Комплект карт самостоятельной работы. Дисциплина основы латинского языка с медицинской терминологией


ГАОУ СПО «БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплект карт самостоятельной работы для практических занятий по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Специальность «Сестринское дело»
Курс второй
Составила преподаватель Смирнова Маргарита Юрьевна
2015г
Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Глагол»
Задание1. Выполните в тетради. Перепишите глаголы, выделите их основу, определите, к какому спряжению они относятся.
Неопределенная форма основа спряжение перевод
Dāreda 1 Давать
RecipĕreБрать
AudireСлышать
MiscereСмешивать
SterilisāreСтерилизовать
RepetĕreПовторять
SignāreОбозначать
LegĕreЧитать
LaborāreРаботать
DocereУчить
DiscĕreУчиться
Задание 2. Выполните в тетради. Сделайте по образцу (образуйте повелительное наклонение единственного и множественного числа от глаголов, сделайте перевод)
Неопределенная форма Повелит. накл. ед. числа Повелит. накл. мн. числа
DāreDa – дай, выдай Date – дайте, выдайте
RecipĕreAudireMiscereSterilisāreRepetĕreSignāreLegereLaborāreDocereDiscĕreЗадание 3. Выполните в тетради. Сделайте по образцу (образуйте сослагательное наклонение страдательного залога единственного и множественного числа от глаголов, сделайте перевод)
Неопределенная форма сослагат. накл. ед. числа сослагат. накл. мн. числа
DāreDetur – пусть будет выдано. Выдать. Dentur – пусть будут выданы. Выдать.
MiscereSterilisāreSignāreсослагат. накл. ед. числа действ. залог сослагат. накл. мн. числа действ. залог
FiĕriКарта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Существительные первого склонения. Несогласованное определение»
Задание 1. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе существительное «ребро»
1
costa, ae, f - ребро
sing. plur.
Nom. сost-a ребро cost-ae рёбра
Gen. cost… cost…
Acc. cost… cost…
Abl. cost… cost…
Задание 2. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «вода мяты». Помните, что несогласованное определение всегда отвечает на вопрос родительного падежа.

что? 1 чего? 1
aqua, ae, f – вода;Menta, ae, f - мята
singularispluralisNom. aqua Mentaeaquae MentaeGen. aqu… Ment…aqu… Ment…
Acc. aqu… Ment…aqu… Ment…
Abl. aqu… Ment… aqu… Ment…
Задание 3. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «трава ландыша». Помните, что несогласованное определение всегда отвечает на вопрос родительного падежа.
что? 1 чего? 1
herba, ae, f – трава;Convallaria, ae, f - ландыш
singularispluralisNom. herba Convallariaeherbae ConvallariaeGen. herb… Convallari…herb… Convallari…
Acc. herb… Convallari…herb… Convallari…
Abl. herb… Convallari… herb… Convallari…
Задание 4. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «таблетка алоэ». Помните о латинизированных греческих существительных.
что? 1 чего? 1
tabuletta, ae, f – таблетка;Aloё, ёs, f - алоэ
singularispluralisNom. tabuletta Aloёstabulettae Aloёs
Gen. tabulett… Alo…tabulett… Alo…
Acc. tabulett… Alo…tabulett… Alo…
Abl. tabulett… Alo… tabulett… Alo…

