«Метр. Соотношения между единицами длины»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАпо математике
во 2 «Г» классе
Разработала учитель начальных классов Гусева Светлана Алексеевна
г.о. Самара, 2015
Предмет: Математика
УМК: «Начальная школа XXI века»
Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
Класс/ возраст детей: 2 «Г»/8-9 лет
Тема: «Метр. Соотношения между единицами длины»Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности
Регулятивные: знать алгоритм измерения; работать с данными (схемами, таблицами).
Познавательные: устанавливать соотношения между единицами длины: метром, дециметром, сантиметром.
Коммуникативные: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
Цель: рассмотреть соотношения между единицами длины- метром, дециметром и сантиметром; познакомить учащихся с единицами длины на Руси.
Задачи:
формировать умение устанавливать соотношения между единицами длины: метром, дециметром, сантиметром; совершенствовать вычислительные навыки.
развивать умение анализировать.
способствовать воспитанию потребности узнавать новое; расширять свои знания; проявлять интерес к занятиям математикой.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.Дата проведения: 24. 09. 2015
Ресурсы: учебник по математике Рудницкой В. Н. 2 класс 1 часть, интерактивная доска, ПК, перзентация.
Этапы занятия,
содержание (задания) Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы и приёмы обучения Формируемые УУД
Организационный момент 1 минута - Добрый день, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Светлана Алексеевна. Проверим свое рабочее место. Все ли готово у вас к уроку? Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых принадлежностей. Словесный(беседа) РУУД: умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.
Актуализация опорных знаний. 10-15 минут Открываем тетради. Отступаем вниз 4 клеточки записываем число классная работа.
- Давайте начнем работу с математической разминки, которую мы проведем в виде теста.1)Наибольшее двузначное число;
2)Число, предшествующее 30;
3)Число, которое стоит между числами 56 и 58;
4)Число, следующее за числом 64;
5)Число, которое на 7 больше 8;
6)Число, равное сумме чисел 9 и 7;
7)Уменьшите число 12 на 8;
8)Первое слагаемое 6, второе 9, чему равна сумма.
9)На сколько число 20 больше 10.
10)Какое число получится, если от наибольшего круглого двузначного числа отнять наименьшее двузначное число.
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте его работу. Ответы к разминке на доске .Напротив правильного ответа ставьте «+», а на против неправильного ответа ставьте «- »
Решим несколько примеров. Посмотрите на доску.
4+7=13-5=
9+7=
11-4=
7+8=
8+8=12-4=
16-8=
9+5=13-7=
Записывают.
В тетради:
-99
-29
-57
-65
-15
-16
-4
-15
-10
-80
Выполняют взаимопроверку по эталону на доске
Письмо с комментированием.
(по цепочке)
4+7=11
13-5=8
9+7=16
11-4=7
7+8=15
8+8=16
12-4=8
16-8=8
9+5=14
13-7=6
Практический(тест)
Групповая(работа в парах)
Практический(упражнение)
ПУУД: Умение структурировать свои знания, умения, навыки.
РУУД: Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Целеполагание 3 минуты -Ребята, о какой величине вы говорили на предыдущих уроках?
Сегодня мы продолжим говорить об этом.
-О длине
Словесный(беседа) РУУД: умение принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий
ПУУД: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план
Систематизация и обобщение изученного материала
Физкульт. Минутка 7 минут
1 минута Напомните мне что такое длина?
С помощью чего измеряется длина?
А какие единицы измерения длины вам известны?
Как обозначаются эти единицы ?
Какая из этих единиц измерения самая маленькая?
Какие предметы можно измерить в сантиметрах?
Какая следующая по величине?
Какие предметы с помощью дециметров можно измерить?
И наконец с какой единицей измерения длины вы познакомились на прошлом уроке?
Что можно измерить в метрах?
-Раздаю карточки с заданием:
1м =… дм
1м =…см
1дм =…см
В таких единицах измерения в наше время люди привыкли измерять длину различных предметов, но раньше у каждой страны были свои единицы измерения длины. Например, на Руси существовали такие единицы измерения как аршин, вершок, пядь, косая сажень.
Аршин- это расстояние от шеи человека до пальцев кисти при вытянутой руке.( примерно 72 см)
(На доску вывешивается карточка с записью Аршин))Вершок-это примерно 4,5 см. (половина пальца)(на доску вывешивается карточка с записью Вершок)
Пядь-расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при наибольшем их удалении примерно 18 см(на доску вывешивается карточка с записью пядь)
Косая сажень- эта единица измерения равна 2,47 м . Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой руки вверх до пальцев противоположенной ей ноги. (на доску вывешивается запись)
А кто-нибудь из вас встречался с такими словами?
