавлены новые разделы: аэробика (3-9 кл), коньки (3-9 кл). С сентября, с началом  I четверти, начинаются уроки легкой атлетики. В основном все классы занимаются беговыми видами на пришкольной площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол. Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой и аэробикой. Оборудование не новое, но в основном все снаряды в школе имеются. Это навесные перекладины, шведские стенки, канаты для лазания, маты, гимнастический конь и козел (новые приобретены в мае 2015 года). Для занятий аэробикой были изготовлены степы в количестве 13 штук. Дети с удовольствием посещают уроки, т. к. разнообразие форм и упражнений многогранно развивает учащихся.    В третьей четверти обучающиеся впервые вышли на новую учебную лыжную трассу. Она расположена за территорией спортивного зала что способствует быстрому и организованному выходу на урок.
Занятия с учащимися выстраиваю комплексно, развивая все физические качества: силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость. Обучающиеся два раза в год сдают тесты которые способствуют проследить уровень физических возможностей и подготовленности. Тесты подобранны согласно их возможностям и адаптированы под их возраст и нормы. Каждую четверть со 2-9 класс по разделам программы сдают нормативы например: легкая атлетика- бег, метание мяча, кросс, прыжки в длину и в высоту, спортивные игры- ведение мяча в баскетболе, броски мяча в корзину, волейбол- подачи в зоны, передачи мяча в парах, и т д.
 Постоянно веду работу по подготовке учащихся к различным видам соревнований. Школьники охотно выступают на соревнованиях, хочется отметить, что  команды нашей школы занимают  призовые места на областном и районом уровне. Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
    Физическое воспитание предполагает следующую структуру:
- три урока физической культуры с образовательной направленностью,
- домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью,
- внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.
Большое значение в физическом воспитании учащихся имеют
методы убеждения и положительного примера. Эти методы
используются, прежде всего, в процессе организации физических
упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их
помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии
человека, их психологические основы, а также техника их выполнения.
Важное стимулирующее значение в физическом воспитании
имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением
санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой
работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.
К нетрадиционным методам отношу интегрированные формы
проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу, "весёлые старты",
подвижные игры, ритмика, музыкальное занятие (физкультура +
музыка), урок с презентацией и др. Нетрадиционные уроки по физической
культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья
привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены,
потребность в занятиях физическими упражнениями. Сохраняется живой
интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому
образу жизни.
На уроках физической культуры использую современные
образовательные технологии: технологию развивающего обучения,
технологию уровневой дифференциации, групповую, здоровьесберегающуюи информационно – коммуникационные технологии.
В практике своей работы использую:
формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная;
средства обучения – физические упражнения (гимнастика,
лёгкая атлетика, спортигры, подвижные игры);
методы обучения – практические методы (разучивание по частям,
разучивание в целом, игровой, соревновательный), методы
использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа,
разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы
наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая
сигнализация).
Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках,
поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с
учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных
медицинского обследования.
Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и
проведении современного урока физкультуры необходимо
использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только
физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и
творческие способности школьника, расширять общий кругозор:
демонстрировать технические приемы выполнения упражнения;
проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем с
малыми затратами времени, например, тест, и сразу же
ученик может обозревать результат тестирования;
Максимальное количество своих занятий стараюсь проводить на
открытом воздухе. Это укрепляет здоровье детей, оказывает
закаливающее действие.
   Физическая культура является составной частью общей культуры общества, ее важным компонентом и не сводится только к совершенствованию телесности. Следовательно, физическая культура является средством развития и становления личности школьника. Реализуя эту тему в своей педагогической деятельности, я ставлю следующие цели и задачи:
 
 Достижению целей и решению задач способствует деятельность в урочное время:Наименование Класс Процент охвата учащихся
Уроки физической культуры 1-9 100
Внутри школьные соревнования 1-9 100
Районные соревнования 6-9 Согласно положению о соревнованиях
Предметная неделя 1-9 100
 
