Программа ВУД Край родной Кобяйский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено»
руководитель МО «Арчы» учителей естественного цикла
___________________
Т.А.Сметанина
«____»________________ 2015 г. «Согласовано»
заместитель директора по УВР:
___________________
Г.П. Павлова
«____» _______________ 2015 г. «Утверждаю»
и.о. директора:
_________________
А.В.Ноговицын
«____» _____________ 2015 г.
Рабочая программа внеаудиторной деятельности
по духовно-нравственному направлению «Мой край Кобяйский»
5 класс
Учитель: Спиридонова Светлана Алексеевна,
высшая квалификационная категория
с.Аргас, 2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Мой край Кобяйский» на 2015-2016 учебный год составлена на основе национально-регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Куокуйская СОШ», с учетом учебного плана МБОУ «Куокуйская СОШ». Рабочая программа учебного курса направлена на реализацию вариативной части учебного плана.
Рабочая программа учебного курса «Мой край Кобяйский», разработана для учащихся 5 класса. На изучение учебного курса «Мой край Кобяйский» отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.
Цель изучения учебного курса
сформировать у учеников целостную систему знаний об истории и географии родного края.
Задачи
Изучение предмета признано:
способствовать пониманию национальной культуры и психологии коренного населения улуса;
воспитывать нравственность, гражданственность, мировоззренческие убеждения учащихся
способствовать экологическому воспитанию учащихся;
формировать современные научные понятия о триединстве системы «природа-человек-общество».
Реализация программы учебного курса «Мой край Кобяйский» на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, географии и национальной культуры позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном обществе.
Рабочая программа составлена для детей младшего подросткового возраста. Наряду с традиционными формами уроков (сочетание опроса с объяснением, самостоятельная работа учащихся с учебником) используются более сложные формы обучения, как, проведение уроков-диспутов, игровые формы обучения, обобщающие уроки в форме интеллектуального состязания команд.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После прохождения курса обучающиеся должны:
знать:
знать географические процессы и объекты родного района;
знать и оценивать экологическое состояние Кобяйского района.
уметь:
уметь работать с географическими приборами, образцами горных пород и минералов, гербариями;
уметь читать географические карты и работать с разными источниками географической информации;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
проводить простейшие исследования в полевых и лабораторных условиях;
владеть методами анализа полученных результатов;
уметь самостоятельно выделять проблему, находить пути ее решения;
обрабатывать полученные результаты и представлять их в виде графиков, таблиц;
выполнять и оформлять рефераты, мини - исследовательские работы, презентации;
выступать с докладами на занятии, перед одноклассниками.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Малой Родине, как частичке России, чувства гордости за неё.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки;
Формирование ответственного отношения к учению.
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование осознания важность и уникальность природных объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, улусу, в котором живёшь. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире; этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, знакомит с улусом.
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Кобяйского улуса является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
Программа также имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой, картой улуса, с историческими событиями, особенностями природы в каждом населенном пункте улуса, хозяйством.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.
Введение
С чего начинается Родина: Российская Федерация. Республика Саха (Якутия). Кобяйский улус. Край, в котором я живу: Площадь территории. Население. Символы улуса.
Практическая работа №1. Ведение календаря погоды.
Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту границ наслегов и населенных пунктов Кобяйского улуса.
Раздел I. Географическая карта.
О чем рассказывает карта: Ориентирование по картам. Условные знаки.
Мой адрес – Кобяйский улус. Географическое положение: где расположен улус, крайние точки, горы и равнины, соседние улусы, реки и дороги, удаленность от г.Якутска.
Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка)
Раздел II. По страницам истории.
История освоения территории улуса: что такое археология. Древняя история Кобяйского улуса. Каменный век. Бронзовый и железный век. Освоение улуса эвенами. Якутский этап заселения.
Практическая работа №4. Нанести на контурную карту места археологических находок в Кобяйском улусе – Унгаайы, Ююкэ, Сангар.
Наш край в составе Российской империи (XVII-XIX ). Русские казаки-землепроходцы. Ясак. Наш улус в XVIII-XIX веках. Образование улусов. Ссылка государственных преступников. Изучение кобяйской земли.
Практическая работа №5. Важнейшие исторические события XVII-XIX веков.
