Рабочая программа по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Черемховский медицинский техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
по специальности _____060101 «Лечебное дело»
2014
ОДОБРЕНА
ЦМК «Общепрофессиональных
дисциплин»
Протокол № _____
от «___» ____________ 20__ г.
Председатель __________Н.Н.Краевская
Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника
по специальности 060101 «Лечебное дело»
Заместитель директора по учебной работе
_________ Вершинина Н.А.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
060101 Лечебное дело, входящее в укрупненную группу 060000 Здравоохранение, по направлению 060101 Лечебное дело
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Черемховский медицинский техникум»
Разработчики:
Тушина Маргарита Викторовна – преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт образовательной программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации учебной дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
стр.
5
6
11
13
1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 060101 «Лечебное дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060101 Лечебное дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
(ОП.07).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель обучения дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»-заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика, способность и готовность к использованию медицинской терминологии (анатомической, фармацевтической, клинической), реализации этико-деонтологических принципов при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
(теория – 18 часов, практические занятия – 18 часов);
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Заполнение рецептурной тетради
1
Лингвистический проект
4
Составление таблиц
1
составление тематических кроссвордов
2
подготовка сообщений
1
Написание эссе
6
Подготовка к конференции «Общекультурное значение латинского языка»
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. тематический план и содержание образовательной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Фонетика
5
Тема 1.1.
Введение. Фонетика.
Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.
Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных и согласных букв, буквосочетания. Долгота и краткость слога. Правила ударения и правила чтения.
2
3
Практическое занятие.
2
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения «История развития латиницы».
1
Раздел 2 .
Морфология
23
Тема 2.1.
Имя существительное
1-2 склонений
Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.
Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.
2
3
Практическое занятие.
2
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда
2
Тема 2.2.
3-е, 4-е ,5-е склонения имен существительных
Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных.
Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений.
2
3
Практическое занятие.
2
Самостоятельная работа:
Подготовка эссе «Gaudeaums» в студенческом мире».
2
Тема 2.3.
Имя прилагательное
Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии
2
3
Практическое занятие.
2
Самостоятельная работа:
составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»
1
Тема 2.4.
Глагол
Х°Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.
2
Практическое занятие
2
Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»
2
Раздел 3.
Рецепт.
5
Тема 3.1
Латинская часть рецепта.
Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).
2
3
Практическое занятие.
2
Самостоятельная работа:
заполнение рецептурной тетради
1
Раздел 4.
Клиническая терминология
19
Тема 4.1.
Латинские и
греческие корни
и приставки
Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки
Греческие клинические ТЭ.
2
3
Тема 4.2.
Греко-латинские дублеты.
Важнейшие греко-латинские дублеты. Использование в медицинской терминологии
2
Самостоятельная работа:
написание эссе «Клятва Гиппократа. Значение для профессиональной деятельности специалиста-медика».
2
Практическое занятие
2
3
Тема 4.3.
Суффиксы в клинической терминологии. Латинские и греческие числительные. Предлоги.
Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.
Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы.
2
Практическое занятие
2
Самостоятельная работа:
выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-греческого) медицинских терминов»
2
подготовка к проведению конференции «Общекультурное значение латинского языка».
3
подготовка эссе «Вечные истины на вечной латыни».
2
Раздел № 5 Зачетное занятие
2
Практическое занятие Выполнение итогового теста. Решение кроссворда «Лексика». Задача «Составь термин ».
2
Всего:
В том числе
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
54
18
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Наглядные пособия: таблицы (фонетические, морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Дополнительные источники:
Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – Москва, Русский язык, 2000
Барсов С.Б. Вечные истины на вечной латыни. – Москва, Центрополиграф, 2004
Ахтёрова О.А. Латинский язык. – Москва, Проспект, 2006
Нечай М.Н. Латинский язык. – Ростов -на-Дону, Феникс, 2007
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
- тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов;
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;
- 500 лексических единиц;
- тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта);
Зачет.
13PAGE 15
13PAGE 14615
13PAGE 15
13PAGE 141315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 615