Классный час Прощание с Букварём
Под музыку "Маленькая страна" дети занимают свои места. Слайд 1-4
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,Вы много успели и много узнали.Писать и считать вы уже научились.И первые книги свои прочитали.А верным помощником в этом вам стала.Первая главная книжка.И первые буквы она показалаДевчонкам своим и мальчишкам.Буквы потом сложились в слова,Слова – в предложенья и фразы.Огромный и красочный мир тогда.Открылся, ребята, вам сразу.Вы прочитаете хороших книг немало,Пускай года пройдут и много-много дней,Вам книга Букварь хорошим другом стала,Мы этот праздник посвящаем ей!
Песня «Прощай, букварь!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой Слайд 5
1-й ученик. Слайд 6
Заходите, проходите!Путь свободен к празднику.Приглашаем вместе с намиПопрощаться с Азбукой!Если скуку ты оставилИ сомненья позади,Если с другом не слукавил,Заходи!Если лень свою оставил,Нарушенья позади,То смелей скорее в классЗаходи!
2-й ученик. Слайд 7
Если все у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда!Хороша сегодня школа,Зал горит огнем.Мы на праздник наш веселыйВсех друзей зовем.Заходите, проходите,Встретимся на празднике.Приглашаем вместе с намиПопрощаться с Азбукой.
3-й ученик.
Над страною зимним утромЗанялась заря.В школах праздник,Славный праздник –Праздник чтения.Первоклассники рядамиСтройными идут,Первой книге, мудрой книгеОтдают салют!
– Ребята, прочитайте, что написано на доске: Слайд 8
СПАСИБО, АЗБУКА!
– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.
Песня «Школьный рэп».
4-й ученик. Слайд 9
Мы помним тот звонок веселый,Что прозвенел нам в первый раз,Когда вошли с цветами в школу,В наш самый лучший первый класс.Как встретил у дверей учитель,Наш верный друг на много дней,И шумная семья большаяПодружек новых и друзей.Садясь за парту осторожно,Чтоб новой формы не измять,Мы «Азбуки» свои раскрыли,Раскрыли чистую тетрадь.
5-й ученик.
Букв сначала мы не знали,Мамы сказки нам читали.А теперь читаем сами,Подружились сказки с нами.И учительница нашаНачинала с «Букваря».И директор наш, ребята,С «Букварём» ходил когда-то.Все ходили в первый класс,Наша очередь сейчас.
Ведущий: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. (Слайд 10). И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука». Слайд 11.
Азбука – это старшая сестра Букваря.
6-й ученик. Слайд 12
В середине февраляВ школе праздник букваряМы прочли его до коркиНам по чтению – пятерки
7-й ученик.
В поезд можете садиться.Этот поезд быстро мчитсяОт границы до границыПо степям до синих горНа зеленый светофор.
8-й ученик.
В школу он спешит сейчасК нам на праздник в первый класс.Опоздать нельзя на праздник –Это каждый знает.Мчится поезд-первоклассник,Скорость набирает.
9-й ученик.
Прибавляет по путиК трем четыре, два к пяти,Чуть пеналами гремит,Чуть губами шевелит,Изучая алфавит.
10-й ученик.
Первоклассники рядамиСтрогими идут!Первой книге, мудрой книгеОтдают салют.
11-й ученик.
Ежедневно по утрамзаниматься надо нам.Мы с доски не сводим глазА учитель учит нас.
12-й ученик. Слайд 13
Ель, топор, лопата, рукиВ каждом слове слышим звуки Звуки эти разные –Гласные, согласные
13-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкойМогут заплакать и закричать.В темном лесу звать и аукать.И в колыбельных сестренку баюкать.Но не желают свистеть и ворчать.
14-й ученик. Слайд 14
А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
15-й ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги…Умеем говорить, считать…И постоянно, понемногу.
Мы научились все читать.
?Слайд 15
?Слайд 16
Мальчик-первоклассник.
С тобою, «Букварь», я в первый разПришел в свой первый светлый класс.Я эту книгу полюбил,Я в ней все буквы изучил,И как мне радостно сказать:«Умею я теперь читать!».Как хорошо уметь читать –Не надо к маме приставать,Не надо умолять сестрицу:«Ну почитай еще страницу!».Не надо звать, не надо ждать,А можно взять и прочитать.
Девочка-первоклассница.
Я чернилами сначалаТолько палочки писала,А теперь в «Пропись» гляжу,Буквы смело вывожуИ вот за это говорюЯ букварю спасибо!Мы узнали в «Прописи»,Как писать и «а», и «р»,И узнали, например:Говорят не «ре», а «эр».Научились мы писатьИ большие фразы.Можем мы теперь читатьСказки и рассказы.Потрудились мы немало:Ведь, по правде говоря,Русской грамоте начало –На страницах «Букваря».
Мальчик-первоклассник.
Дорогой Букварь!Мы все тебе сказать хотим:За все тебя благодарим.
Слайд 17-19
Учитель (читает загадки).
То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь.)
В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Я другой приятель ваш –
Проворный, острый... (карандаш).
Буквы печатные,
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама. Кто я? (Ручка.)
Учитель. Вы, ребята, отгадали все загадки. Теперь можно отправляться в страну Букваренок. Все готовы к путешествию? Гласные готовы? Согласные готовы? А буквы, которые не обозначают звуков?
Буквы-значки,Как бойцы на парад,В строгом порядкеПостроены в ряд.Каждый в условленномМесте стоит,И называется все – алфавит!
Песня «Алфавит» Р. Паулс И. Резник Слайд 20
А
Всем известно буква АБуква очень славная,
Да к тому же буква АВ алфавите главная.