Улус в первой половине XX века. Октябрьская революция и становление советской власти. Сельское хозяйство и создание колхозов. Начало добычи угля в Кобяйском улусе. Формирование Кобяйского района. Улус в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Спецпереселенцы. Чурапчинские переселенцы.
Практическая работа №6. Заполнить таблицу №3.
Улус во второй половине XX века. Добыча угля. Открытие месторождений и добыча природного газа в Кобяйском улусе. Развитие сельского хозяйства. Конец XX века – начало XIX века.
Практическая работа №7. Описание сел и поселков, возникших в XX веке и позже закрытых.
Раздел III. По родным просторам.
Каменная летопись земли Кобяйской. Каменная летопись земли.
Рельеф – облик земли кобяйской. Внутреннее строение Земли. Рельеф. Крупные формы рельефа. Горы Кобяйского улуса. Равнины Кобяйского улуса. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние мерзлоты на человека и природу.
Полезные ископаемые – богатства недр земли кобяйской. Горные породы. Полезные ископаемые. Каменный уголь. Природный газ. Свинец, серебро и цинк. Золото. Олово. Известняк. Кварцевый песок.
Практическая работа №8. Определение свойств горных пород по коллекциям горных пород и полезных ископаемых.
У природы нет плохой погоды. Что такое погода? Наблюдение и прогноз погоды.
Практическая работа №9. Описание погоды своей местности.
Климат – край жары и стужи. Климат. Влияние климата на природу и человека.
Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха.
Реки – голубые ленты улуса. Что такое река? Части реки. Питание реки. Режим реки. Виды рек. Значение и использование рек. Охрана рек.
Практическая работа №11. Описание реки.
Серебристая гладь озёр. Озёра улуса. Виды озёр. Уникальные озёра улуса. Значение озёр.
Практическая работа №12. Описание озера.
Почва – особое тело природы. Что такое почва. Образование почв. Строение почв. Почвы равнин Кобяйского улуса. Почвы гор Кобяйского улуса. Значение почв в природе и жизни людей.
Поход в царства бактерий, грибов и растений. Царства природы. Царство бактерий. Царство грибов. Царство растений.
В царстве животных. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Рептилии. Птицы. Звери.
Практическая работа №13. Определение следов животных по карточкам.
На равнинах Кобяйского улуса. Природный комплекс. Леса. Луга. Болота. Тукуланы.
В горах Кобяйского улуса. Высотная поясность.
Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки.
Раздел IV. Население родного улуса.
Сколько нас в улусе. Численность населения. Естественное движение населения. Матери-героини. Многодетные семьи. Миграции населения. Расселение населения. Плотность населения.
Практическая работа №15. Определение естественного прироста населения в наслегах.
Все мы такие разные! Половой состав. Состав населения по возрасту. Занятость населения. Безработица.
Практическая работа №16. Работа по графику «Число безработных Кобяйского улуса».
Радуга народов. Народы Кобяйского улуса: якуты, русские, эвены. Религии народов.
Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса.
Раздел V. Гордость родного улуса.
Сангар – центр улуса. Поселок. Географическое положение. История. Памятники.
Калейдоскоп наслегов. Достопримечательности.
Герои войны и труда.
Славные сыны земли кобяйской. Писатели: Т.Е.Сметанин, П.А.Ламутский, А.В.Кривошапкин, В.С.Кейметинов, Н.А.Лугинов, В.Н.Федоров, З.К.Степанов. Скульпторы: П.А.Захаров. Театр. А.С.Борисов.
Раздел VI. Хозяйство родного улуса.
Традиционные занятия населения и народные промыслы. Охота. Рыболовство. Собирательство. Заготовка сена. Народные промыслы. Обработка и шитье меха. Изготовление традиционной одежды. Лоскутное шитье. Берестяное шитье. Бисероплетение. Плетение из конского волоса. Резьба по дереву. Обработка металла.
Практическая работа №18. Сбор данных о народных промыслах и народных умельцах своего наслега.
Сельское хозяйство. Что такое хозяйство. Скотоводство. Коневодство. Оленеводство. Звероводство. Растениеводство.
Практическая работа №19. Изучение растениеводства Кобяйского улуса.
Промышленность и другие отрасли хозяйства. Что такое промышленность. Промышленность Кобяйского улуса: газовая промышленность, угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность, пищевая промышленность. Строительство. Сфера услуг. Транспорт. Связь. Торговля и питание. Образование. Здравоохранение. Культура и спорт.