Где?

Конечно, в сказках такие слова встречаются часто.
Например, в сказке «Конек-горбунок» когда Иван поймал лошадь, она ему сказала:
Двух рожу тебе коней
— Да таких, каких поныне Не бывало и в помине;
...Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.. . Представляете теперь каким маленьким, на самом деле был Конек- Горбунок
-Отвечают(это протяженность на плоскости каких-либо предметов)
- с помощью линейки
-сантиметр, дециметр, метр
К доске выходит ученик и записывает см, дм, м
- сантиметр
Тетрадь, учебник, ручку и тд.
-дециметр
-столы, парты и т.д.
-метр
-классную комнату, стены
Решают
1м =10 дм
1м =100 см
1дм =10 см
Слушают учителя. Смотрят
( демонстрирую как выглядела та или иная единица измерения)
- да/ нет
- сказках
Словесный(беседа)
Словесный(объяснение, разъяснение)
Словесный (беседа)
К: умение вести и вступать в учебный диалог; умение задавать вопросы;
строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
КУУД: умение отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения.
КУУД: умение слушать и понимать речь других.
Закрепление полученных знаний 10 минут Посмотрите на доску. Закончите равенство.
2 дес. 1 ед.=…ед.
2дм 1см =…..см
3 дес. 4 ед.=…ед.
3м 4 дм =….дм
5 дес. =…ед
5 дм =….см
7 дес. =ед.
7м =…дм
3дес. 2 ед. =….ед.
3 м 2 дм =….дм
Записываем в тетради слово Задача.
От куска проволоки длиной 5 дм 7 см отрезали 14 см. Какова длина оставшейся части?
Ребята о чем говорится в задаче?Что говорится о проволоке?
Что сделали с проволокой?
Что нужно найти?
Как будем записывать краткую запись? У нас было 5 дм 7 см проволоки, от нее отрезали 14 см. Сколько осталось?Какой вопрос в задаче?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Что нужно сделать?
Итак, сколько у нас получится если перевести длину проволоки в сантиметры?
Теперь мы можем узнать длину оставшейся части проволоки?
Каким действием мы сможем это узнать?
Почему?
Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?: Какова длина оставшейся части проволоки?
А сколько это будет если длину проволоки перевести в дециметры?
Записываем ответ полностью осталось 4 дм 3 см проволоки.
Откроем учебник на странице 41 и найдем задание под номером 22.
Вычислим.
2 дм 5 см +4 см=8дм 3 см +1 дм=3 м 6 дм +2 дм=8м+ 7 м = Поднимают руку отвечают, выходят к доске записывают ответ.
2 дес. 1 ед.=21 ед.
2дм 1см =21 см
3 дес. 4 ед.=34 ед.
3м 4 дм =34 дм
5 дес. =50 ед
5 дм =50 см
7 дес. = 70 ед.
7м =70 дм
3дес. 2 ед. =32 ед.
3 м 2 дм =32 дм
Записывают слово задача.
На доске появляется текст задачи. Читают задачу.
- о проволоке
-длина проволоки 5 дм 7 см
От нее отрезали 14 см
.-оставшуюся часть проволоки
-оформляют краткую запись:
Было- 5 дм 7 см
Отрезали- 14 см
Осталось- ?
-Нет
- Нам не удобно отнимать от дециметров сантиметры.
-перевести дм в см
5 дм 7 см = 57 см.
- можем
-вычитанием
-остаток находим с помощью вычитания
57-14 = 43 см
-43 см
43 см =4 дм 3 см
-записывают ответ: осталось 4 дм 3 см проволоки.
Читают задание, вычисляют.
2 дм 5 см +4 см=2 дм 9 см
8дм 3 см +1 дм= 9 дм 3 см
3 м 6 дм +2 дм= 3 м 8 дм
8м+ 7 м = 15 м
Практический(работа у доски)
Практический (работа над задачей)
РУУД: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради.
Итог урока
2 минуты
Чем мы сегодня занимались на уроке?
О какой величине вели разговор?
А какие единицы измерения длины для вас явились новыми? Повторили единицы измерения длины.
О метре
- аршин, вершок, пядь, косая сажень.
Словесный(беседа) Рефлексия 1 минута Какие задания для вас были легкими?
Какие вызывали у вас затруднения?
Почему? Отвечают Словесный РУУД: умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
ЛУУД: способность
к самооценке своих действий, поступков
Домашнее задание Запишите домашнее задание страница 41 номер 24. Записывают домашнее задание.