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Существительные второго склонения. Несогласованное определение»
Задание 1. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе существительные «мышца», «мальчик, ребёнок»
musculus, i, m - мышца;puer, eri, m – ребёнок
singularispluralisNom.musculus, puermusculi, pueriGen.muscul…, puer …muscul…, puer …
Acc.muscul…, puer …muscul…, puer …
Abl.muscul…, puer …muscul…, puer …
Задание 2. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «борозда головного мозга». Помните, что несогласованное определение всегда отвечает на вопрос родительного падежа.
sulcus, i, m - борозда;encephalon, i, n – головной мозг
singularispluralisNom.sulcus encephalisulci encephaliGen.sulc… encephal…sulc… encephal…
Acc.sulc… encephal…sulc… encephal…
Abl.sulc… encephal…sulc… encephal…
Задание 3. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «настой травы пустырника». Помните, что несогласованные определения всегда отвечают на вопрос родительного падежа.
infusum, i, n - настой; herba, ae, f – трава; Leonurus, i, m – пустырник
singularispluralisNom.infusum herbae Leonuriinfusa herbae Leonuri
Gen.infus… herb… Leonur…infus… herb… Leonur…
Acc.infus… herb… Leonur…infus… herb… Leonur…
Abl.infus… herb… Leonur…infus… herb… Leonur…
Задание 4. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «препарат синтомицина».
praeparatum, i, n - препарат;Synthomycinum, i, n – синтомицин
singularispluralisNom.praeparatum Synthomycinipraeparata Synthomycini
Gen.praeparat… Synthomycin…praeparat… Synthomycin…
Acc.praeparat… Synthomycin…praeparat… Synthomycin…
Abl.praeparat… Synthomycin…praeparat… Synthomycin…
Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Рецептура. Предлоги в рецептах»
Задание 1. Оформить латинскую часть рецептов
Возьми: Настойки ландыша 15мл.
Выдай.
Обозначь.
#
Возьми: Таблетки алоэ числом 20
Выдать!
Обозначить!
#
Возьми: Фурацилиновой мази 0.2% - 20.0
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено.
#
Возьми: Настойки ландыша
Настойки валерианы по 15 мл.
Смешать! Выдать! Обозначить!
#
Возьми: Рибофлавина 0.01
Сахара 0.3
Смешай, пусть получится порошок.
Выдай такие дозы числом 20
Обозначь.
Задание 2. Запишите и запомните предлоги в рецептах
in ampullis – в ампулах
in capsulis – в капсулах
in tabulettis – в таблетках
pro injectionibus – для инъекций
pro infantibus – для детей
sub linguam – под язык
per rectum – через прямую кишку
per vaginam – через влагалище
Задание 3. Выполните в тетради. Переведите на русский язык следующие выражения:
Свечи с глицерином
Таблетки димедрола для детей
Касторовое масло в капсулах
Смесь для ингаляций
Раствор для инъекций
Выдай в коробочке

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Третье склонение существительных»
Задание 1. Просклонять в тетради на латинском языке в единственном и множественном числе слова: уголь, жидкость (капли), бугор.
сarbo, onis, m – уголь;liquor, oris, f – жидкость; tuber, eris, n - бугор
singularisNom.сarboliquor tuber
Gen.carbonisliquoristuberisAcc.сarbon…liquor…tuber…
Abl.carbon…liquor…tuber…
pluralisNom.carbon…liquor…tuber…
Gen.carbon…liquor…tuber…
Acc.carbon…liquor…tuber…
Abl.carbon…liquor…tuber…
Задание 2. Оформить латинскую часть рецептов:
Возьми: Активированного угля 100,0
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено.
#
Возьми: Нашатырно-анисовых капель 50 мл.
Алтейного сиропа 30.0
Дистиллированной воды до 200 мл.
Выдай. Обозначь.
#
Возьми: Настоя травы термопсиса 6.0 - 180 мл.
Грудного эликсира 6 мл.
Смешать! Выдать! Обозначить!
#
Возьми: Раствора глюкозы 5% 50 мл.
Выдай такие дозы числом 10 в ампулах
Обозначь: для вливаний.

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Четвёртое и пятое склонения существительных»
Задание 1. В тетради письменно просклонять на латинском языке в единственном и множественном числе слова: спирт, колено. Используйте таблицу падежных окончаний.
spiritus, us, m – спирт;genu, us, n – колено
singularisNom.spiritus,genu
Gen.spirit…,gen…
Acc.spirit…,gen…
Abl.spirit…,gen…
pluralisNom.spirit…,gen…
Gen.spirit…,gen…
Acc.spirit…,gen…
Abl.spirit…,gen…
Задание 2. В тетради письменно просклонять на латинском языке в единственном и множественном числе слова: вещь (дело), лицо (поверхность).
res, ei, f – вещь, дело; facies, ei, f – поверхность, лицо
singularis pluralisNom.res,faciesNom.re…,faci…
Gen.re…,faci…Gen.re…,faci…
Acc.re…,faci…Acc.re…,faci…
Abl.re…,faci…Abl.re…,faci…
Задание 3. Переведите с латинского на русский:
Status naturalisStatus communisHabitus aegrotiAbscessus pulmonisFacies vertebrae
Caries dentisDosis pro cursuDosis pro die