Раздел VII. Человек и природа родного улуса.
Что даёт человеку природа? Природа живая и неживая. Природные ресурсы: минеральные, водные, земельные, лесные, биологические, рекреационные.
Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы»
Удивительные уголки природы. Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий: ресурсные резерваты, природный парк.
Раздел VIII. Будущее родного улуса.
Будущее родного улуса. Добыча природного газа и угля. Добыча руд металлов. Развитие электроэнергетики. Развитие сельского хозяйства. Рыболовство. Развитие образования и здравоохранения. Развитие туризма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
№ Тема Количество часов Должны знать Практическая работа Номенклатура, словарная работа Домашнее задание Дата по плану Дата фактически
1. Введение 1 «Малая, родина», республика, улус, наслег Россия, Москва, Республика Саха (Якутия), Якутск, Кобяйский улус (район) 1 неделя сентября 2. С чего начинается Родина.
1 Практическая работа №1. Ведение календаря погоды. Составить рассказ о малой родине родителей 1 неделя сентября 3. Край, в котором я живу. 1 Когда образовался наш улус, площадь его территории и численность населения, административный состав улуса, как управляется улус, символы улуса: герб, гимн Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту границ наслегов и населенных пунктов Кобяйского улуса. Эвено-Бытантайский улус, п.Сангар$2, прочитать 2 неделя сентября 4. Символы улуса 1 Разучивание гимна улуса 2 неделя сентября Раздел I. Географическая карта.
5. О чем рассказывает карта. 1 Что такое географическая карта, как по ней определять формы рельефа, крупные географические объекты улуса, ориентироваться по карте Верхоянский хребет, хребты Чочумский, Кельтерский и Быгинский, Центрально-Якутская равнина, п.Сангар, села Кальвица, Сеген-Кюель, Ситте, Чагда Научиться показывать на карте географические объекты 3 неделя сентября 6. Условные знаки 1 Легенда, пики, р.Лена, р.Вилюй, р.Алдан, р.Дянышка, р.Ляписке, р.Лунгха, р.Ситте, оз.Нидили, оз.Бырангатталах-Кюель, оз.Бильлях, $3, прочитать, научиться на карте находить реки, озера 3 неделя сентября 7. Мой адрес – Кобяйский улус. 1 Как можно определить географическое положение Кобяйского улуса по карте Намский, Усть-Алданский, Томпонский, Верхоянский, Жиганский, Вилюйский улусы, село Хонгор-Бие, г.Якутск, г.Вилюйск, п.СангарРабота по карте 4 неделя сентября 8 Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка) 1 Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка) $4, прочитать 4 неделя сентября Раздел II. По страницам истории.
9.
История освоения территории улуса 1 Что такое археология, какие археологические находки были найдены в Кобяйском улусе, как осваивалась территория улуса в древности и в средние века, какие якутские роды проживали раньше в улусе Практическая работа №4. Нанести на контурную карту места археологических находок в Кобяйском улусе – Унгаайы, Ююкэ, Сангар. Унгаайы, Ююкэ, Сангар$5, прочитать 5 неделя сентября 10. Освоение улуса эвенами. Якутский этап заселения. 1 5 неделя сентября 11 Наш край в составе Российской империи (XVII-XIX ). 1 Как русские землепроходцы прошли по улусу, вилюйские зимовья, что такое ясак, как жили и чем занимались жители Кобяйского улуса в XVII-XIX вв., как управлялись наслеги Практическая работа №5. Важнейшие исторические события XVII-XIX веков. Мангазея, Тобольск, Енисейск, Усть-Вилюйское зимовье Подготовить сообщение по одному из исследователей-землепроходцев 2 неделя октября 12 Изучение кобяйской земли. 1 Кобяйский наслег, Ситте, р.Лена, р.Вилюй $6, прочитать, ответить на вопросы 2 неделя октября 13 Улус в первой половине XX века. 1 Какие события произошли в Кобяйском улусе в годы Октябрьской революции (1917) и гражданской войны (1918-1922), как образовались первые колхозы, как началось освоение Сангарского угольного месторождения, когда был создан Сангарский рудник и появился п.Сангар, когда был образован Кобяйский улус, как жил улус в годы ВОВ (1941-1945), кто такие спецпереселенцы, чурапчинское переселение Практическая работа №6. Заполнить таблицу №3. Г.Якутск, г.Вилюйск, с.Намцы, п.Сангар, Кобяйский, Тыайинский, Куокуйский, I и II Ситтинские, Мукучинский, I Лючинский, II Лючинский, Ниджилинский наслеги Показать на карте наслеги улуса 3 неделя октября 14 Формирование Кобяйского района. 1 $7, пересказ 3 неделя октября 15 Улус во второй половине XX века. 1 О работе шахты «Сангарская» во второй половине XX века, как началось освоение газовых месторождений в Кобяйском улусе, о создании совхозов, как жил улус в конце ХХ века, когда была закрыта шахта «Сангарская» Практическая работа №7. Описание сел и поселков, возникших в XX веке и позже закрытых. Усть-Вилюйское, Соболох-Ниджилинское, Мастахское месторождение природного газа, п.Промышленный, с.КобяйУстно ответить на вопросы стр.34 4 неделя октября 16 Конец XX века – начало XXI века. 1 $8 пересказ 4 неделя октября 17 Обобщение по разделу «По страницам истории» 1 Повторить изученное 5 неделя октября Раздел III. По родным просторам.