Уровень обученности учащихся по школе в 2014-2015 учебном году составил  100 %, качественная успеваемость - 97 %  .
класс 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год
2 75% 3 75% 90% 4 75% 75% 5 90% 100% 6 75% 90% 7 90% 92% 8 90% 92% 9 100% 100% На протяжение нескольких лет мною ведётся мониторинг
индивидуального физического развития учащихся нашей школы.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
из года в год результаты физического развития учащихся на начало
каждого учебного года значительно ниже результатов на конец
учебного года;
при сравнении по возрастным категориям, у учащихся младшего и
среднего школьного возраста результаты физического развития
выше, чем у учащихся старшего школьного возраста (особенно
заметно снижение результатов у девушек);
результаты исследования общешкольных показателей физического
развития учащихся находятся на хорошем, стабильном уровне.
Это свидетельствует о том, что приемы работы, применяемые мною на уроках, эффективны.
Уровень физической подготовленности учащихся
специальной (коррекционной) школы-интерната п. Целинные Земли
класс Всего высокий средний недостаточный
1 класс 13 0 10 3
2 класс 13 3 8 2
3 класс 11 2 9 1
4 класс 12 3 9 2
6 класс 11 4 8 1
7 класс 13 2 10 0
8 класс 13 2 9 1
9 класс 13 3 8 1
Основная часть учащихся имеет средний уровень физической подготовленности. Высокий уровень имеют ученики, занимающиеся в спортивных кружках, а недостаточный – дети, освобождённые от занятий физической культурой.
Чтобы создать обстановку взаимного уважения, доверия и
открытости я:
Тщательно готовлю урок, не допускаю даже малейшей
некомпетентности в преподавании своего предмета.
Вхожу в класс с хорошим бодрым настроением.
Общаюсь с детьми в жизнерадостной доброжелательной форме и
только по имени.
Увлекаю учеников наглядной демонстрацией выполнения
физических упражнений.
Хвалю ребёнка за каждый новый шаг в выполнении нового
физического упражнения.
Контролирую темп урока, помогаю обучающимся с низким
уровнем развития поверить в свои силы.
Держу в поле зрения весь класс.
Особенно слежу за теми, у кого внимание неустойчиво.
Предотвращаю сразу же попытки нарушить дисциплину на уроке.
Мотивируя оценки знаний и умений, сообщаю ученику над чем
ему следует поработать ещё. Заканчиваю урок общей оценкой
работы класса и отдельных учеников.
В школе спланирована система внеклассных занятий физической культурой и спортом:
Внутришкольные соревнования
2014-2015 учебный год
Соревнование Класс Количество уч-ся
Осенний кросс «Золотая осень» 1-9 90 чел.
Всероссийский урок по ГТО 1-9 60 чел.
Общешкольные соревнования по прыжкам в высоту. 3-9 50 чел.
Вперед мальчишки 1-9 50 чел.
Эстафеты по предмету ОБЖ 1-9 40 чел.
Волейбол 7-9 20чел
Пионербол 4-9 52чел
К каждому внутришкольному соревнованию составляется Положение, протоколы, заполняется таблица результатов, готовятся грамоты и вручается призы. Итоги доводятся до учащихся на общешкольных линейках, там же вручаются награды.
 Один раз в четверть проводится День Здоровья, в котором участвуют учащиеся с 1 по 9 классы.
Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают детям сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд, способствуют развитию учащихся. 
 В феврале я приняла активное участие в подготовке областной военно-спортивной игре «Зарница», участвовала в областном конкурсе видеороликов «Дорога безопасности», конкурсе «Здоровье сберегающие технологии в летне-оздоровительной площадке».
Опытом своей работы неоднократно делился с коллегами на заседаниях МО совета . Темы выступлений: «Здоровье сберегающие технологии в СКШИ».
Уровень познавательного интереса учащихся, считаю, достаточно высоким. Однако в старших классах он несколько снижается. Основные причины снижения познавательного интереса у старшеклассников, обусловлены возрастными физиологическими и психологическими изменениями. Намечены пути преодоления этих проблем: чёткое структурирование изучаемого материала, использование интересных жизненных примеров, использование введения информационного блока на каждом уроке физической культуры, опережающих заданий, игровых ситуаций, тренинга, игры – разминки, мини – спартакиады.
За год роботы в школе я  отметила, что всем детям нравится занятия. У детей проявляются такие качества как настойчивость в достижении целей, чувства взаимопомощи, особенно это проявляется в игровой деятельности и в участиях в соревнованиях. Обучающиеся занимаются не только в школе, но и дома самостоятельно, это говорит о том, что они осознанно ведут развитие своего тела и организма что очень важно, особенно в наше время.
 
 Мои профессиональные планы.
Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма  организации физического воспитания.
На уроках физической культуры в той иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям, воспитание физических и  духовных сил, их подготовки к жизни, развитие и становление личности в целом.
         В связи с этим я планирую решить следующие задачи:
1.     Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду школьных дисциплин.
2.     Заботиться о вовлечении учащихся в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе школьный педагогический коллектив для проведения упражнений гимнастики и физкультминуток.
3.     Привлекать педагогов школы к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на учащихся, на формирование здорового образа жизни.
4.     Организовать высокую подготовку учащихся к районным и областным спортивным мероприятиям.
5.     Разнообразить формы проведения внутришкольных соревнований и физкультурных праздников.
6.        Изучить и внедрить в практику методику игры хоккея с шайбой.
7.Обратить внимание на развитие общей физической подготовленности  давать домашние задания на развитие силы: отжимание от пола ,подтягивание ,поднимание  туловища из положения лежа, выполнять упражнения с гантелями и т.д .Выполнение домашнего задания отслеживать 2-3 минуты  на уроке .
 
Проблемы
Недостаточно инвентаря для проведения занятий по разделу спортивные и подвижные игры ( один волейбольный мяч, два баскетбольных, два футбольных). Для лучшего овладения техникой каждый обучающийся должен во время урока выполнять индивидуально упражнения с мячом.
Лыжные комплекты не соответствуют для первого класса(самый маленький размер ботинок 36 ).
Отсутствие звукоизоляции в спортивном зале является проблемой для работы и создаёт невозможные условия работы.
Каждодневный переход дороги к месту занятий в спортивный зал подвергает опасности обучающихся, так как некоторые водители нарушают правила дорожного движения.
Предложение- способствовать установки лежачего полицейского возле пешеходного перехода.
Не достаточно ведётся работа по обобщению передового опыта;