Создание и использование развивающей среды групповых и других помещений, участков для прогулок


Создание и использование развивающей среды групповых и других помещений, участков для прогулок
Создавая предметно – развивающую среду в группе и на участке детского сада, я добивалась того, чтобы среда выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Предметно – развивающая среда в моей группе определяется особенностями личностно – ориентированной модели общения с дошкольниками, их возрастными особенностями и интересами и создана в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы МАДОУ которая предполагает:
- Последовательное изменение предметно – игровой среды в соответствии с возрастом детей.
- Учет половых особенностей и предпочтений детей.
- Направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создания положительных взаимоотношений между детьми.
- Развитие творческих замыслов и их индивидуальных проявлений.
Старалась создать такую среду, которая работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Организацию развивающей среды в группе строила с учётом ФГОС, таким образом, чтобы дать возможность более эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
При создании предметно- развивающей среды стремилась к разумному насыщению среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент которой обладал бы педагогической ценностью.
Совместно мной и родителями были созданы пособия, которые имеют образовательно – развивающее значение. Например, оборудован мини центр логических игр, в котором сосредоточены игры на развитие памяти, логического действия сравнения, на узнавание по описанию, преобразование, ориентировку по схемам («Найди ошибки», «Измени ход», «Что изменилось?», «Найди отличия», игры – головоломки, шашки, шахматы, и др.,) Данный мини центр занимает небольшую площадь и находится в тихом уголке группы.
Модель развивающей среды моей группы включает инновационные компоненты в виде мини - музеев. В создании мини – музеев разной тематической направленности принимали активное участие родители, и сами дети (Мини –музеи - часов, динозавров, книг, игрушек и др.,) Использование мини –музеев, как элемента развивающей среды помогает в развитии у детей познавательного интереса, расширения кругозора, в развитии дизайнерских способностей при оформлении выставочных экспозиций, способствует развитию коммуникативных навыков. Дети часто сами предлагают темы мини выставок, и принимают активное участие в поисках экспонатов, а иногда проводят экскурсии для детей соседних групп, выступая в роли экскурсоводов.
Стремлюсь периодически преобразовывать среду группы, обновлять с учётом специфики детского восприятия. (тематические выставки, мини –музеи, выставки детского творчества, фотовыставки, семейные газеты). Такой материал размещаю в группе, коридоре дети и родители с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Такая совместная работа приносит взрослым и детям большую радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, доверительные отношения между взрослым и ребёнком. Предметно – пространственная среда в моей группе меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже одного раза в две -три недели.
Оборудование и материалы для одной образовательной области использую в ходе реализации других областей. (Изобразительные материалы, расположенные в центре изобразительной деятельности используются детьми для создания художественно – творческих работ, исследовательской деятельности, сюжетно – ролевых игр.)
При оформлении группы с учётом гендерного подхода дифференцирую на шкафчиках для одежды метки для мальчиков и девочек (девочкам: цветы, куклы и др., мальчикам: машины, самолеты, др. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек.
В групповой комнате имеются развивающие дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек и аналогично для мальчиков. Девочки больше любят проводить время на «островках» сюжетно – ролевых игр, ряженья; мальчики на «островках» конструирования, центрах двигательной активности.
При современном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (Семья, Путешествие, Спасатели и др.).
Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти себе дело и занятие по душе в группе выделены «Островки» организации определённого вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребёнка можно легко и быстро преобразовать в другой. Размещение «островков» удобно для организации коллективной и индивидуальной деятельности. «Островок будущего школьника – это специально отведенное место, тематически оснащенное печатными буквами, таблицами, картами, книгами с крупным шрифтом, материалами, отражающие школьную тему, картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.
Организовала его, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол и шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам.
Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, в целях развития интеллекта, совместно с родителями создали «Маленькую лабораторию», оснащенную колбами разного размера, магнитами, лупами и др. материалами, которые помогают детям делать первые в их жизни открытия. Дети экспериментируют с водой, песком, изготовляют под моим руководством мыльные пузыри и мыло в подарок мамам, наблюдают за ростом растений в мини – огороде, выращенные лук, петрушку, укроп используем для витаминизации блюд.
Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно – оздоровительный «островок Здоровята» расположен вдали от играющих детей. Этот «островок» оснащен всем необходимым для развития двигательной активности детей (мячи разных размеров, скакалки, кегли, совместно с родителями мы изготовили массажные коврики, для профилактики плоскостопия у детей). Вечерами дети часто объединяются в группу и организуют соревнования по прыжкам через скакалку, прыжкам в длину, прыжкам через предметы. В группе есть дети, посещающие спортивные секции, как правило они и являются помощниками в организации таких игр.
«Островок уединения» в группе это то место, где можно рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть отдохнуть в кресле от детского коллектива, рассказать свой секрет подушке «Думочке» - этим простым способом достигаю создания «своего» личного пространства, здесь же находится зеркало для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.
Театральный и сюжетно – ролевые «островки» располагаются не далеко друг от друга. Ширмы помогают в организации этих пространств. В «театральном островке» есть наборы пальчиковых и плоскостных фигур, маски сказочных героев для разыгрывания знакомых сказок.
«Островок Волшебная кисточка» - мобильный. Располагается по запросу детей, оснащен мольбертом, цветными карандашами, мелками, губками из поролона, бумагой разного размера и др. Деятельность на этом «островке» развивает художественный вкус, внимание, усидчивость, любознательность. Созданные детьми работы вывешиваем на специальный стенд в коридоре, чтобы их могли видеть родители и дети соседних групп.
«Островок ряженья» позволяет ребёнку направленно изменить свой облик, познавая себя.
«Островок Умные книги» оснащен книгами разной тематики, каждый ребёнок может выбрать и рассмотреть интересующую его книгу, поделиться впечатлениями с друзьями. Часто дети, рассматривая книги начинают сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Школа». Дошкольники свободно могут брать домой любую книгу с «островка Умные книги» для совместного чтения с родителями. В подготовительной группе дети сами переписывают название книги, которую хотят взять в специальную тетрадь, которая находится на книжной полке, если испытывают трудности в написании, то обращаются к другим детям, а не воспитателю. У детей развиваются коммуникативные способности, чувство ответственности за групповую книгу.
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещений группы, старалась выдерживать единый стиль. Стены, жалюзи, подобранные в светло розовой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Мебель светлая, столы и стулья гармонируют по цветовой гамме. Ремонт в группе организовали и провели родители, в своей работе я стараюсь всегда опираться на помощь родителей.
Важным при организации предметно развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Мебель подобранна в соответствии с ГОСТ 19301 – 94. Расположение мебели и прочего оборудования в групповой комнате отвечает требованиям техники безопасности и санитарно – гигиеническим требованиям, вся мебель имеет маркировку соответствующую росту ребёнка и его физиологии.
Старалась создать такую предметно – развивающую среду, которая работала бы на развитие самостоятельности ребёнка. В организованной мною предметно – развивающей среде каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Одни дети играют в шахматы, другие рисуют, кто-то рассматривает книги, некоторые самостоятельно организуют сюжетно- ролевые игры, занимаются спортом, ставят опыты.
При создании предметной среды я исходила из антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей. Все части пространства меняются в зависимости от конкретных задач момента и обладают возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные трансформируемые границы, чтобы каждый «островок» при необходимости мог вмещать всех желающих. Каждый «островок» легко меняет свой облик. Он может быть и лабораторией и мастерской для продуктивной деятельности и местом для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми.
Создавая развивающую среду в своей группе, постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. В 2014 году принимала участие в городском конкурсе «Лучшая группа ДОУ».
Территория участка группы – это место для игр, прогулок, наблюдений. Это тоже предметно –развивающая среда, которая дает возможность детям исследовать, проводить опыты, трудиться, наблюдать, а потом отражать в театральной, музыкальной, изобразительной деятельности свои впечатления. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, оздоровляло физически, постаралась совместно с родителями, создать такую развивающую среду, которая не только радовала бы детей эстетически, но и помогала в их интеллектуальном развитии. На участке из старых колес, бачков, бутылок появились замечательные объекты: лавка – кот, оригинальные клумбы для цветов, мини – огород в виде паровоза с вагончиками, и др. Дети с удовольствием рассматривают поделки, считают их, ухаживают за цветами и овощами на мини – огороде, делятся впечатлениями друг с другом и родителями.
Считаю, что организованная мною совместно с родителями предметно – развивающая среда позволила практически снять конфликтность в общении детей друг с другом, устранить синдром тревожности в отсутствии близкого человека, успешно помогает детям в самореализации и включении их в различные виды образовательной деятельности.