18 Каменная летопись земли Кобяйской. 1 Историю развития территории Кобяйского улуса, какие растения и животные обитали в улусе много лет назад Верхоянский хребет, Мунийский хребет, Соркинский хребет, реки Тумара, Белянка, Келе, Центрально-Якутская равнина $10 прочитать 5 неделя октября 19 Вечная мерзлота в моем улусе 1 Творческое задание со стр.44 3 неделя ноября 20 Рельеф – облик земли кобяйской. 1 Каково строение Земли, что такое рельеф, какие существуют формы рельефа, какие силы действуют на рельеф Хребты Чочумский, Кутургинский, Муннийский, озера Ниджили, Бырангатталах-КюельСтр.44, словарная работа 3 неделя ноября 21 Горы и равнины Кобяйского улуса 1 Подготовиться к работе по карте 4 неделя ноября 22 Полезные ископаемые – богатства недр земли кобяйской1 Какие виды горных пород имеются на Земле, что такое полезные ископаемые, есть ли они в нашем улусе и как их используют Практическая работа №8. Определение свойств горных пород по коллекциям горных пород и полезных ископаемых. Месторождения – Сангарское, Собо-Хайа, Белогорское, Мастахское, Эндыбальское, Чочимбальское, Хадарынья, Хатырык-ХомоРабота по карте по стр.49 4 неделя ноября 23 Цветные металлы 1 $12, подготовить пересказ 5 неделя ноября 24 У природы нет плохой погоды 1 Что такое погода, как и почему она изменяется, как можно наблюдать за погодой и предсказывать её Практическая работа №9. Описание погоды своей местности. Метеостанции Сангар, Батамай, Сегян-Кюель, Сого-ХаяСловарная работа по стр.55 5 неделя ноября 25 Погода моего улуса 1 Подготовить сообщение о народных приметах изменения погоды 1 неделя декабря 26 Климат – край жары и стужи.