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Имя прилагательное. Прилагательные первой группы. Согласованное определение»
Задание 1. В тетради письменно просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе прилагательное «спиртовой» во всех трех родах.
m f n
spirituosus, a, um - спиртовой, ая, оеsingularismascul. femin. neutr.
Nom. spirituosusspirituosaspirituosumGen. spirituos…spirituos…spirituos…
Acc. spirituos…spirituos…spirituos…
Abl. spirituos…spirituos…spirituos…
pluralisNom. spirituosispirituosaespirituosaGen. spirituos…spirituos…spirituos…
Acc. spirituos…spirituos…spirituos…
Abl. spirituos…spirituos…spirituos…
Задание 2. В тетради письменно просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе прилагательное «красный» во всех трех родах.
m f n
ruber, bra, brum - красный, ая, оеsingularismascul. femin. neutr.
Nom. ruber,rubra,rubrumGen. rub…,rubr…,rubr…
Acc. rub…,rubr…,rubr…
Abl. rub…,rubr…,rubr…
pluralisNom. rubri,rubrae,rubraGen. rub…,rubr…,rubr…
Acc. rub…,rubr…,rubr…
Abl. rub…,rubr…,rubr…
Задание 3. Выполните письменно в тетради. Согласуйте и просклоняйте по падежам в единственном и множественном числе на латинском языке выражения: «горькая настойка»
алгоритм действия
Написать существительное и прилагательное в словарной форме;
Определить склонение и род существительного;
Из словарной формы прилагательного выбрать род, аналогичный существительному;
Написать в именительном падеже сначала существительное, затем прилагательное;
Определить склонение выбранного прилагательного;
Выделить основу существительного и прилагательного;
Изменить по падежам в единственном и множественном числе каждое слово согласно его склонению, постоянно прибавляя падежные окончания к неизменной основе.
1 1
Tinctura, ae, f – настойка amarus, a, um – горький, ая, оеSing.Plur.
Nom.tinctura amara tincturae amaraeGen. tinctur… amar… tinctur… amar…
Acc. tinctur… amar… tinctur… amar…
Abl. tinctur… amar… tinctur… amar…
Задание 4. Напишите на латинском языке согласованные определения - названия кислот. Обратите внимание на окончания.

Аскорбиновая кислота -- Acidum ascorbinicumЛимонная кислота
Фолиевая кислота
Муравьиная кислота
Молочная кислота
Задание 5. Выполните в тетради. Образуйте названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию от перечисленных прилагательных. Согласуйте в именительном падеже множественного числа с существительным “remedium, i, n” и переведите на русский язык
antipyreticus, a, umremedia antipyretica -- противожаровые средстваantibioticus, a, um
heroicus, a, um
hypotensivus, a, um
cholagogus, a, um
narcoticus, a, um
sedativus, a, um
analgeticus, a, um
antisepticus, a, um
analepticus, a, um

