ДОКЛАД НА ТЕМУ:СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.


ДОКЛАД НА ТЕМУ:СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметныхзнаний и навыков в рамках отдельных дисциплин Стандарт устанавливает требования:К личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.К предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира..Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.Основными результатами начального образования являются:• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.Технологическая карта позволит учителю:• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;• на практике реализовать межпредметные связи;• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.Структура технологической карты.• 1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.• 2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.• 3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.• 4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).• 5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.• 6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.• 7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.Этапы работы над технологической картой:1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.4. Формулировка цели каждого этапа урока.5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).6. Выбор форм работы на уроке:- индивидуальная;- фронтальная;- парная;- групповая.7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.Структура технологической карты.1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.Таким образом, структура современного урока, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту 2поколения позволяет достичь необходимого уровня в процессе обучения, и существенно повысить его качество.