1 Дни солнцестояния и равноденствия, что такое климат, особенности климата Кобяйского улуса, влияние климата на жизнь и здоровье человека, причины изменения климата Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха. Климат, среднемесячная температура $13 прочитать 1 неделя декабря 27 Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха. 1 Стихийные бедствия, связанные с климатом 2 неделя декабря 28 Реки – голубые ленты улуса. Равнинные реки 1 Составные части реки, источники питания рек, виды рек улуса, чем могут быть опасны реки для человека и природы, почему и от чего необходимо охранять реки улуса Практическая работа №11. Описание реки. Реки Лена, Вилюй, Алдан, Лунгха, Ситте, Тюгене, Дянышка, Ляписке, ТумараВыучить части реки 2 неделя декабря 29 Горные реки 1 Заполнить таблицу на стр.64 3 неделя декабря 30 Серебристая гладь озёр. 1 Виды озёр улуса, особо охраняемые озёра, условия размещения болот и подземных вод Практическая работа №12. Описание озера. Ниджили, Себян-Кюель, Бырангатталаах-КюельОтветить на вопросы стр.67 3 неделя декабря 31 Уникальные озёра улуса. Значение озёр. 1 Творческое задание со стр.68 4 неделя декабря 32 Почва – особое тело природы. 1 Что такое почва, как она образуется, какое значение имеет в природе и жизни людей, какие почвы имеются в нашем улусе Почва, плодородие, почвенный профиль, почвенный горизонт, тип почв, эрозия почв, мелиорация почв Домашняя лаборатория на стр.73 4 неделя декабря 33 Почвы Кобяйского улуса 1 $16 прочитать 3 неделя января 34 Поход в царства бактерий, грибов и растений. Деревья. 1 Что такое природа, какие царства есть в природе, грибы и растения нашего улуса, их значение в природе и жизни людей Растение, дерево, кустарник, трава Отгадать кроссворд на стр.77 3 неделя января 35 Кустарники, травы 1 Творческое задание со стр.78 4 неделя января 36 В царстве животных. Насекомые. Рыбы. Земноводные. 1 Основные виды животных, обитающих в улусе Практическая работа №13. Определение следов животных по карточкам. Рыбы, насекомые, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие $18, пересказ 4 неделя января 37 Рептилии. Птицы. Звери. 1 Ответить на вопросы со стр.83 5 неделя января 38 На равнинах Кобяйского улуса: леса, луга 1 Какие леса, луга, болота имеются в нашем улусе Природный комплекс, лес, луг, болото, тукуланЗадание «Знай свой дом» на стр.87 5 неделя января 39 На равнинах Кобяйского улуса: болота, тукуланы1 $19 прочитать 1 неделя февраля 40 В горах Кобяйского улуса. 1 Высотные пояса в горах улуса, основные виды растений и животных, встречающихся в горах Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки. Высотные пояса, гольцы Выполнить словарную работу на стр.88 1 неделя февраля 41 Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки. 1 $20 прочитать 2 неделя февраля 42 Обобщение по разделу «По родным просторам» 1 2 неделя февраля Раздел IV. Население родного улуса.
43 Сколько нас в улусе.
1 О численности населения, почему изменяется численность населения, что такое плотность населения Практическая работа №15. Определение естественного прироста населения в наслегах. Перепись населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, миграции, плотность населения $21 пересказ 3 неделя февраля 44 Миграции и расселение населения 1 Творческое задание стр.94 3 неделя февраля 45 Все мы такие разные! Половой состав. Состав населения по возрасту. 1 Как различается население по полу и возрасту, образованию и религии, о том, где работают жители улуса, кто такие безработные Практическая работа №16. Работа по графику «Число безработных Кобяйского улуса». Дети, взрослые, пенсионеры, долгожители, занятость населения, безработица Словарная работа стр.98 4 неделя февраля 46 Занятость населения. Безработица. 1 Домашняя лаборатория стр.98 4 неделя февраля 47 Радуга народов. Народы Кобяйского улуса: якуты, русские, эвены. Религии народов. 1 Какие народы проживают в нашем улусе, их традиции и культуру Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса. Народ, языковые группы: тюркская, славянская, тунгусо-маньчжурская, язычество, православие $23 прочитать 1 неделя марта 48 Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса. 1 Творческое задание стр.101 1 неделя марта Раздел V. Гордость родного улуса
49 Сангар – центр улуса 1 Что такое «поселок», когда возник и как развивался центр Кобяйского улуса – поселок Сангар, памятники поселка Поселок, п.Сангар$24 пересказ 2 неделя марта 50 Достопримечательности п.Сангар1 Ответить на вопросы стр.106 2 неделя марта 51 Калейдоскоп наслегов 1 Природные и культурные достопримечательности наслегов, знаменитых людей наслегов Достопримечательности Стр.116, знай свой дом 3 неделя марта 52 Куокуйский наслег 1 Фото достопримечательностей своего наслега 3 неделя марта 53 Герои войны и труда Кобяйского улуса 1 Какие военные и трудовые подвиги совершили кобяйцыГерой $26, 4 неделя марта 54 Участники ВОВ нашего наслега 1 Подготовить сообщение о родственниках-участниках войны 4 неделя марта 55 Славные сыны земли Кобяйской1 Знаменитых земляков, уроженцев Кобяйского улуса и их вклад в развитие улуса, республики и страны Скульптура, театр, режиссер $27, подготовить пересказ 2 неделя апреля 56 Знаменитые люди моего наслега 1 с.Таас-ТумусТворческое задание стр.123 2 неделя апреля Раздел VI. Хозяйство родного улуса