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Прилагательные второй группы. Согласованное определение»
Задание 1. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «влагалищная лекарственная свеча»
2 3
suppositorium, i, n – лекарственная свеча; vaginalis, e, – влагалищный, ая, оеSing.Plur.
Nom.suppositorium vaginale suppositoria vaginaliaGen. suppositori… vaginal… suppositori… vaginal…
Acc. suppositori… vaginal… suppositori… vaginal…
Abl. suppositori… vaginal… suppositori… vaginal…
Задание 2. Выполните в тетради. Просклоняйте на латинском языке в единственном и множественном числе выражение «позвоночная поверхность»
5 f,mfacies, ei, f – поверхность; vertebralis, e – позвоночный, ая, оеsing.plur.
Nom.facies vertebralis facies vertebralesGen. faci… vertebral… faci… vertebral…
Acc. faci… vertebral…faci… vertebral…
Abl. faci… vertebral…faci… vertebral…
Задание 3. Переведите на русский язык выражения. Обратите внимание, что в задании использованы прилагательные разных групп.
Dosis letalisSpecies pectoralisMusculus latusVena cava superior
Foramen caecum
Fonticulus anterior
Arteria accessoriaConvallaria majalisApex pulmonisCanalis vertebralisTuber frontaleCavitas tympanicaMargo occipitalis
Cartilago thyroideaЗадание 4. Оформить латинскую часть рецепта
Возьми: Спиртового раствора йода 5% -10 мл.
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено.
Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Числительные приставки»
Задание 1. Переписать в тетрадь. Выделить частотные отрезки и объяснить их значения в названиях лекарственных препаратов. Красной чертой подчеркнуть названия препаратов, обладающих местно-обезболивающим действием, зелёной чертой подчеркнуть названия препаратов- антибиотиков группы пенициллина
AethylmorphinumOxacillinumTrimecainumTheophyllinumXycainumMeticillinumErytromycinumNovocainumPlatyphyllinumLidocainumBenzylpenicillinumDicainumPhenoxymethylpenicillinumFuracilinum BicillinumЗадание 2. Выполните столбиком в тетради. Разделите названия лекарственных препаратов на частотные отрезки. Извлеките смысл из названий.
1. Pentalginum пять, боль- обезболивающий препарат из пяти компонентов
2. Pentavitum
3. Hexavitum
4. Decamevitum
5. Undevitum
6. Revitum7. ComplevitumЗадание 3. Заполните графы таблицы наименованиями лекарственных препаратов, имеющих общий частотный отрезок
Sedalginum, Aethazolum, Pentalginum, Valocordinum, Dibazolum, Pyrcophenum, Valodolum, Amidopyrinum, Erythromycinum, Analginum, Sibazonum, Furacilinum, Antipyrinum, Glycerinum, Pyocidum, Naphtizinum, Aspyrinum, Pyrabutolum, Norsulfazolumпротивожаровыеазотсодержащие болеутоляющие
Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Химическая номенклатура»
Задание №1. Образуйте в тетради латинские названия следующих соединений.
Оксид кальция
Пероксид натрия
Гидроксид бора
Оксид ртути
Оксид цинка
Оксид магния
Пероксид магния
Гидроксид магния
Оксид свинца
Гидроксид кальция
Пероксид водорода
Закись азота
Задание №2. Оформите латинскую часть рецептов.
1. Возьми: Цинковой пасты 20,0
Выдай. Обозначь.
#
2. Возьми: Драже аскорбиновой кислоты 0,05 числом 50
Выдай. Обозначь.
#
3. Возьми: Раствора сульфата магния 25% 10 мл.
Выдай такие дозы числом 5 в ампулах.
Обозначь.
4. Возьми: Таблетки оротата калия 0,5 числом 60
Выдай. Обозначь.
#
5. Возьми: Разведенного раствора перекиси водорода 3% 500мл
Выдай. Обозначь.
#
6. Возьми: Раствора дихлорида ртути 1: 1000-500мл
Выдай. Обозначь.
#
7. Возьми: Таблетки тетрациклина гидрохлорида 0,1 числом 20
Выдай. Обозначь.
Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Словообразование. Греко-латинские дублеты»
Задание 1. Перепишите столбиком в тетрадь. Переведите на русский язык следующие термины:
dysphagiahypoplasiaanuriaglycaemiacardiogrammarhinoscopiadesinfectiothermometriahyperthermiahydrophobiaЗадание 2. Напишите греко-латинские дублеты к словам
русское словогреч. кореньлатинское слово
глаз-ophthalm-oculus
вода
матка
нерв
нос
сердце
желудок
кровь
молочная железа
сахар
боль
Задание 3. Сконструируйте клинические термины со значением «заболевание» со словами, обозначающими названия органов: почка, мочевой пузырь, желчный пузырь, легкое, кость, позвонок, селезёнка, бронх, молочная железа, желудок.
пример: cardiopathia заболевание сердца
hepatopathia заболевание печени

Карта самостоятельной работы к практическому занятию по теме «Словообразование. Суффиксы клинической терминологии»
Задание 1. Выполните столбиком в тетради. Напишите русский перевод к следующим греко -латинским дублетам. При необходимости воспользуйтесь словарём учебника.
греческий кореньлатинское словорусский эквивалент
-aden-glandulaжелеза
-onco-tumor
-lapar-abdomen
-ot-auris-chol-bilis-gynec-femina
Задание 2. Переведите на русский язык (извлеките понятие) следующие термины:
dysuria - расстройство мочевыделения
oligouriapolyuriahyperglykaemiamammographiaotorrhoeadesinsectiometrorrhagiagastrorrhaphiaspasmophiliaЗадание 3. Выполните столбиком в тетради. Переведите на русский язык (извлеките понятие) следующие термины:
myositis - воспалительное заболевание мышц
cholelithiasissarcomacarcinomaneurosisneuritishepatitishepatosisnephritisnephrosisadenomatosiscystitisfibromagastritis