Обожает этот звук
И Андрей и Аллочка.
Б
Букварь - родная книжка
Для девчонки и мальчишки:
В букваре – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках.
Буквы, слоги и слова-
Закружилась голова.
В
Вот буква В видна в дали
Красивая, витая.
Как будто булку испекли
Гостей мы ожидая.
Г
Гусь гулял по берегу,
А гусыне – ни гу-гу
Волновались берега,
Это гусь кричал: «Га-га!»
Д
Мы ходили в детский сад
Он построен для ребят.
Дима, Дора, Дина, Даша
В общем, все ребята наши!
А потом всей группой нас
Посадили в первый класс.
Е-Ё
Е и Ё родные сестры
Различать сестер не просто
Но у буквы Ё – две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает шипящий звук.
ЗЗайчик с волком повстречался,
В лапы волку он не дался.
Много серий впереди,
Так, что, заяц, погоди!
И
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И
К
Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки
О
В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла
покатиться бы могла.
ПНаш петух страшней огня:
Жуткий забияка!
Из него как из меня
Так и лезет драка.
РБуква Р – на мачте парус
В даль плывет небес касаясь
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Телевизор – лучший друг
Заполняет наш досуг.
Недовольна только мама,
Надоела ей реклама.
У
Для чего, ребята, уши?
Чтобы на уроках слушать.
Если ты не хочешь слушать
То зачем, ребята, уши?
Ф
Филин в книжку залетевПритворился буквой Ф.
Х
Х – забавная игрушка
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
Ветру вольная подружка.
ЦЦапля ходит по болоту,
Цапля вышла на охоту.
Цапля любит, говорят,
Кушать вредных лягушат.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
ШПосмотри на букву ШаБуква очень хороша.
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё
ЩЩеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак
Чтобы не облиться.
Ы
Очень грустно мне, увы:
Нету слов на букву ЫС буквы Ы ломать язык
Никто, конечно, не привык.
Ь
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э
Эхо слышно на реке
Эхо слышно вдалеке
И в пещере и в горах
Только слышно «Эх», да «Ах»
ЮЧтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибьем
Ой, смотри-ка, что случилось.
Получилась буква Ю.
Я
Буква Я- красавица
Мне ужасно нравится
И страницы «Азбуки» и «Букваря»
Завершает буква Я.
Учитель. Станция “Сказочная”. Слайд 21
Станция “Сказочная”.
Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок.
1.
Журавель стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавель”.)
2.
– Кто, кто в домике живет? Кто, кто в невысоком живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (“Теремок”.)
3.
А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везет, битый небитого везет”. (“Волк и лиса”.)
4.
Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-Лягушка”.)
Азбука: Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.
Телеграммы:
Гуси – лебеди догоняют! (Алёнушка. “Гуси – лебеди”)Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка. “Курочка – ряба”)Все козлята найдены! (Коза. “Волк и семеро козлят”)Всё вижу из короба! ( Машенька. “Маша и медведь”)Учитель читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Свеколка. (Репка.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
?Слайд 22
Учитель: Как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.
Станция «Бюро находок». Слайд 23
Станция «Бюро находок».
Учитель: Вам необходимо найти конец к пословице.
Как аукнется, Тому не пропасть
Написано пером, Светит, да не греет
Кто грамоте горазд, Так и откликнется
Зимнее солнце что мачеха: Не вырубить и топором
(Как аукнется, так и откликнется. Написано пером, не вырубить и топором. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.)А вот станция «Волшебная», где говорят только волшебные слова.
Учитель: Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзетПрочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.) Как называются такие слова? (Вежливые.)А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Давайте покажем, как научились читать; при чтении вам нужно будет ещё вставить подходящее вежливое слово. (Обучающиеся по цепочке читают текст.)
Ученики:
Растает даже ледяная глыбаОт слова тёплого... (спасибо).Зазеленеет старый пень,Когда услышит ... (добрый день).Если больше есть не в силах,Скажем маме мы ... (спасибо).Мальчик вежливый и развитыйГоворит при встрече... (здравствуйте).Когда нас бранят за шалости,Мы говорим ... (извините, пожалуйста).И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят ... (до свидания).Встретил Витю я, соседа,Встреча грустная была.На меня, он, как торпеда,Налетел из-за угла.Но, представьте, зря от ВитиЖдал я слова ... (извините).Дед про внучку говорил:«Экая досада! Я портфель ей подарил.Вижу, очень рада.Но нельзя ж молчать как рыба,Ну, сказала бы ... (спасибо)».
Учитель:
Ставьте ушки на макушки.Слушайте внимательно.Мы для азбуки родной пропоем частушки.
Учащиеся поют частушки.
ЧАСТУШКИ
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Букварём, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем !Учитель: Дорогие первоклассники! Слайд 33. В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас .Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.Это Литературное чтение и Русский язык(показ учебников).
Мальчик-первоклассник. Слайд 32
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.Скажем Букварю: «Спасибо»!.Расставаться нам пора.
Говорим тебе мы: «До свиданья!»«Здравствуй!» – новой книге говорим.
Исполняется песня «Волшебная страна» Слайд 34
Используемая литература:
Мастер-класс учителя начальной школы. – М.: Глобус, 2010.
Успенский “Школа клоунов”.
Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» Занимательные сценарии – М.: Аквариум, 1999.
Савинова С. В. «Праздники в начальной школе» – Волгоград: Учитель, 2002.
Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе» Сценарии, конкурсы, викторины. – М.6 Рольф, 1999.
Филькина Л. В. «Четыре времени года» Сценарии детских праздников. – М.: Издательский центр ИПК и ПРНО МО, 1997.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.
Музыкальное сопровождение: Приложение 6.