57 Традиционные занятия населения и народные промыслы 1 Значение традиционных занятий и промыслов в жизни современного населения улуса Практическая работа №18. Сбор данных о народных промыслах и народных умельцах своего наслега. Собирательство Подготовиться к ответам на вопросы стр.129 3 неделя апреля 58 Народные промыслы 1 Народные промыслы Творческое задание стр.130 3 неделя апреля 59 Сельское хозяйство. Животноводство 1 Что такое хозяйство, отрасли хозяйства, что производит сельское хозяйство, какие отрасли сельского хозяйства имеются в нашем улусе Практическая работа №19. Изучение растениеводства Кобяйского улуса. Материальные блага, отрасли, продукция, тебенёвка, услуги, хозяйство, Наслеги Кобяйский, Ламынхинский, Мукучинский, п.СангарДомашняя лаборатория стр.135 4 неделя апреля 60 Растениеводство 1 Стр.135, задание «Знай свой дом» 4 неделя апреля 61 Промышленность и другие отрасли хозяйства. 1 Что такое промышленность, особенности развития отраслей промышленности улуса, транспорт, значение дорог и связи в развитии Кобяйского улуса, понятие сфера услуг и её значение в жизни населения и развитии улуса Промышленность, транспорт, связь, сфера услуг Стр.135-137, подготовить пересказ 5 неделя апреля 62 Сфера услуг 1 $30, прочитать 5 неделя апреля 63 Обобщение по разделу «Хозяйство родного улуса» 1 Повторение изученного2 неделя мая Раздел VII. Человек и природа родного улуса.
64 Что даёт человеку природа? 1 Что такое природные ресурсы и как их использует человек Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы» Природа, природные ресурсы $31 прочитать 2 неделя мая 65 Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы» 1 Ответить на вопросы стр.144 3 неделя мая 66 Удивительные уголки природы. 1 Особо охраняемые природные территории нашего улуса – ресурсные резерваты «Белянка», «Келе», «Китчан» и национальный природный парк «Усть-Вилюйский» работа с картой стр.147 3 неделя мая 67 Урок-обобщение по разделу «Человек и природа» 1 $32 пересказ 4 неделя мая Раздел VIII. Будущее родного улуса
68 Будущее родного улуса 1 Планы на будущее развитие Кобяйского улуса $33 прочитать 4 неделя мая 69 Творческий урок «Улус в будущем в моем представлении» 1 Творческая работа стр.150 5 неделя мая 70 Повторение изученного за год 1 5 неделя мая Что такое хозяйство. Скотоводство. Коневодство. Оленеводство. Звероводство. Растениеводство.
Что такое промышленность. Промышленность Кобяйского улуса: газовая промышленность, угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность, пищевая промышленность. Строительство. Сфера услуг. Транспорт. Связь. Торговля и питание. Образование. Здравоохранение. Культура и спорт.
Природа живая и неживая. Природные ресурсы: минеральные, водные, земельные, лесные, биологические, рекреационные.
Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий: ресурсные резерваты, природный парк.
Добыча природного газа и угля. Добыча руд металлов. Развитие электроэнергетики. Развитие сельского хозяйства. Рыболовство. Развитие образования и здравоохранения. Развитие туризма.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно-методический комплекс (УМК):
Оборудование кабинета включает комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
• компьютер,
• мультимедиапроектор,
• комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
• комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
• учебно-методическая, справочно-информационная литература:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
1 Компас ученический
2 Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр)
3 Линейка визирная
4 Рулетка
Модели
5 Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)
6 Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)
Натуральные объекты. Коллекции
7 Коллекция горных пород и минералов
8 Коллекция полезных ископаемых различных типов
9 Коллекция поделочных камней
10 Гербарий растений
Учебная литература
Учебник
№ Учебники Авторы Класс Издательство Год выпуска
1 Мой край Кобяйский (учебное пособие по курсу «Родной край») Белоконева И.А., Демещук С.А., Иванова Р.В. и др. 5 Якутск: Дани-Алмас, 2014 2014
Атлас
№ Название Авторы Издательство Год выпуска
1 Кобяйский улус Республики Саха (Якутия) Иванова С.А., Колейка Я., Прокопьев А.В. и др. Якутск 2014